Эта школа сразу задумывалась как необычная. У нее и название было «Экспериментальная средняя школа №6». Не зря говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Уже больше 40 лет ее коллектив ищет новые пути в образовании, и эти эксперименты оказываются удачными даже в наше смутное время. Учителя школы первыми начали раннее изучение иностранных языков, там углубленно изучали математику, биологию, химию, вводили необычные для средних школ философию и мировую культуру. Школа была пионером во внедрении компьютерных технологий, и элементы онлайн обучения стали осваиваться там задолго до того, как оно стало всеобщей головной болью. Готовя этот материал, я беседовала с учителями школы разных лет, которые помнили ее в 80-90-е годы. На основе их воспоминаний строила свой рассказ. Я благодарна всем, кто мне помог сведениями и фотографиями. Если кто-то вспомнит интересные факты, буду рада включить их в свое повествование.
Школа № 6 была открыта 31 августа 1977 года. Необычна она была, в первую очередь, своими размерами: по проекту в ней одновременно могли учиться 2296 учеников, работало больше 100 учителей. В параллели были не только А и Б, но и Е, Ж, З классы. Таких школ в СССР было всего две. Создавая их, хотели посмотреть: реально ли управлять таким огромным учебным заведением. Про эксперимент скоро забыли, хотя он оказался вполне удачным. Все эти годы руководителям школы удавалось крепко держать штурвал в самые штормовые времена. Вот портреты директоров.
Разговаривая с учителями школы, которые работали здесь много лет, я услышала много хороших слов о директорах. Галина Мадиевна Ахметова зарекомендовала себя как яркий руководитель, еще работая Красногорске. Поэтому ее пригласили директором в самую большую школу Степногорска. Все мои собеседники, работавшие при Галине Мадиевне, отзывались о ней с большим уважением. Я полагаю, именно она определила лицо школы и высокий уровень работы, который здесь поддерживается с тех пор. Не случайно разговаривая с разными учителями, я постоянно слышала: мы — лучшие. Они нацелены на победу. Владимира Федоровича Майзингера вспоминали как человека очень контактного и обаятельного. Кстати, это был единственный директор, избранный на руководящую должность трудовым коллективом. Про Нину Александровну Сидорову, человека умного и эрудированного, говорили, что она очень четко, по-деловому руководила школой, и при этом активно поддерживала интересные начинания учителей, ценила наиболее творческих преподавателей. Валентина Александровна Подманкова — это живая история школы. Она работала там с первого дня, продолжает преподавать и сейчас, говорит, что не мыслит себя без школы. Валентина Александровна пришла в школу молодым преподавателем, через два года стала завучем. И хотя в гороно усомнились поначалу, под силу ли 27-летней учительнице занимать руководящий пост в такой огромной школе, она была завучем при трех директорах, в 1998 возглавила школу, и руководила ею 14 лет, до пенсии. Валентина Александровна много интересного рассказала о 6-й школе, и мое повествование в немалой степени основано на ее воспоминаниях. Вот такой она была, когда начала работать в школе.
Слева сидит Е. Новосядлова, первый комсорг школы. Человек и сегодня очень активный, она написала мне в соцсетях и вспомнила любимых учителей, которых я не назвала в публикации. «Наш военрук — Кабанов Василий Борисович — вообще исключительная личность… на стрельбище давал мне лишние пульки и приговаривал: это для комсорга школы… люблю комсоргов. А еще — Шумкова Изольда Даниловна, Сопова Татьяна Михайловна, наша Безрукова Юлия Андреевна... Да, они уехали из Степногорска: Надан, Безрукова, Майзингер — в Германию. Шумкова — в Израиль. Мы их любили. Они были учителями в школе со дня открытия её.»
Вот несколько старых фото со страницы Рольфа Майзингера, сына Владимира Федоровича Майзингера, которого выпускники вспоминают с большой любовью.
А вот что Елена написала о Николае Алексеевиче Белканове: «В первую очередь хочу сказать о такой замечательной Личности, как наш всеми любимый и уважаемый «Градусник», т. е. о Белканове Николае Алексеевиче. Он был завучем по внеклассной работе и преподавателем иностранных языков. Практически все, что происходило в школе новое, нетрадиционное и интересное — это от него. Первые в городе дискотеки (кстати, в нашей школе) — инициатива «Градусника».
