В Междуречье Тигра и Евфрата в IV тысячелетии до нашей эры возникли древнейшие цивилизации. Тогда на юге поселились шумеры, выше по течению c III тыс. до н. э. жили аккадцы, на севере Месопотамии — ассирийцы. В разные эпохи возвышался Вавилон, город на берегу Евфрата. Его название «Баб-илю» означало «Врата бога». Народы, жившие в Месопотамии на протяжении четырех тысячелетий, создавали замечательные произведения искусства, в которых чувствовалась общая традиция. При раскопках древних городов археологи находили развалины храмов и дворцов, изображения богов, украшения, статуи и барельефы. Я предлагаю вам краткий иллюстрированный рассказ об искусстве Междуречья. В конце поста есть ссылка на презентацию.
Еще в начале XIX века ничего не было известно о древней Месопотамии, междуречье Тигра и Евфрата, где, как писалось в Библии, находился земной рай. Считалось, что именно там жили Адам и Ева. Впрочем, сегодня эта земля мало похожа на рай с жарой днем — до 60 градусов и относительной сорокаградусной прохладой ночью. В древних книгах много писалось про эти места: и о Вавилонской башне, и о висячих садах, и о смешении языков. Там назывались древние города — Ур, Ниневия. Но так как никаких следов древних городов не находилось, то вплоть до середины XIX века считалось, что это вымысел. Египтяне много строили из камня, их грандиозные храмы и пирамиды всегда стояли на виду. Междуречье было бедно камнем, здания строили, из кирпича. Во время войн города разрушались, развалины засыпались песком и землей. Кто же мог знать, что под холмами на берегах Тигра и Евфрата скрываются руины великих древних городов? И только когда в середине XIX века в пустыне на территории современного Ирака археологи начали находить остатки дворцов, библиотек, обнаружились следы цивилизации не менее древней и развитой, чем Египет.
Шумеры
Следы первых поселений в этих местах относят к 5 тысячелетию до н.э. В те времена земли между Тигром и Евфратом были сильно заболочены. Но уже в 4 веке до н.э. там были первые города- государства.
Сегодня мы знаем, как назывался народ, который пришел на эти заболоченные земли, кишевшие опасными животными и вредными насекомыми. Это были шумеры. Ученые спорят, откуда они пришли и куда потом ушли, их язык не похож ни на один из известных. Но они, поселившись недалеко от впадения Евфрата в Персидский залив, сумели создать там действительно рай земной: осушили болота, прорыли каналы, насадили фруктовые сады, реки давали много рыбы, поля — богатый урожай. Они писали на глиняных табличках тонкими палочками. Их письмо назвалось клинопись. Значки правда, были похожи на клинышки, направленные в разные стороны. Когда скромный служитель Британского музея Джордж Смит расшифровал надписи на нескольких глиняных табличках, это стало сенсацией: там был рассказ о всемирном потопе, о котором повествовалось в Библии. Только таблички были на несколько тысячелетий древнее. Это был фрагмент древнейшей в мире поэмы о герое Гильгамеше.
Известны имена первых царей, живших в 4 тысячелетии до н.э. Они записаны на на терракотовом квадратном параллелепипеде, который называют призма Вельда-Бланделла. Эн-Мебарагеси и его сын Акка.
Жители Междуречья тоже верили в богов и загробную жизнь, но не придавали такого значения заупокойным культам, как египтяне. И у них были жрецы, которые не только правили шумерскими городами и руководили всеми работами по осушению болот и рытью каналов, но были замечательными математиками и астрономами, они преуспели в наблюдении на небе «козлов», то есть планет и неподвижно пасущихся овец, то есть звезд. Вавилонские жрецы умели определять сроки солнечных и лунных затмений. Их интересовали небесные тела, потому что они верили, что звезды влияют на судьбы людей, правителей, государства. Мы по сей день используем их шестидесятеричное исчисление и используем его для определения времени.
Согласно древней религии Междуречья, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Сами боги были похожи на людей, только сильнее. Одна из главных богинь — Иштар, богиня любви и войны, полюбила героя Гильгамеша. Он отверг ее, и тогда Иштар создала огромного быка и наслала его на Гильгамеша. Образ быка важен для культуры Междуречья. Даже имя верховного бога Мардука переводится как «теленок».
Шумеры чтили своих богов. Помните рассказ о Вавилонской башне? Он не случайно попал в Библию. Евреи долго были в вавилонском плену. И в городе Вавилон, тоже находящемся в Междуречье, видели высокие строения. Это были зиккураты, ступенчатые храмы Междуречья, каждый уступ которых окрашивался в разные цвета. Наверх вела лестница. На самой вершине была комната. Там жил бог. В комнате стоял золотой стол, кровать. Входить туда могла только одна женщина, которая прислуживала богу. Жрецы тоже поднимались на зиккурат, но для того, чтоб с его вершины наблюдать за планетами.
