Мы не знаем даты рождения человека, которого звали Ахмед. По имени города Яссы, где он провел много лет, он получил дополнение к имени — Яссауи. Жители Средней Азии уже много веков почитают Ходжу Ахмета Яссауи как святого, поэта, мудреца, основателя тюркской ветви суфизма. Есть даже пословица: «в Мекке Мухаммед, в Яссах Ходжи-Ахмед». Известно, что Ходжа Ахмед Яссауи родился в XI веке, Хотя еще при жизни он был окружен почитанием, сведения о его жизни нужно собирать по крупицам. Источниками могут служить немногие древние письменные памятники, народные предания и книга, которую он написал сам — «Хикметы» — одно из древнейших произведений, созданных на тюркском языке. Я предлагаю краткий рассказ о жизни одного из самых почитаемых мудрецов и религиозных деятелей Казахстана, его стихи, цитаты из книги «Диван-и Хикмет»
Содержание
- Детство и юность. Наставник Арыстан-баб
- Учеба в Бухаре. Возвращение в степь. Проповедь ислама среди кочевников.
- Стихи Ходжи Ахмета
- Последние годы жизни. «Хикметы». Цитаты
Детство и юность. Наставник Арыстан-баб
Семья , где родился Ахмед, была заметная. Отец, шейх Ибрагим, говорят, вел свою родословную от четвертого праведного халифа Али. Мать — Айша, прозванная Карашаш, тоже происходила из знатной семьи. Хотя пишут и обратное: родители его были чистокровными тюрками. Говорят, Ахмед рано остался сиротой. В 7 лет он лишился сначала отца, а потом и матери. По крайней мере, в дальнейшем нет о них упоминаний. А в жизнь мальчика войдет человек, которого изображают порой как покровителя растений, в частности, лесов и фруктовых садов — Арыстан-баб. В своих «Хикметах» Ходжа Ахмед напишет о том же: «В 7 лет я приветствовал Арыстан-Баба И попросил вручить мне дар (аманат) Мустафы (пророка Мухаммеда)».
Дальше будут годы учебы, когда мудрый старец будет делиться с мальчиком и теми познаниями, что у него были и науке любви к Богу. Арыстан-Баб развил в мальчике керемет — второе око, второе зрение, благодаря которому Ахмеду стала доступна не только материальная, но и тайная сущность мира. Говорят, учеба эта продолжалась 16 лет. Ахмед знал, как много значит для человека мудрый наставник: «Без духовного учителя во все времена ученик не достигнет зрелости».
Мы имеем редкую возможность заглянуть во внутренний мир отрока, а потом юноши, решившего пройти этот сложный путь духовного восхождения. В «хикметах» он будет писать о своих религиозных переживаниях.
Без колебанья в 9 лет я выбрал путь
Носились, как с молитвой, все со мной.
Не в радость мне такое стало,
И я бежал в пустыню,
Я в десять юношею стал — Раб Ходжа Ахмед.
В хикметах поражает, что человек, так рано вставший на путь духовности, так рано признанный окружающими, так суров к себе. Себя, десятилетнего, он упрекал: «Но был я нетерпелив в возведении минарета святости». Всякий раз, поднимаясь на новую ступеньку духовного восхождения, он страдает от собственного несовершенства.
Глаза мои в слезах, сердце в тоске, душа страдает,
Не знаю, что за выход отыскиваю я, друзья.
Впрочем, были и другие причины для страданья. Учителя не стало. Надо было искать новые пути. Как полагают некоторые исследователи, из его высказываний неясно следует, что в Яссах у Ахмеда возникли какие-то разногласия с традиционными деятелями ислама, и он покинул город. Возможно это связано с его принадлежностью к ордену суфиев. Если традиционный ислам утверждал, что с Аллахом общаться могут только пророки, то суфии были уверены, что к Богу может приблизиться каждый через медитацию и отказ от земных благ. Этот «путь истины» они называли «тарикат». О своем отъезде Ходжа Ахмед с горечью пишет: «Как Юсуфа отлучили от родины его — Ханаана, Так и я расстался с родной землей — моим Туркестаном».
Учеба в Бухаре. Возвращение в степь. Проповедь ислама среди кочевников. Последователи
Юноша отправляется в Бухару, один из главных культурных и религиозных центров Маверанахра. Там его наставником стал Юсуф Хамадани, учитель множества выдающихся шейхов, подвижников суфизма. Говорят, вместе с учителем Ходжа Ахмед много путешествовал по религиозным центрам Востока, они совершали хадж в Мекку. В 34 года он уже известен в исламском мире как ученый-богослов, знаток фикха, мусульманского права, Ахмед владел в совершенстве арабским и персидскими языками. Его могло ожидать блестящее будущее в исламском мире. Учитель его, Юсуф Хамади, великий шейх Бухары, передал ему перед смертью свои четки, высший атрибут суфийской власти. И дал наказ возвращаться в Туркестан.
