Перед нами автопортреты трех художников. Даже по этим работам видно, насколько они были разные: брутальный, уверенный в себе Поль Гоген, нервный, беззащитный Винсент Ван Гог и уравновешенный Поль Сезанн. И, тем не менее, искусствоведы объединяют их, называя постимпрессионистами. Термин этот возник в 1910 году, когда никого из них уже не было в живых. Его ввел английский критик Роджер Фрай, который организовал в Лондоне выставку современного французского искусства «Мане и постимпрессионизм». Кроме названных живописцев там были и Тулуз-Лотрек, и Сера. Надо сказать, списки имен художников этого направления в разных изданиях очень отличаются. Роднит их одно: усвоив открытия импрессионистов, которые разрушили каноны классической живописи, постимпрессионисты пошли дальше, создавая каждый свой особенный живописный мир.
«Пост» — значит «после, но жили-то они все в одно время, просто одним было интересно запечатлевать мимолетное впечатление: блики солнца в листве игру воды, тонкую дымку, окутывающую предметы. А другим захотелось, например, выразить через живопись свою боль и сострадание к миру, как Ван Гогу. Он «смотрел на иву, как на живое существо» одушевлял мир, наделяя предметы субъективными эмоциями. Поль Гоген хотел выразить с помощью красок свое представление о Боге и гармонии. Он создал свою реальность, где господствуют яркие красочные пятна. Для Сезанна было важно научиться строить пространство совсем иначе, чем это было принято со времен Возрождения. Для него занятие живописью было большим экспериментом по перенесению на полотно мира, каким он его видел и понимал.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Винсент Ван Гог родился в Голландии. Он не любил вспоминать свое детство. В большой бедной семье пастора Теодора Ван Гога было не до того, чтоб вникать в проблемы старшего сына. Те, кто знали его в детстве, говорили, что Винсент отличался скромностью, дружелюбием, состраданием. Но одновременно был вспыльчив и своенравен. Никто так не нуждался в теплой поддержке, как он, но единственный человек, который понимал и помогал ему в жизни, был его младший брат Теодор. Их переписка дает нам возможность понять Ван Гога.
В их семье мужчины становились либо пасторами, либо торговцами картин. После того, как Винсент в 15 лет оставил школу, он поступил на работу в фирму «Гупиль и Ко» и в течение 7 лет успешно и с увлечением продавал картины. Его повысили, перевели в Лондон… И там что-то случилось: он напрочь разочаровался в профессии. Считают, что виной тому была безответная любовь. Надо сказать, все его любовные истории будут печальными, впрочем, Ван Гогу вообще было трудно сходиться с людьми они его не понимали, он их.
С такой же страстью, как он интересовался живописью, Ван Гог обратился к религии. Он изучает теологию, потом разочаровывается и в итоге становится священником в маленьком бельгийском городке Боринаже. Но и священник из него получился неправильный: вместо того, чтоб просто преподавать Закон Божий, он начинает помогать местным шахтерам и их семьям. Их жизнь, в самом деле, была ужасной: бедность, аварии в шахтах. Винсент раздает им все, что имеет, пишет в разные инстанции о тяжелой жизни в городке. В итоге его увольняют.
В состоянии глубокой депрессии Ван Гог обратился к живописи. Брат Тео дал ему денег на посещение уроков в Королевской Академии изящных искусств, но там он проучился всего год. Он еще будет немного учиться, но главное, работать самостоятельно. Он много экспериментирует, совмещая, например, акварель и мел. Поселившись в сельской местности, Винсент рисует бедняков, которым глубоко сочувствует. Эти работы очень депрессивные, причем не только портреты крестьян, но и пейзажи. Как раз в это время он начал через пейзаж выражать душевное состояние, что станет главной особенностью его творчества. Когда смотришь подряд все картины Ван Гога, понимаешь, как упорно он учился. За 5 лет он написал более 500 портретов, пейзажей, натюрмортов, рисунков рук, голов. В 1885 году он создал картину «Едоки картофеля», которая станет итогом его поисков 1880 — 85 годов.
В феврале 1886 года Винсент переедет в Париж, где его брат Теодор был директором художественной галереи. Он знакомится с Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром и Клодом Моне. Под их влиянием темные краски навсегда исчезли из картин Винсента. Но у него никогда не было покоя, радости, характерных для Моне и Ренуара. У Ван Гога уже тогда появился тонкий, острый, нервный мазок. Он много рисует цветы, но, если присмотреться, лепестки, часто изогнутые, словно увядающие, тоже не дают ощущения спокойствия и гармонии.