Считается, что в 4 тысячелетии до н.э. была сделана женская голова, из алебастра. Полагают, что это — изображение богини. Ее называют «Голова богини из Урука», потому что нашли при раскопках древнего города Урук. Когда-то у нее были глаза из драгоценных камней. Но даже с пустыми глазницами лицо женщины поражает своей значительностью.
В 20-х годах XIX века на протяжении нескольких лет в районе города Ур археологи откопали несколько шумерских захоронений, что было сенсацией не меньшей, чем открытие гробницы Тутанхамона. Там нашли украшения, созданные прекрасными мастерами, музыкальные инструменты (арфы), украшенные головою быка. Гробницы были с купольными перекрытиями (а раньше думали, что купольные конструкции придумали в Риме). Среди предметов, найденных в гробницах, была и статуэтка козы, сделанная из золота лазурита. Сочетание золота и лазурита в Междуречье ценили за сходство с небом и солнцем. Уже видно, как тщательно шумерские художники прорабатывали детали.
Изображение жреца Гудеа относится к 22 веку до н.э. Мы знаем, что он строил много каналов, храмов. Конечно, ничего не сохранилось. Зато известно около 20 статуй жреца, выполненных уже с большим мастерством и тщательной обработкой деталей.
В отличие от Египта, где на берегах Нила тысячелетиями жил один народ, на берегах Тигра и Евфрата жило несколько народов, между собой воевавших. К северу от Шумера, расположенного при впадении Евфрата в Персидский залив, жили аккадцы. В 24 веке до н.э. аккадский царь Саргон, воспользовавшись распрями между шумерскими жрецами, собрал войско, вооружив его дальнобойными луками, подчинив Шумер. Он стал себя именовать царем Шумера и Аккада. А вот изображение Саргона. Тщательно отделанная борода. Жестокое лицо. Скульптор явно стремится передать портретное сходство. Здесь мы уже видим тонкую проработку деталей, характерную для искусства Междуречья: завитков бороды, бровей, кожаной шапки.
Саргон был свергнут и предательски убит. Шумеро-аккадское государства просуществовало 100 лет. Шумеры оказали влияние на все искусство Междуречья.
Ассирийцы
В верхнем течении Тигра в III тысячелетии до н. э. жили мирные торговцы — ассирийцы. Они успешно продавали медь, золото, зерно, масло. Их земли были плодородны. Но в 1800 году их стали вытеснять с их земель. Воевать они не умели. Независимость потеряли. Снова напомнили о себе они в 14 веке. Ассирийцы по-прежнему торгуют, но у них есть уже армия, чтоб охранять караваны, есть крепости на торговом пути. За несколько веков мирные торговцы превратятся в самых удачливых и жестоких воинов. Они нападали внезапно, если противник не сдавался, убивали всех. Одно время даже Египет был под их властью. С 9 по 7 века ассирийцы были самой сильной державой Ближнего Востока.
Казалось бы, что этим жестоким завоевателям культура порабощенных ими народов? И вместе с тем, они бережно хранили глиняные таблички с уже непонятными им шумерскими письменами. Ассирийский царь Ашшурбанипал в своем дворце собрал целую библиотеку этих табличек. Именно там были найдены первые фрагменты поэмы о Гильгамеше. Искусство ассирийцев стало продолжением искусства шумеров и аккадцев. Города ассирийцев были обнесены мощными стенами с башнями. Цари жили в огромных дворцах, включающих 200 комнат.
Входы во дворцы охраняли находятся крылатые человеко-быки, шеду. Две таких скульптуры высотой 4 и 5 метров стояли когда-то у входа во дворец царя Саргона Второго. Сейчас они находятся в Лувре. Они имели по 5 ног, чтоб все их было видно и сбоку, и спереди. Шеду — высокие рельефы, то есть их тело не полностью отделено от стены, лишь передняя их часть-круглая скульптура.
Чаще всего дворцы украшались именно рельефами. Они вырезались на алебастровых плитах, которыми закрывалась кирпичная стена. На них изображались сцены охоты, войны. В ассирийском искусстве сложился образ красивого, физически сильного человека. Их художники прекрасно умели передать движение, подчеркивали мускулатуру. Их изображали с большими глазами, курчавыми волосами и бородой, в проработке деталей они пошли дальше шумеров и аккадцев. Рельефы эти раскрашивались, но краска почти не сохранилась. Перед нами рельефы из дворца в Ниневии.
Стены дворцов украшались и росписями. Сначала черной краской наносились контуры, а потом накладывались другие краски. Могучими были ассирийские цари, но постоянные войны ослабили страну. У них было много врагов, и в 612 году до н.э. Ниневия, столица Ассирии была взята царем Вавилона.