Там, вдали от религиозных центров, в бедной степи он отныне в течение 30 лет будет выполнять свою высокую миссию: нести свет религии кочевникам. Странник с посохом, он будет ходить от кочевья к кочевью. Этот посох знаменит. О нем станут слагать легенды. Говорили, стоит Ходже Ахмеду ударить им посреди степи, как забьет источник. Что может быть дороже для степняка? Простые души, они видели в нем человека, наделенного сказочным могуществом. Впоследствии о нем станут ходить рассказы, что каждую пятницу на своем верблюде он летал в Мекку. Да так быстро, что, начав читать намаз в Туркестане, заканчивал его в Мекке.
Казалось бы, что кочевым людям до непонятного, чужого им Аллаха? Уже приходили к ним миссионеры, убеждали отказаться от своих богов, но те не понимали, зачем надо менять своих богов на чужого. Непримиримость мусульман пугала добродушных обитателей степи. А проповедник из Ясс говорил, что Тенгри, Жер-Су — есть просто разные проявления Аллаха, который везде, во всем мире и степи, и в небе, и в самом человеке значит, не обязательно строить мечети, и муллы не обязательны, важно быть чистым душой и любить Аллаха. Проповедник был очень добр и терпим, и это тоже располагало к нему.
Постепенно образуется орден Ясавия, члены которого будут проповедовать бедность, трудолюбие. Подвижник, Ходжа Ахмед сам живет жизнью обычного человека, заводит семью, воспитывает детей, и среди них будут его последователи. А еще, в противоположность другим направлениям ислама Ахмед Ясауи не отрицал, что и женщины могут идти путем духовного восхождения. Степные женщины пользовались большими свободами, чем женщины оседлых районов, так что такая уступка была мудрой и привела к нему многих жительниц степи.
В степи не только с любовью относились к человеку с посохом и в старом плаще. Его рано начали почитать как святого. Имя его, по свидетельствам этнографов прошлого века, стало ураном некоторых родов. И, идя на битву, они восклицали: «Царь святых, Хазрет Султан Ходжа Ахмед».
Около 30 лет будет Ходжа Ахмед проповедовать в степи, у него будет все больше учеников, которые понесут слово Учителя и на запад — на Мангышлак, который прославится новыми святыми местами, и на юг. Говорят, сторонников Ясави встречают и в Кашгаре, и в Крыму.
Среди последователей Ходжи Ахмета есть и его потомки. Считают, что у Яссауи был сын, Ибрагим, который умер молодым и две дочери: Гаухар Шахназ и Гаухар Хушназ. Их дети и стали продолжателями его рода. Своим предком называет мудреца из Туркестана шейх Закария Самарканди. Род Мухтара Ауэзова восходил к Бакшайыш-ходже, правнуку Ходжи Ахмета Яссауи.
Стихи Ходжи Ахмета
А еще он — и это было тоже чудом, он говорил с людьми не на непонятном им арабском, а на одном из кыпчакских наречий, которое было понятно любому степняку, да еще стихами, которые, едва услышав, люди заучивали наизусть, так прекрасны они были по форме. А когда в своих стихах Ахмед выступал против богачей, это вызывало живой отклик среди степных жителей.
Некто был к власти приучен,
Тяжким богатством навьючен, —
Словно каргас-трупоед,
Сгинул в болоте вонючем.
Муфтий, мулла лишь себя ведь
Ловко умели прославить —
Белое черным представить…
Буду в аду, в пепле бед!
Казий чванливым был самым,
В спеси он спорил с имамом.
Каждый ослом был упрямым —
Пали под кладью, и — нет.
Горе мздоимцам: хоть в силе, —
Пальцы они прикусили.
Страшно им даже в могиле, —
Дать им придется ответ!
Или это:
Жирно кто ел и нечисто,
Кто одевался цветисто,
С трона хвалил за убийство
Прах он — и прахом одет!
Несомненно, тогда, как и во все времена, было много поэтов, осуждавших нечестивых, жадных, но особенностью Ходжи Ахмеда было то, что он не только критиковал, но и являл пример истинного праведника.
Последние годы жизни. «Хикметы». Цитаты
Ходжа Ахмед хотел умереть в 63 года, как пророк Мухаммед, но смерти не было. Тогда он на окраине Туркестана выстроил под землей маленькую келью, хилват, где и провел остальные дни, не видя больше никого из людей. Ученики жили поблизости, спускали под землю черствую лепешку, немного воды, что и служило пропитанием его до конца земной жизни. А еще чернила и бумагу. Говорят, в подземелье он прорыл ход в подземную мечеть, созданную еще в конце X века аскетом-суфием, там он молился, писал свои Хикметы.
Я со слов «Биссмилля» начинаю хикмат,
Жемчуга и брильянты дать инокам рад.
Ах, возможно ли горше стенать и страдать,
Я «Тетради второй» начинаю вступленье.
Для любого пишу, кто захочет мне внять,
Я любого, как близкого, жажду обнять.
По головке всех сирых я глажу опять,
А от гордых бегу я, впадая в смятенье.
Вдруг ворота любви отворил мне Аллах,
Он мне шею согнул и повергнул во прах.