Кроме импрессионистов, Ван Гога поразили гравюры японских художников. В первые месяцы парижской жизни он будет их копировать. А папаша Танги, добрейший человек, который торговал красками и другими необходимыми для художников вещами, изображен на фоне японских картин. В Париже Ван Гог ощущает небывалый подъем. Он оказался в среде художников, которые ценят его. За 2 года он написал более 230 картин,
Но, как обычно бывает у увлекающегося Ван Гога, воодушевление начинает сменяться разочарованием. Его начинает утомлять парижская суета. Среди его пейзажей и натюрмортов есть такие, что словно кричат от боли. Таковы его башмаки, их он напишет несколько раз. Они говорят не просто о бедности, но об одиночестве, бесприютности. А как тревожно его пшеничное поле с маками! Картины с таким же настроением появятся в последний год жизни. Подсолнухи художник будет рисовать много раз, его привлекает не только яркий цвет, но и длинные очень выразительные лепестки, которые порой так закручивающиеся, словно их пожирает пламя. «4 срезанных подсолнуха» особенно трагичны.
Публика работы художника не принимает, впрочем, кого из его коллег не уничтожала критика? Но Ван Гог очень раним. Вечный мечтатель, он начинает думать о том, чтоб вдали от большого города устроить общину, где будут жить и работать художники, потому что только они могут понять друг друга. Тео обещает ему помочь, и в феврале 1888 года Винсент отправляется на юг Франции в Прованс, город Арль. Юг с его красками он сразу полюбил, а с приходом весны без устали рисует цветущие деревья, поля пшеницы, уборку винограда. Каждое утро он с мольбертом отправлялся рисовать виды вокруг Арля.
Именно тогда он сформулировал главный принцип своей живописи: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».
Жаркое солнце Арля, горячие ветры из Африки вряд ли были полезны человеку со слабой нервной системой, а еще бедность, несмотря на помощь брата, одиночество, — все это вызывало острое чувство тоски, которую мы ощущаем в его картинах. Чего стоит «Ночное кафе» с этими ужасными темными стенами и ядовитым светом, который струится из ламп. Среди ночных посетителей кафе нередко был сам художник.
Он снова и снова рисует подсолнухи. Этот желтый цветок вписывается в цветовую гамму того лета, но лепестки нервно закручены и явно увядают. «Подсолнухи» художник писал, чтобы украсить дом друга. Дело в том, что Тео, наконец, уговорил Поля Гогена, чтоб он отправился в Арль. Винсент ждал его с нетерпением, но очень быстро выяснилось, что они слишком разные — сильный волевой Гоген, привыкший быть авторитетом и нервный, самолюбивый Ван Гог. Гоген приехал 25 октября 1888, а 23 декабря между ними произошла ссора, про которую точно ничего не известно, но мы знаем, что Ван Гог бритвой отрезал себе часть уха, и на следующий день попал в психиатрическую лечебницу, где был до мая 1890 года. Гоген уехал, больше они не виделись. Постепенно лечение дало результат. Винсенту разрешили рисовать, в больнице художник написал более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. В том числе, знаменитый «Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом». Всего за свою жизнь он написал 35 автопортретов.
Среди цветов, которые часто писал Ван Гог были ирисы. Отчасти здесь может быть влияние японской живописи, но их выразительные лепестки тоже несли эмоциональную нагрузку. Во время пребывания в клинике он написал самую известную свою работу «Звездная ночь». Ван Гог не раз будет писать ночное небо с огромными южными звездами, но, наверное, это для него был не просто пейзаж, а попытка почувствовать вселенную, мироздание.
В начале 1890 года была продана картина «Красные виноградники в Арле», единственная при его жизни. Весной 1890 года художник перебрался в лечебницу Овер-сюр-Уаз, поближе к Парижу. Туда к нему приехал брат. За 2,5 месяца Ван Гог написал 80 картин. Вот некоторые. Утверждают, что «Пшеничное поле с воронами»— его последняя картина.
Обстоятельства его смерти неясны. Считают, что он вышел в поле и выстрелил себе, в грудь, но в сердце не попал, пришел в гостиницу. Вызвали брата. Они вместе провели день, а в 1:30 ночи 29 июля 1890 года Винсент умер от потери крови. Последними его словами были «Печаль будет длиться вечно». О жизни Ван Гога написаны книги, сняты фильмы. Вот ссылка на фильм 2017 года.