Он же, весьма успешно, курировал работу комсомольской организации школы — руководил, проводил заседания комсомольского комитета школы, писал доклады к собраниям и т.д. Глядя на него, я училась быть организованной, училась видеть и мыслить шире, объемно…».
Николай Алексеевич, выпускник романо-германского факультета МГУ, после Степногорска преподавал в вузах, защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации. Но и сейчас вспоминает годы в степногорской школе, ту атмосферу «подлинной демократии, когда все выслушивали всех».
Елена поделилась со мной и этой фотографией учителей школы начала 80-х.
1 сентября 1977 года вся площадь перед школой до самого СУСа была заполнена людьми. В день открытия школы под камень была заложена капсула с письмом к детям 2000 года. Саму капсулу сделали шефы — ГПЗ-16. В двухтысячном году ее достали. Кто мог знать в 1977, насколько через 23 года другая будет жизнь? Валентина Александровна говорит, что предварительно долго объясняла школьникам и про съезды партии, и про комсомол… Но когда читали письмо, написанное тушью на листе ватмана, в зале была удивительная тишина. Дети почувствовали этот привет через много лет. Оно и сегодня хранится в школе.
Потом начались будни. Легко никогда не было. Пока не построили 7 школу, там училось до 3000 учеников, работали в 3 смены. В новой школе хотели учиться многие. Дело в том, что Галина Мадиевна Ахметова в первый же год отправилась в Алма-Ату и, мотивируя тем, что школа экспериментальная, добилась разрешения преподавать иностранные языки со 2 класса.
Вот что вспоминает Людмила Николаевна Башлыкова, одна из первых «англичанок» школы: «Галина Мадиевна, не получив официального разрешения на открытие экспериментального класса, рискнула начать работу и первую четверть нового учебного года мы начали работать без оплаты, на голом энтузиазме с благословления ГОРОНО. И этого энтузиазма хватило всему коллективу, чтобы вывести школу в число самых лучших школ города. И по сей день она занимает передовые позиции…» А через год 6 школа уже официально работала как языковая.
«Проблем было много: не было учебников (да и в дальнейшем их приходилось привозить пачками из разных городов), не было методических пособий, а учителя не проходили подготовительных курсов – все это было гораздо позже…» Людмила Николаевна очень тепло вспоминает своих коллег-языковедов: Галину Филипповну Воеводину, Надежду Михайловну Польченко, Галию Мугадыловну Кабытаеву, свою бывшую ученицу.
Людмила Николаевна вела английский в первом языковом классе. Это были дети Марии Алексеевны Ульянченко: «Изначально это был обычный класс, но позже в него стали отбирать детей с хорошей успеваемостью и музыкальным слухом. Мне доверили работу в школе №6 именно с ними». Что только ни придумывали учителя, чтоб сделать уроки интересными: проводили уроки в игровой форме, создали кукольный театр на английском языке. В 4 классе уже писали изложения. Особенно вспоминает Людмила Николаевна работу Сони Волковой. Потом появились уроки грамматики и домашнего чтения. Они могли это себе позволить, ведь тогда в школе было 6 часов иностранного языка в неделю. Людмила Николаевна до сих пор гордится победами Ирины Некрасовой и других учеников на олимпиадах. Вот этот класс.
Позднее языковеды стали сотрудничать с садиком «Буратино» так что, приходя в первый класс, дети уже могли немного говорить по-английски. Только в 6 школе есть отдельный завуч по этому предмету. Сначала это был — Н. А. Белканов, потом Л. Н. Башлыкова, Л. М. Понятова, и, наконец, В. В.Осадчая, которая работает до сих пор.
Валентина Васильевна Осадчая прислала мне фотографии преподавателей и немного информации.