Вавилон
Еще при шумерах было небольшое селенье Баб Илу — врата Бога. Ему суждено будет стать одним из самых священных и почитаемых городов — Вавилоном. Даже разрушив его до основания, враги сами будут его восстанавливать, потому что все верили, что сам Бог указал, где строить этот город. Вавилон всегда был торговым и религиозным центром. Свой первый расцвет пережил в 19-18 вв до н.э. Особенно он был известен во время правления царя Хаммурапи, автора первого свода законов.
Основной текст был выбит на стеле из диорита, очень прочном камне, на котором были выбиты клинописные надписи на аккадском языке. Стела была найдена французской экспедицией в 1901 году возле города Сузы. Там было 282 параграфа по разным юридическим вопросам. Это были суровые законы. Например:
- Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
- Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
- Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.
Второй расцвет был после крушения Ассирии — 626-539 гг. до н.э. Ему предшествовало полное разрушение Вавилона ассирийцами в 689 году. Они не просто уничтожили город, но разрушили дамбы, и вода его залила. Впрочем, ассирийцы побоялись гнева богов и сами начали восстанавливать древней город. Самый блестящий период Вавилона был связан с правление царя Навуходоносора. Вместо кривых улочек были проложены широкие дороги. Был построен 7-ми ступенчатый зиккурат, высотой в 91 м. Возможно, именно его евреи, как раз тогда находившиеся в вавилонском плену, назвали Вавилонской башней. Стены Вавилона были такими толстыми, что на них могли разъехаться две колесницы. Зиккурат был посвящен богу Мардуку. Говорят, его статуя была из чистого золота. И весила 2,5 тонны. В определенный день года Мардук умирал и снова воскресал.
Неподалеку от храма находились знаменитые висячие сады, признанные одним из семи чудес света. Это было несколько террас, поднимающихся уступами одна над другой. Уступы были покрыты толстым слоем почвы, на них росли деревья, кусты, цвели цветы. Но такой сад в жарком климате Вавилона был чудом. Чтоб растения не сохли, специальными насосами надо было все время подавать воду, которая стекала ручейками вниз, орошая растения, создавая прохладу.
Широкие улицы вели от царского дворца к зиккурату. Дорога процессий, по которой шли к храму, была выложена кирпичами, покрытыми голубой глазурью. Голубой глазурью покрыты и ворота богини Иштар. Ворота украшены изображениями львов, быков и сирухов, странных существ с головой змеи, тело покрывала чешуя.
Период расцвета Вавилона продолжался недолго. В 538 году Вавилон был взят персидскими войсками. О конце Вавилона рассказано в Библии. Посреди веселого пира царь Валтасар вдруг увидел на стене светящуюся надпись на непонятном языке: «мене, мене текел, упарсин». Приглашенный для толкования этих слов иудейский пророк Даниил сказал, что слова эти предвещают конец Вавилону. Той же ночью Валтасар был убит. Город захватили персы. Впрочем, Вавилон еще долго восхищал людей. Когда в 331 году в Вавилон вошел Александр Македонский, он был так поражен этим городом, что захотел сделать его столицей своей империи. Умер Александр, возвращаясь из Индии, в Вавилоне.
Посмотреть или скачать презентацию вы можете по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1zxbmJTfeB05uafwrEfGqf2Rf5DiacM0g/view?usp=sharing
Наталья, здравствуйте. Большое Вам спасибо за ваш труд! Очень приятно видеть в сети людей, которые счастливы делиться своими исследованиями, открытиями, радостями!
Большое спасибо за презентацию и текст. Материал доступно и понятно для всех!!!
СКАЗАНО ВЕДЬ—Дайте БОГУ-БОГОМУ КЕСАРЮ КЕСАРЕВО А ВОТ САМЕР\шумер\ ЯЗЫК ДАЙТЕ ПРОЧЕСТЬ ХОЗЯИНУ—АРМЯНСКОМУ ЯЗЫКУ
4000-ЛЕТ НАЗАД НИКАКАЯ месопотамия не могла существоват ЭТО ВСЕЛЕНСКАЯ ЛОЖЬ ИБО САМЕР\шумер\ находился на МИЧАГЕТКЕ а МИЧАГЕТК СТАРШЕ от месопотамии и от двурече или междурече НА ЦЕЛЫХ 2000-ДВУХ ТЫСЯЧИ ЛЕТ А ТО И БОЛЬШЕ
ОБ ЭТОМ сообщают СЕПАГИРИ вид письма первые в истории человечества собственность которого является АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК ЯЗЫК БОГОВ
Спасибо вам большое за эту замечательную презентацию!
Отличные фото и описание.
Если вам (или кому бы то нибыло) интересна тема того, как «боги» Шумеров — Ануннаки (Элохим в Библии) причастны к созданию Homo Sapiens (Sapiens), как их деятельность описывается в Ветхом Завете, то могу вам прислать текстовый файл книги переводчика древних библейских языков Мауро Бийино «Библия — не священная книга».
Мой имейл: yonexkinnarts@gmail.com
ИГОРЬ.