Поль Гоген (1848-1903)
Его жизнь похожа на приключенческий роман. В полтора года Поль совершил первое морское путешествие. Вместе с отцом и матерью он отправился из Франции через Атлантический океан в Перу, где жили богатые родственники. матери. На берег американского государства они сошли вдвоем: отец во время плавания умер от сердечного приступа. Тем не менее, шестилетнее пребывание в экзотической стране определит всю его дальнейшую жизнь: Гогена всегда будут манить дальние страны. В 1855 году Поль с матерью вернутся во Францию, чтоб он мог получить образование, но потом Гоген станет матросом и 6 лет будет плавать по всему свету. Смерть матери заставила Гогена вернуться на родину. Ее старый друг Гюстав Ароза помог ему устроиться в 1872 году работать на биржу, он же привил ему интерес к живописи и познакомил с импрессионистом Камилем Писсарро, которого Гоген потом называл своим учителем. Поначалу он удачно сочетал живопись со службой, был хорошо обеспечен, женился, немного рисовал, даже начал участвовать в выставках импрессионистов, и постепенно в художественных кругах приобрел известность. Эдгар Дега купил несколько его картин. Вот несколько ранних работ Гогена. Вполне импрессионизм.
Гоген был сильным человеком, он верил в свой талант, поэтому в 35 лет, в 1884 году бросил работу на бирже уверенный, что сможет заработать на жизнь живописью. Теперь ему пришлось столкнуться с бедностью, жена ушла, забрав детей. Но Гоген не опускает руки. Он упорно работает.
В 1886 по 1890 годы он много времени проводит в Бретани — на западе Франции. Спокойная провинциальная жизнь, традиционный уклад жизни крестьян, сохраняющийся веками, простодушная вера людей в Бога поразила столичного художника, прагматичного и даже циничного. Здесь он будет писать картины на религиозные сюжеты. Среди них — «Желтый Христос», «Видение после проповеди». В Библии написано, как ночью Иаков боролся с Ангелом. Женщины в традиционных бретонских чепцах, очевидно, слушали в церкви на проповеди рассказ священника об этом библейском событии и в мистическом озарении увидели этот бой. Красный цвет усиливает значимость этого видения. Мир реальный отделен от мистического стволом дерева, написанным поперек картины, это напоминает японские ширмы.
В это же время сложится его особый живописный стиль, отличный от импрессионистического. Ему не нравилось, что импрессионисты свои образы «искали в сфере, доступной глазу, а не в таинственном центре мысли…»
Гоген не отказывался от натуры, но считал, что от нее надо брать только основные элементы, а потом пользоваться ими по своему усмотрению, упрощая или преувеличивая в соответствии с идеей художника. Он считал, что именно так поступали древние египтяне, японцы. Художник создает свою живописную систему, основанную на гармонии чистых цветов, подобной гармонии звуков в музыке. Система имела и название — синтетизм.
Общаясь в это время с местными художниками, он спрашивал их: «Какими вы видите эти деревья? Они желтые? (Речь шла об осеннем пейзаже.) Вот и кладите желтый. А эта тень, скорее, голубая. Пишите ее чистым ультрамарином. А вот эти листья, скорее, красные. Пускайте в ход вермильон«. Из его картин исчезнет светотень, перспектива. На полотнах художника мы видим большие яркие пятна, которые придают картине декоративность. Используя чистые тона, он создавал свою, условную реальность, где главным была гармония цветов.
Наверное, отъезд Гогена на Таити был закономерен: именно под жарким южным солнцев он нашел те краски, которые ему были нужны. И потом Гоген, человек неуживчивый, с очень сложным характером надеялся, что среди неиспорченных цивилизацией жителей острова в Тихом океане он обретет гармонию. В 1891 году он отправился на Таити. Конечно, все оказалось не таким как мечталось. Цивилизация, придя на этот остров, многое изменила. Сначала он обосновался в столице, городе Папеэ́те, а когда закончились деньги, принял приглашения вождя маори и уехал на побережье, где за два года (1891- 93) написал 80 картин. Яркие краски тропиков наполнили его полотна, делая их радостными. Впрочем, пробудившийся в Бретани интерес к религии находит отражение и в таитянских картинах. Мы видим туземку с ребенком в красном платье и не сразу замечаем нимбы над их головами, а картина называется «Аве Мария». Увидеть в таитянке Богоматерь, не значит ли это ощущать божественность, разлитую в мире? Интересуют его и местные верования. На картине «Духи мертвых не дремлют» изображена его юная жена Теху-ра. Гоген знал: «туземцы очень боятся привидений и на ночь всегда оставляют зажженной лампу». Однажды вечером, войдя в дом, он сильно испугал жену, принявшую его за привидение.