Заслуги учителей впечатляют. Ученики школы регулярно побеждают в олимпиадах всех уровней, 12 человек в разные годы выигрывали сложнейший конкурс и отправлялись на год учиться в США. Среди них — Даша Юртаева, Катя Курочкина, Даша Желева, Лиза Звигинцева. Да и сами преподаватели — участники международных конференций, конкурсов, ярмарок инноваций, они создают свои сайты и авторские курсы, побеждают в международных интернет-олимпиадах. Как звучит: участвовала в Международной конференции “Theory Meets Practice: Teacher Training in the Digital Era”, Цуг, Швейцария! А как вам документ: «Международный сертификат по итогам Кембриджского экзамена TKТ CLIL Band 3 (высший уровень)». Невольно робеешь. И вообще, где работают эти милые женщины: в провинциальной средней школе или европейском университете?
А вот самые последние новости: Акимова Екатерина Вячеславовна, Башлыкова Оксана Михайловна, Халитова Гузаль Тавфиковна и Рудская Лилия Николаевна стали обладателями гран-при в Республиканском конкурсе «DON’T WORRY BE A TEACHER” , который организовал образовательный центр «Edu Stream». Посмотрите ролик, где они весело рассказывают о своей жизни в невеселый период пандемии.
К ним нередко приезжали иностранцы — из ЮАР, Канады, США. А Надежда Михайловна Польченко сама не раз ездила за океан. Этот улыбчивый мужчина на фоне Абая — Советник Посла США. Приехал познакомиться с работой школы, откуда дети в их Штаты постоянно ездят.
Кстати, об Абае и о слухах, которые время от времени возникали: дескать, это был памятник Ленину, а на него тюбетейку надели. Мне он никогда не напоминал вождя революции, правда, темненький он по-моему, был лучше, чем золотой. Валентина Александровна вспоминала, что после того, как еще при Г. М. Ахметовой школе присвоили имя Абая, привезли этот памятник. Его поставили прямо в ящике у стены школы, и учителя всю ночь дежурили, сидя по очереди в кабинете директора, чтоб не было никакого вандализма. Так что никто на него не смог бы тюбетейку надеть без их ведома, а они точно не надевали. В школе с тех пор существует традиция возлагать к памятнику цветы 1 сентября и в день рождения поэта.
Валентина Александровна — не единственная учительница, которая работает с основания школы и по сей день. Зоя Николаевна Яблонская, учительница математики, до открытия 6 школы успела поработать на Кварцитке. А с 1977 пришла в школу, и доработала до 2020… Еще немного и будет полвека.
Тогда же пришла в школу Валентина Алексеевна Потеляхина, — учитель пения. Предмет не самый главный — не английский, не математика, но я зашла в социальные сети, посмотрела комментарии — ее вспоминают как одну из любимых учительниц. Я читала потом в газете, как поначалу ей было трудно: работа в 3 смены, так что уроки с утра до вечера, своего кабинета нет, и худенькая небольшого роста учительница с неизменным аккордеоном ходила из класса в класс. Но мне при встрече Валентина Алексеевна говорила о другом: показывала фото и с гордостью рассказывала, что школа неизменно побеждала в городских смотрах художественной самодеятельности. Вот номер самого первого отчетного концерта, который проходил еще не в ДК, а прямо в школе. Сколько же сейчас лет этим ложкарям?
А еще Валентина Алексеевна с большой любовью говорила, о своих талантливых учениках. Например, Новиков Саша, певец потомственный: его бабушка пела еще в Уральском хоре. Валентина Алексеевна учила и его маму, та тоже была солистка. И это далеко не единственный пример, когда ее учениками были сначала папы и мамы, потом их дети.
Вот еще ее звезды. Дима Денисенко не только пел, но и сочинял песни. Девочки из вокальной группы «Куншуак» — это недавние ученицы. Кстати, Валентина Алексеевна еще и концертные костюмы им шила. Какое платье у Аниты Курдюковой!
Учителям пения классное руководство обычно не дают, но у Валентины Алексеевны было два выпуска. Давали всегда временно, а получалось навсегда. Один класс она вела с 3 по 11. В 9 классе мальчики ушли в математический, а в гуманитарном остались одни барышни. Говорит, очень хорошие. Вот их последний звонок. Найдите классного руководителя!
О следующем своем классе она говорит с гордостью: они были очень талантливые, активные, голосистые. Случалось, в конце уроков приглашали ее на дискотеку, оказывается, они все сами организовали. При подготовке последнего звонка главные обиды были: почему они поют две песни, а мы одну? Это их выпускное фото.