От проклятий его я не встану никак,
Сам поднял я копье и вонзил себе в сердце.
Я в невежестве тверд, злоязычен, лукав,
Не доступен мне смысл коранических глав,
Я быть жертвой хочу, но я грешен и слаб,
От раскаянья, верьте, мне некуда деться.
Я стал дервишем, зикры шепча день и ночь,
Кроме Бога я гнал остальное все прочь.
Мотылек, я не мог жар любви превозмочь,
И летел на огонь, чтоб сгореть без остатка.
Соблюдая молитвы, стал божьим рабом,
В подземелье теперь просветленный мой дом.
Я стал суфием, мне не мечтать об ином,
Упованья копьем я пронзил вожделенье.
Раб Ходжа Ясави, был невеждою я,
Слеп и глох во грехе, в сердце горечь тая,
В сожаленьях прошла жизнь лихая моя,
Что же делать, кочевье веду к восхождению.
«Хикметы» — это книга размышлений, исповедь мудреца, слова, с которыми он обращается ко всем грядущим поколениям:
Если человек не имеет сути,
Ты его за человека не считай,
Если он без содержания и мысли,
Ты воспринимай его как рисунок, а не как родственника.
Посмотри его сердце, если нет там следов от ста переживаний,
Беги от него подальше, другом не называй.
Он никогда не пожертвует своей жизнью ради любимого.
Если он не в состоянии расстаться с должностью,
Co славой и званиями, он не человек.
Например, если мысли на поверхности плавают,
Хоть и стараются скрыть их, все равно видно.
Ахмед, отрекись он богатства и мирских благ.
Но жизнь, прожитая без любви, не имеет вкуса.
В суфийской традиции любовь — это вера в Аллаха. Но и для мирян эта истина о жизни без любви тоже верна.
Ходжа Ахмед размышляет о своем пути к Аллаху, дает советы тем, кто прочтет его труд.
Эй, ищущий, вступай на трудный путь испытаний.
Если ты, не испытав трудностей, встанешь на этот путь, все пойдет прахом.
Если в этой жизни ты жил без испытаний, на Том свете не видать тебе блаженства.
Если не видал трудностей, то слезы не принесут тебе просветления.
Помогай всем людям, работай, как раб,
Несчастным людям делай добро.
Если придут ученые, с почтением стоя встречай их.
От подлых людей нет никакой помощи.
Пророк всегда помогал нищим, калекам.
Когда видишь несчастных, льются слезы сочувствия.
Всегда больно видеть обездоленных калек.
А благодарность калек — самая высшая благодарность
А вот поэт рассуждает о последних временах, конце света. Похоже, люди мало меняются. В древних стихах многое напоминает современную жизнь.
Признаки Светопреставления стали явными.
Рассказал вам о ста разновидностях горя.
Наступили необычайные времена теперь, смотри.
Сколько ошибок мы совершили, Создатель.
Из-за этого молодое поколение оказалось в плену,
Из-за своей невоздержанности навлекли на себя беду.
Родители перестали быть милосердными.
Братья охладели друг к другу.
Мусульмане вместо молитвы пьют водку.
Лишь в пьяном виде узнает свою сестру, смотри.
Посмотрите на современников, они пресытились жизнью
От прежнего уважения у них ничего не осталось.
Никчемный человек занял место достойного,
Хорошие люди, ученые, дервиши терпят унижения.
Бесстыжие, неверующие рабы стали акимами.
Горделивость свою насаждает злодей.
Среди людей ученый-дервиш унижается.
Большинство людей превратились в кафиров.
Душу захватили туман и темнота,
Вряд ли мы теперь увидим белый свет.
Сбившись с пути, перестали ценить Шариат.
От веры отстал мусульманин, смотри.
Бесстыжие, неверующие ничего не страшатся.
Ненасытные богатства в этом мире сгребают,
Скачут, прыгают, не думая о смерти.
У таких людей богатство превратилось в веру.
Как писал современник, «бейты его хикметов есть лучший цветник из садов рая. Если прекрасноголосые чтецы читают от начала до конца его наставления, среди слушателей возникает волнение».
Вот ссылка на сайт, где есть другой перевод «Хикметов»
О том, сколько лет прожил святой под землей, существуют разные мнения. Одни считают, что умер он в 63 другие, — в 85, есть исследователи, утверждающие, что прожил он 125 лет. Известно лишь, что покинул он этот мир в 1166 году.
После смерти его скромная могила превращается в место паломничества. Посетил ее и самый могущественный правитель XV века Тимур Тамерлан. Именно он приказал построить мавзолей. С тех пор мавзолей Ходжи Ахмед Яссауи считается одним из сакральных мест Казахстана.
Один из переводов книги «Хикметы» можно прочесть по ссылке: https://n.ziyouz.com/books/uzbeklib_ru/uzbekskaja_klassicheskaja_literatura/Hodzha%20Ahmet%20Jassavi.%20Hikmety%20.pdf
Узнать о мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи вы можете, пройдя по ссылке: https://natalya-telezhinskaya.ru/2019/05/27/мавзолеи-средневекового-казахстана/