Туземцы относились к художнику хорошо, но жизнь для европейца на Таити была тяжелой. Угнетала бедность, болезни. В 1893 году он возвращается во Францию, устраивает там выставку картин, но его по-прежнему не понимают. Газеты высмеивают, а когда он решил подарить Люксембургскому музею «Аве Мария», дар отвергли. Через 2 года, по-прежнему больной он возвращается на Таити. Бедность, болезни довели его до отчаяния, он попытался покончить с собой, но выжил. В это время судьба ему, наконец, улыбнулась: знаменитый торговец картинами Амбруаз Воллар предложил, что будет ежемесячно посылать на Таити 300 франков, краски, а взамен Гоген будет присылать во Францию по 25 картин в год. Сделка была выгодна обоим: у художника, наконец, появились деньги, а Воллар уже понял, что скоро экзотические картины Гогена будут очень дорого стоить. Вот несколько поздних работ Гогена.
Теперь у художника был свой дом на Маркизских островах. Но здоровье его было окончательно подорвано, и Гоген умер 3 мая 1903 года. В 1906 г в Париже было выставлено 227 его работ. Успех был большой. Каждая картина теперь стоила тысячи франков.
Поль Сезанн (1839-1906)
В жизни Сезанна не было таких резких поворотов, как у Гогена или Ван Гога. Большую часть жизни он прожил в родном городе на юге Франции — Экс-ан-Провансе. Его отец, вначале торговавший шляпами, ко времени рождения сына был вполне удачливым владельцем банка. Так что Полю нужда никогда не грозила. Но с давлением очень властного и жесткого отца художнику долго приходилось считаться.
Он получил хорошее образование, в престижном Колледже Бурбон его, одного из лучших учеников, не раз награждали за успехи в греческом, латинском, математике, а вот в рисовании не блистал, хотя увлеченно рисовал с 5 лет. Известно, что в этой области награду в колледже получил его друг и будущий великий писатель Эмиль Золя.
Отец хотел, чтоб сын поступил на юридический факультет и работал в банке. Тот не перечил его воле, но после лекций учился рисованию. И, увидев, как велико было желание Поля рисовать, в 1861 году отец ненадолго отпустил сына в столицу. Робкому, необщительному провинциалу в Париже было бы совсем плохо, если бы не поддержка Золя. Сезанн пытается поступить в Школу изящных искусств, но проваливается и через полгода возвращается домой, чтоб работать в банке. Однако в следующем году он опять в столице. Художник будет вновь и вновь представлять свои картины на суд академического жюри Салона, но его будут постоянно отвергать. Так будет продолжаться 10 лет. Его картину возьмут в Салон в 1886 году. Забавно, но это будет Портрет отца, написанный в 1866 году. Впрочем, Париж много дает Сезанну. Он ходит в Лувр, на выставки, знакомится с импрессионистами. Неуверенного молодого человека очень подбодрила похвала Мане, авторитета для всех молодых художников. Не за этот ли «Натюрморт с хлебом»? У Мане была слабость к черному-черному. А ранний Сезанн очень любил эту краску. Что было на душе у молодого человека, который тогда рисовал то «Вскрытие», то «Убийство»?
Чернота уйдет из его работ в 70-е годы под влиянием Писсарро, которого Сезанн называет «Бог-Отец». С ним они вместе работали в Понтуазе в 1872 -73 году. У Писсарро Сезанн взял технику легкого мазка.
Именно тогда была написана самая знаменитая картина того периода — «Дом повешенного», ее он выставит на 1-й выставке импрессионистов в 1874 году, ее купит Виктор Шоке, который отныне будет покупать работы художника. Кстати, насчет «повешенного» нет никаких сведений. Скорее всего это название дано для привлечения внимания. К концу 70-х Сезанн отошел от импрессионизма, хотя он восхищался этими художниками. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз!». Быть просто глазом, улавливать мгновения изменчивого мира, ему неинтересно, но и Ван Гог с Гогеном ему тоже не нравятся. Постепенно он вырабатывает свой стиль: его интересуют не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Вот картины художника 70 годов.
Он не считал себя революционером, не хотел порывать с традицией живописи, сложившейся еще в эпоху Возрождения и считал изображение объема и пространства — великим достижением. Но видел их по-своему. Картина — всегда иллюзия. Художник не может изобразить действительность адекватно. Существуют определенные условности, скажем, линейная перспектива. В этой системе привыкли рисовать художники. И мы к ней привыкли. И когда на картинах Сезанна мы видим пространство, построенное иначе, мы возмущаемся: неправильно. Говорят, он так видел. Все его творчество — поиски новых средств создания форм. Сезанн упорно работает в главных живописных жанрах: пишет пейзажи, натюрморты, портреты.