А ведь это же те выпускники 2000, к которым было обращено письмо 1977 года!
С Галиной Васильевной Луневой я познакомилась лет 20 назад, когда проводила в библиотеке выставки рукоделий. Не раз приходила в огромный кабинет домоводства 6 школы и всегда находила красивые экспонаты, сделанные в самых разных техниках: вышивки, макраме, бисероплетение и т д.
Галина Васильевна в юности хотела быть учителем, но судьба распорядилась иначе: она стала технологом по пошиву одежды. Работала у нас в ателье, однажды ей сказали, что в 6-й школе ищут учителя домоводства, пришла к Галине Мадиевне и уже назавтра вела уроки. То, что в 1982 году в 42 года она стала учителем, Галина Васильевна и сегодня считает подарком судьбы. Ей всегда было интересно осваивать новые виды рукоделий, и она умела заразить этим детей. Тогда ведь с литературой было плохо. Девочки сами несли то листок из календаря с узором, то моток шпагата. Они первыми освоили модную тогда технику макраме. Увлекались, засиживались после уроков. Зато на выставках школа блистала.
Вот еще одна интересная особенность 6-й школы: в ней всегда было больше, чем в других учителей- мужчин, причем не только по труду и физкультуре. В 80-х здесь преподавали литературу Виктор Александрович Молодовский и Владимир Михайлович Красников, сегодня известные в городе журналисты.
Виктор Александрович Молодовский попал в школу по распределению после института, который закончил с отличием. Он с благодарностью вспоминает своих старших коллег: Татьяну Рафаиловну Кот, Екатерину Александровну Нагорняк, Веру Владимировну Комарову, которые не были его официальными наставниками, но он у них многому научился. Я не раз слышала, что учителя 6 школы ходили на уроки друг к другу не по обязанности, а потому что им было интересно. Вот и Виктор Александрович бывал на уроках, например, у Валентины Степановны Кондратовой, хотя, казалось бы, что ему, литератору, уроки в начальных классах? Но яркая, харизматичная личность этой знаменитой степногорской учительницы интересна сама по себе. Я нашла фото того времени у Натальи Павловны Чернявской. Последний звонок, 1988 г. Майзингер В. Ф., Польченко Н. М., Кот Т. Р., Молодовский В. А., Мушанова Р. К.
Вообще конец 80-х- начало 90-х было самым ярким в нашей жизни. Это было время умных творческих людей, когда на время ослабел бюрократический диктат, мы читали талантливые книги, видели по телевизору по-настоящему замечательных людей, все это потом горячо обсуждалось. Учителя вспоминают, какие интересные разговоры велись тогда в учительской школы, где собирались Т. Р. Кот, Э. Г. Ханина, В. А. Молодовский, Н. П. Чернявская!
Среди других тем, тогда много писали о педагогах-новаторах. Одним из самых известных был ленинградский литератор Е. Н. Ильин. Так, выиграв педагогический конкурс, В. А. Молодовский в виде награды был отправлен в школу к этому знаменитому педагогу, присутствовал на уроках, и это помогло ему укрепиться в своих педагогических идеях. А в конце 80-х, когда В. А. Молодовский и Е. А. Нагорняк начали преподавать мировую литературу и мировую культуру, им не только выписали программу курса из самого Эрмитажа, но и командировали в Москву на семинар к замечательному культурологу В. С. Библеру.
Виктор Александрович, натура артистическая, был с юности увлечен театром. Он вел драматический кружок, лучший в городе. Причем, кроме детских постановок были сценки, где играли учителя. Так, В. М. Красников вспоминает, как они с В. А. Молодовским на вечере Гоголя играли Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, а Татьяна Рафаиловна Кот — Коробочку. Вот бы фото посмотреть! Его ученики прекрасно писали сочинения и рефераты, некоторые из них он хранит до сих пор. Но наиболее точные слова о нем я прочла недавно в социальных сетях. Выпускник школы написал: «Молодовский учил нас мыслить». В школах это бывает нечасто.
Когда-то в походе вместе с В. М. Красниковым они сочинили песню, которая стала гимном школы, ее и сегодня поют на мелодию Юрия Визбора. Валерий Прохоров снял клип.
Владимир Михайлович Красников приехал по распределению работать в 6 школу в 1985 году. Литератором работать трудно: кроме обычной для всех учителей подготовки к урокам каждый день их ждет несколько стопок тетрадей, классное руководство… Вспоминает, что спать хотелось хронически, но работать было интересно. Татьяна Рафаиловна Кот, историк, одна из самых ярких учительниц того времени, вела школьный музей. И после окончания учебного года она, Владимир Михайлович и школьники два лета подряд отправлялись в Смоленскую область по местам боевой славы партизанского соединения -13. Материалы, привезенные из походов, пополняли школьный музей.
Тогда вообще школьники много путешествовали, и это было недорого. Владимир Михайлович поделился несколькими фотографиями таких поездок. Астрахань, Сочи… Ездил он и со своим классом, и с комсомольскими активистами, которые в специальном поезде на зимних каникулах переезжали из города в город, а во время длительных остановок осматривали достопримечательности.
Несмотря на занятость: педсоветы, обходы квартир и прочие вечные занятия учителей, они жили активно. Например, была сборная команда КВН преподавателей. Они соревновались со сборной ГПЗ, «Прогресса». Вот какие веселые!
Я узнала еще один интересный факт. Многие помнят, что в городе в 80-е годы выходила юношеская газета «Кайнар-Родник». Оказывается, выпускать ее начали в 6 школе В. А. Молодовский, В. М. Красников и Р. Х. Юмакулов. Поначалу газета выходила за счет спонсоров, а потом ее взял под свое крыло отдел по делам молодежи, соответственно, она получила финансирование из городского бюджета. Тогда Владимиру Михайловичу предложили перейти в отдел и заняться вплотную газетой. С этого началась его журналистская работа.
Екатерина Александровна Нагорняк работала в 6-й школе недолго — 1986 по 1992 годы, но любит вспоминать то время и творческую атмосферу, которая царила в школе. Историк по образованию, она, кроме своего предмета, начала читать курс мировой культуры, говорит, что ее поддерживали не только в школе, но и в гороно. В те времена ей разрешили вместо политизированного обществоведения вести курс философии по новейшим учебникам. Ученицы потом говорили, что в институтах сдавали философию по ее конспектам. Вот класс Екатерины Александровны, она говорит, что девочки были не только умные, но и самые красивые в школе. И правда, посмотрите.
Людмила Андреевна Гревцова давно живет в России, доцент, кандидат философских наук. Она поделилась со мной фотографиями. Пишет, что, хотя работала в 6 школе всего 5 лет, это время вспоминает как очень интересное. Говорит, творила, что хотела. Например, давала открытые уроки по истории мировой культуры на английском языке. Это сейчас вводится преподавание предметов на иностранных языках, тогда никто о подобном еще не думал. Конечно, преподаватели иностранного помогали. А еще в 90-е годы в школе был сильный клуб дебатов по программе Карла Поппера, начинала ими заниматься как раз Л. А. Гревцова. После нее специалистом в этой области была Е. В. Тарасова. Я когда-то немного сталкивалась с организацией соревнований между школами в дебатах. Конечно, навыки выступлений они дают прекрасные. Вот несколько фотографий любимых учеников и колле Людмилы Андреевны.
Впереди других была школа и в освоении технических средств обучения. Так, именно здесь появились два первых лингафонных кабинета. Кажется, первые компьютеры появились в 4 школе. Но Елена Николаевна Садртдинова, которая пришла в школу в 1991 году преподавать географию, раньше других оценила этих новых помощников учителя. Я помню, что еще в начале 2000-х она была самым авторитетным консультантом педагогов города по работе в разных программах. А учиться делать презентации к ней ходили даже работники гороно. В 2005 году школа получила первый в городе мультимедийный кабинет, который давал учителю возможность не просто делать свой рассказ более наглядным, но видеть на экране работу учащихся, которую они выполняли каждый на своем компьютере. В этом кабинете сама Елена Николаевна вела географию, а еще работали учителя английского языка – Осадчая Валентина Васильевна, Кабытаева Галия Мугадыловна, Кинцель Наталья Васильевна, учитель информатики Косова Елена Викторовна и преподаватель казахского языка Гульшара Казиевна Турганбаева. В 2008 году в кабинете казахского языка появилась интерактивная доска, и казаховеды активно ею пользовались.