Он говорил: «Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока». И в самом деле, он будет множество раз рисовать яблоки и другие фрукты, стремясь передать их форму, в то же время сохраняя яркость красок, как у импрессионистов. Его интересовали не сами предметы, а эксперименты с их формой, цветом и освещением. Перед нами не конкретные яблоки, а как бы яблоки вообще с присущими каждому яблоку свойствами. Сезанн придавал предметам форму с помощью сочетания сбалансированных цветов и характерных мазков. Для создания объема он будет менять направление своих прямых широких мазков.
Здесь можно увидеть и особенность его построения пространства: на его натюрмортах верхний край стола часто приподнят и словно расширяется. Так было на средневековых иконах и называлось «обратная перспектива». Линии сходятся не в глубине картины у горизонта, а как словно на том месте, где стоит зритель. Стол кажется наклоненном в нашу сторону, и то, что находится на тарелке, мы видим сверху, а кувшин — сбоку. У Сезанна часто можно видеть, что на разные части картины зритель смотрит с разных позиций. Неумелость? Но сегодняшние ученые называют это «перцептивной перспективой». И говорят, что Поль Сезанн, возможно, из-за отсутствия художественного образования правильнее, чем многие художники отразил мир на своих полотнах.
Фрукты, особенно яблоки интересны как простейшая форма. Для Сезанна, если он рисует человека, тоже в первую очередь интересно не его внутреннее содержание, а форма, не индивидуальности, а люди вообще. Его жена, Ортанс, в прошлом натурщица, позировала ему много раз. Но, глядя на ее портреты, нельзя понять, что она за человек. Она женщина вообще, предельно безликая. Впрочем, возможно, здесь выразилось его отношение к жене. Похоже, они не были близкими людьми. Сезанн говорил, что она любит только Швейцарию и лимонад. Но вот художник рисует автопортреты. И хотя, наверное, он тоже больше думает о том, как придать портрету скульптурность, мы однозначно видим сильного, значительного человека. Об автопортрете 1885 года искусствовед П. Муратов сказал: «голова изумительной силы, острый взгляд, бесконечная энергия и неодолимое упорство в характерном изгибе рта».
Сезанн будет часто возвращаться к изображению определенных людей, предметов, пейзажей. Он будет называть это «мотивы«. Одним из излюбленных мотивов была гора святой Виктории, что находилась в 25 километрах от Экса и была хорошо видна из дома брата его жены. Он рисовал ее десятки раз.
С годами формы на картинах Сезанна становились все проще. Он считал, что когда человек смотрит на пейзажи, он в первую очередь видит её общие формы. Все объекты он сводил элементарным геометрическим формам. Поля — зелёно-жёлтые прямоугольники, дома — коричневые кубы, кустарники — шары.
В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его постоянную выставку. С тех пор Сезанн был признан в художественном мире. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал.
Он мечтал умереть за мольбертом. Так и вышло. Он умер за работой 22 октября 1906 года. Художник никогда не отказывался от традиций классического искусства, но в то же время стал источником вдохновения для искусства ХХ века. В области цвета его считали своим учителем фовисты. А кубизм, возникший почти сразу после его смерти, взял на вооружение его фразу, что все изображения можно свести к кубу, шару, цилиндру.
Можете посмотреть забавный ролик о Сезанне из ютуба. Кое-что разъясняет.
Вопросы для художественной школы.
-
- Кто придумал название «постимпрессионизм»
- Ван Гог родился в стране…
- Его первой профессией была…
- Обратившись к религии, он приехала в маленький шахтерский городок…
- Его уволили, потому что…
- Самая известная картина, написанная им в Голландии…
- В 1886 году он поехал в Париж, где жил его …
- В феврале 1886 года он уехал в город…
- Ван Гог сформулировал основной принцип своей живописи…
- В октябре 1888 года в Арль приехал…
- За свою жизнь Ван Гог написал… автопортретов
- «Звездную ночь» Ван Гог написал, когда находился в…
- Считают, что его последняя картина…
- Гоген свое детство провел в…
- Назовите картины, которые Гоген написал в Бретани?
- 1891 году он отправился на…
- Судьба улыбнулась Гогену, когда…
- Сезанн родился и много жил в городе…
- Его работы 20 лет не принимали в Салоне, но в 1886 году взяли картину…
- На 1 выставке импрессионистов Сезанн выставит картину…
- Эту гору Сезанн рисовал десятки раз.
- Сезанна признали в художественном мире в 1895 году, когда…