Честно говоря, для меня это темный лес, как, наверное, и для большинства учителей. Но, человек увлеченный, Елена Николаевна осваивала все новые программы (ActivInspire, Kahoot, Learningapps, Barabook, Genially), учила всех, кто проявлял интерес.
И уже в 2010-е годы, работая в программе Google class room, она посылала тестовые задания на домашние компьютеры учеников, они тут же отправляли ответы, компьютер их проверял и выставлял оценки. Вот что нужно сегодня всем учителям!
Наталья Павловна Чернявская тоже начала работать в школе с 1977 года, долго была завучем начальных классов, я ее узнала, когда она приходила в библиотеку со своим классом, который вела (опять эксперимент) с 1 по 11 классы. Тех учеников разбросало по всему миру, но они перезваниваются со своей учительницей. А она хранит их фото.
Я благодарна Наталье Павловне за то, что на страничке в ОК среди множества фотоальбомов о ее насыщенной теперешней жизни, путешествиях есть альбомы «Мои любимые ученики» и «Любимые друзья и коллеги». Эти фотографии я взяла у нее.
На мой призыв поделиться воспоминаниями о школе из выпускников откликнулась Ксения Башлыкова, недавняя ее выпускница, а теперь студентка.
Вот что она написала: «Школа-гимназия №6 является особенной для нашей семьи. Здесь учителем английского языка работает моя мама, Башлыкова Оксана Михайловна, одной из первый преподавательниц английского языка проработала моя бабушка, Башлыкова Людмила Николаевна. Мой папа, Башлыков Евгений Сергеевич, был одним из первых выпускников нашей школы, а сейчас моя младшая сестра Анастасия учится в ней.
В школе я с самого детства: мама часто брала меня с собой на работу, и я проводила много времени, гуляя по просторным коридорам и холлам рекреации. Будучи дочерью учительницы, я с раннего возраста видела, какой это удивительный и одновременно непростой труд – обучать детей, потому этот очерк – дань уважения моей школе и благодарность каждодневному труду преподавателей ШГ №6.
Хамутова Ирина Сергеевна была моим классным руководителем в младшей школе, и мне повезло, что именно под ее чутким и грамотным руководством наш класс делал первые шаги в обучении. В старшей школе нашим классным руководителем была Башлыкова Оксана Михайловна, которая не только успевала контролировать расписание, следить за питанием, формой и организовывала поездки с классом, но также вела уроки английского языка, открытые мастер классы, становилась победителем международных конкурсов и успевала быть любящей мамой.
Муканова Гульмира Кадырбековна и Касенова Гульжамал Кенесовна вели в нашем классе казахский язык и казахскую литературу. Та самоотдача, искренность и тепло, которыми были наполнены наши уроки, очень ценились нами. Каждый раз, когда у меня есть возможность побывать в школе, я не упускаю возможность посетить уроки казахского языка и пообщаться с преподавателями.
Русский язык и русскую литературу у нас вела Зозуля Светлана Ивановна. Особенно я любила уроки литературы, когда мы не только дискутировали о поведениях литературных героев, но и сами могли стать с ними одним целым. Под руководством Светланы Ивановны мы создавали открытые уроки, посвященные поэтам и писателям, разыгрывали отрывки из произведений, исполняли песни и читали стихи.
Много времени я посвящала внеучебной деятельности, потому много времени я проводила с Потеляхиной Валентиной Алексеевной и Батаниной Ириной Юрьвеной. Пожалуй, мое самое любимое событие школы – это ежегодный отчетный концерт. Вся школа становилась единым целым, а на плечи Валентины Алексеевны и Ирины Юрьевны всегда возлагалась большая ответственность: подготовить творческие номера, сшить костюмы, организовать репетиции… Благодаря их старанию и терпению, школа всегда успешно выступает на всех творческих мероприятиях города.
Уроки математики Васиной Аллы Владимировны были всегда наполнены теплом и пониманием, Кинцель Александр Евгеньевич увлекательно рассказывал нам о биологи, а Богатенкова Алевтина Васильевна отличалась умением четко и ясно поведать нам о всех тонкостях химии. Мы с удовольствием посещали уроки истории Савенок Ирины Ивановны и всегда с большим интересом слушали Садртдинову Елену Николаевну на уроках географии. Макарова Елена Семеновна не только помогала нам лучше узнать себя и определиться с выбором будущей профессии, а также вела факультативные занятия по экономике. Основы черчения и рисования мы приобрели на уроках Обласовой Валентины Александровны. Шить фартуки и готовить самую вкусную шарлотку нас научили Чироква Галина Рафаиловна и Кондратова Елена Михайловна, а играть в волейбол и кататься на лыжах мы учились у Баранова Виктора Михайловича и Кулигиной Галины Александровны.
Наша школа — это то место, в котором учителя уже на протяжении воспитывают в учениках трудолюбие, доброту, волевой характер, желание расти и развиваться. Как писал Абай, человек не может обойтись без любви, справедливости и душевности. Именно эти качества ученики обретают в школе-гимназии №6″. Ксения Башлыкова, 11 «Б» класс, выпуск 2017.
Вот еще несколько фото учителей разных лет.
За 43 года работы школы в ней учились тысячи учеников, работали сотни учителей. Рассказать обо всех невозможно, так что мой рассказ — всего лишь набросок, который, надеюсь, напомнит выпускникам их школьные годы, а учителям — все самое лучшее, что произошло с ними в школе № 6 имени Абая. Если кто-то захочет поделиться своими воспоминаниями, пишите в комментариях или в социальных сетях. Я добавлю в свой материал.
И напоследок клип, который мне очень понравился и в прошлом году имел успех в социальных сетях. В нем участвовали родители выпускников школы 2019 (родители — тоже важная составляющая работы школы). А снял его Валерий Прохоров.
Огромное спасибо за вашу кропотливую и очень нужную работу! Сколько добрых слов ,даже прослезилась. Как жалко,что прошлого не вернешь,как здорово,что о прошлом можно вспоминать,оно хранится в виде фотографий и фильмов. Еще раз Вам благодарность от всего нашего коллектива!
И вам спасибо за помощь, Валентина Александровна
Большое спасибо за блог о нашей школе. Я пришла в 4 класс в 1977 году и выпускалась 1983… Какой кабинет ритмики был шикарный.. На смотрах наша школа была всегда 1 !
А кто у вас вел ритмику?
Прям за душу берет, это не то слово… Просто обалденно, вспоминаешь сразу свои школьные годы. Спасибо, Вам, за это.
Игра была посвящена 55-летию Степногорска. Целью игры был поиск символического ключа от города. Проходя этапы, ребята ответили на много интересных вопросов, проверили свое знание уголков города, свою наблюдательность. Например, мимо ДК «Горняк» мы проходим наверное каждый день, а вот сколько масок на верхней части фасада ДК и что они символизируют, вы знаете?
Это греческие маски, которые символизируют комедию, трагедию
Спасибо за добрую память. Для меня эта школа, этот кусок жизни самый яркий и незабываемый, дух этого времени не удалось прочувствовать больше нигде… Ах, как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться в городок… Степногорск- это место, где смогли реализоваться мечты, профессиональные амбиции. И такого творческого коллектива под руководством Галины Мадиевны больше мне не пришлось встретить… Спасибо за экскурс в историю школы автору Наталье Тележинской.
Спасибо, Татьяна Рафаиловна! Если бы вы захотели более подробно вспомнить о коллегах, я с удовольствием вставила бы ваши воспоминания в свой материал. Может, есть фото?
Любимая школа #6. Спасибо за отличную статью!!! Проняло до слез.
Спасибо и низкий поклон моим учителям! Всю жизнь я вспоминаю нашу школу и горжусь знаниями, которые стали основой моей дальнейшей жизни. Это не просто слова, это то, что сделало нас подготовлеными ко многим сюрпризам жизни. Нелегкие 90е и дигитальные настоящие нашим ученикам было легче пройти со знаниями английского! Дорогие мои учителя: Вера Васильевна, Валентина Николаевна, Людмила Николаевна, Татьяна Ивановна, Надежда Дмитриевна, Валентина Алексеевна и многие другие, дай Вам Бог здоровья и счастья! Спасибо Вам за то, что Вы вселили в нас частичку знаний и души, которые мы несём и развиваем. Мне пришлось поменять много профессий, и везде мне помогали знания, полученные в моей школе. Мой успех журналиста, переводчика, менеджера международных проектов — это Ваш труд!
Дорогая Наталья! Спасибо Вам огромное за прекрасную статью, за теплые и светлые воспоминания о детстве, о любимой школе и родном городе. Я не была в Степногорске примерно с 1997 года, уже более 20 лет проживаю в Израиле. Было так приятно читать и узнавать знакомые лица, навеяло ностальгию и ещё большее желание посетить родной город Степногорск и пройтись по коридорам своей школы, привести и показать родные места своим детям. Когда нибудь я осуществлю свою мечту. Дорогие наши учителя, Людмила Николаевна, Юлия Андреевна и все кто когда либо работал и продолжает работать в школе N 6 низкий Вам поклон за Ваш труд и крепкого Вам здоровья! За всё, что я достигла в жизни, я благодарна Вам! И знание английского языка, которая я получила в своей экспериментальной школе , мне в жизни очень пригодились.
С любовью и уважением, Ирина Долженко (Зайдман), выпуск 1986 года.
Спасибо дорогие мои «одношкольники» многое узнал из вышеописанного. Привет Вам от Некрутова Алексея — первого выпускника 1979 год.
Приятно было первого сентября 2022 года прочитать эту статью. К сожалению этот учебный год школа начнёт без своих старожилов. Валентина Алексеевна, Валентина Александровна, Зоя Николаевна! Вы сердце этой школы были, есть и будете! Большое спасибо за Ваш труд! Надеюсь, что новые поколения сохранят традиции шестой школы!
Учился здесь…86-92г. Спасибо классным руководителям Марии Ивановне и Кульзипе Джусуповне…
Ну какой же потрясающий материал о нашей школе подготовили авторы! Огромное вам СПАСИБО!
Я выпускница 5-го выпуска (10″Б» — 1982г).
Всегда с большой теплотой вспоминаю годы своей учебы в нашей шестой школе! Очень хорошо помню, как мы ждали ее открытия, как потом «всем миром» помогали готовить школу к открытию 1 сентября — отчищали от строительного мусора и отмывали рекреации и кабинеты…
А какие у нас были замечательные Учителя!..именно с большой буквы — грамотные, интересные, талантливые, НАСТОЯЩИЕ!..сейчас таких «не делают»… к сожалению…уж простите…Галина Петровна Черепанова (первая моя классная), Татьяна Рафаиловна Кот, Нина Александровна Сидорова, Валентина Александровна Кожевникова, Владимир Федорович Майзингер, Валентина Николаевна Рыбакова, Анатолий Адамович Надан…Спасибо Вам огромное и низкий поклон!
Большое спасибо за статью. Школу № 6 закончили две мои старшие сестры, а я проучилась в ней до 5-го класса. Я все это помню. И это самое время — конец 80-х, хотя была в начальных классах, но дух особенный чувствовала. Вечерами не хотелось уходить домой. Задерживались, играли в прятки, нас никто не выгонял из здания школы. Я пела в школьном шикарном хоре, которым руководила Рахия Хамидуловна. Валентина Алексеевна была аккомпаниатором. Помню ежегодные смотры и отзывы работников ДК и зрителей. Всегда гордилась тем, что имела счастье учиться в лучшей школе города.
У учителя русского языка была фамилия Шупикова, на сколько я помню, а не Шумкова. Высокая стройная блондинка.
Огромное спасибо за статью о любимой школе. Татьяна Ивановна Изотова, Рысалды Кемишевна Мушанова, Анатолий Иванович Банакер… Огромное спасибо УЧИТЕЛЯМ. Недавно узнала,, что нет уже Галины Мадиевны. Когда это произшло. Очень жаль.
Наталья, спасибо за дорогу в детство
Нет, Шумкова Изольда Даниловна- географ, раньше она в 1 школе работала, каждое лето с детьми куда-то ехала