Советские художники: картины и судьбы

советская живопись

Сейчас принято считать, что в годы советской власти все искусство жестко подчинялось идеологическому диктату, поэтому было однообразно не имело художественной ценности. А, между тем, с 1917 до конца 80-х годов в СССР жило много талантливых и самобытных художников, которые создавали замечательные полотна. Некоторые из них получили известность еще задолго до революции. Можно вспомнить Игоря Грабаря, Михаила Нестерова, Исаака Бродского, Кузьму Петрова- Водкина, Павла Корина и других. Среди тех, кто начал работать уже в советский годы были А. Дейнека, А. Пластов, Ю. Пименов, П. Корин, Т. Яблонская и др.  Конечно, художников нацеливали на создание произведений о достижениях СССР, но среди живописцев этой эпохи было немало прекрасных пейзажистов, таких, как Н. Ромадин, Б. Щербаков, С. Жуковский и др., мастеров натюрморта, среди них — А. Герасимов, П.Кончаловский, И. Грабарь. Талантливые портреты писали П. Кончаловский, М. Нестеров, К. Петров-Водкин, И. Грабарь, П. Корин, а позднее — Е. Романова, И. Глазунов и др. Немало было создано исторических полотен (А. Бубнов, М. Грекови др.) Особое место в советской живописи занимала тема Великой Отечественной войны. Я предлагаю вам краткую иллюстрированную лекцию и презентацию в конце поста, где, кроме названных художников, есть материалы об Илье Глазунове, Петре Белове, Михаиле Шемякине, Исайе Бродском.

Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.

                   Содержание

    1. Художники 20 — 30 годов. Культурная политика советской власти. Социалистический реализм. 
    2. Игорь Эммануилович Грабарь
    3. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
    4. Петр Петрович Кончаловский
    5. Александр Михайлович Герасимов
    6. Александр Александрович Дейнека
    7. Советские художники о Великой Отечественной войне
    8. Советские художники 50 — 70-х годов (Пластов, Пименов, Яблонская,  Васильев,  Савицкий)
    9. Пейзажисты второй половины XX века (Н. Ромадин, А. Грицай, Б. Щербаков)
    10. Живопись второй половины XX — начала XXI века.
    11. Презентация о советских художниках и вопросы контрольных

Художники 20 -30 годов. Культурная политика советской . Социалистический реализм. 

После революции 1917 года часть творческой элиты уехала за границу, другая осталась в России, веря, что молодому государству нужно новое революционное искусство. Надо сказать, советская власть с самого начала понимала важность культуры. Тогда были приняты законы о сохранении библиотек, музеев. Особенно заботились о воздействии культуры на массы, поэтому большое значение придавалось развитию плаката, монументальной скульптуры. 

В 20- е годы активно работали представители русского авангарда, которые поначалу вполне отвечали задачам власти. В 1919 году был открыт первый в мире музей современного искусства МЖК (Музей живописной культуры). Там в постоянной экспозиции были картины Малевича, Кандинского, Татлина и др.

советская живопись 20- х годов

Причем созданием музея занимались одновременно и сами художники, и правительство молодого государства. Музей просуществовал до 1929 года.

В 20-е годы работали различные объединения художников, каждое со своими представлениями о языке живописи. Так, Ассоциация художников революционной России продолжала реалистические традиции передвижников. Общество художников-станковистов брали за образец экспрессионистов. Среди них были Дейнека, Пименов. Было еще Общество московских художников, куда входили Кончаловский, Герасимов, Грабарь и др. Активно работал К. Петров-Водкин. 

Совентские художники 20 годов

Но в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля «О перестройке литературно-художественных организаций» все творческие объединения были распущены, а все течения модернизма объявлены буржуазными. Отныне мог существовать только Союз художников, строго подчиненный партийной идеологии. В 1934 году Максим Горький в своем выступлении сформулировал основные принципы нового метода, который назвали социалистический реализм. От деятелей искусства и литературы теперь требовали изображения действительности в соответствии с идеологическими задачами партии. Теперь будут  признаваться только картины реалистического направления. Появится много картин с изображением вождей: Ленина и Сталина, сюжетов о становлении советской власти.

 Советская живопись 30 годы

Художников призывали идти на заводы в поисках сюжетов. Требовались картины о том, как улучшается жизнь людей. Героями картин становились ударники производства, политические лидеры. Власти зорко следили чтоб в искусстве преобладало бодрое, оптимистическое настроение. Вот несколько типичных картин разных периодов в духе этого направления.

image

Таких произведений было немало, но, надо сказать, имена их авторов сегодня практически забыты. Однако, это не значит, что такими были произведения всех художников страны. Чтоб лучше понять искусство СССР присмотримся к некоторым картинам и судьбам, порой противоречивым, признанных классиков советской эпохи.

 Игорь Эммануилович Грабарь (1871 — 1960). 

Грабарь родился в Будапеште, а вскоре его семья переехала в Россию, где он блестяще закончил лицей, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но с детства у него была страсть к рисованию: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей». Поэтому юриспруденция уступила место живописи. Немного поучился в Академии художеств, но молодым живописцам начала XX века там было скучно. Поездил по Европе, влюбился в импрессионистов, а в Париже понял, что по-настоящему вдохновить художника может только родная природа. В 1901 году Грабарь вернулся в Россию. Его натюрморты 1900-х годов кажутся сотканными из воздуха.

Грабарь Игорь

Как пейзажист Грабарь больше всего любил зиму. Говорят, как только она заканчивалась, начинал писать натюрморты. Деревья, покрытые инеем — этот тот сказочный, почти нереальный мир, который он так любил изображать.

Грабарь пейзажи

В 1904 году он написал свой самый известный пейзаж «Февральская лазурь«. Игорь Эммануилович вспоминал: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины».

Игорь Грабарь пробовал себя архитектуре, и хорошо получалось, но пришлось ее бросить, потому что, кроме живописи, его влекла наука. Он автор многотомной «Истории русского искусства». С 1913 по 1925 годы —  директор Третьяковской галереи.  Именно под его руководством частная коллекция Павла Третьякова превратилась в музей европейского уровня. Грабарь очень много сделал для сохранения русской культуры еще до революции, когда он объездил всю Россию в поисках старинных икон. Он первым наладил их изучение и научную реставрацию, был создателем Центральной реставрационной мастерской, где восстанавливались древнерусские иконы и лично участвовал в реставрации «Троицы» Рублева. А после революции возглавил разные комиссии, занимавшиеся изъятием картин из усадеб и икон из монастырей, спасая их от уничтожения.

После революции в 20-е годы он писал мало: мешала работа. Среди работ того периода — картина «Ленин у прямого провода». Идет гражданская война, Ленин знакомится с фронтовыми сводками, читая их прямо с телеграфной ленты. Но художник старался держаться подальше от официальной политики, особенно когда начали преследовать старых революционеров. В 30-е годы Грабарь написал серию портретов ученых и деятелей культуры.

Грабарь после революции

В 1933 году он создал портрет неизвестной девушки, работу назвал «Светлана». Говорят, картину художник написал за день и очень ее любил. Работа стала популярной, портрет даже печатали в газете. Ходили слухи, что это — дочь Сталина, которую тоже звали Светлана, но скорее всего, это не так. Художник прожил очень долгую жизнь. В последние годы он снова много писал зиму.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939)

Петров-Водкин родился на Волге в бедной семье, и, хотя рисовать ему нравилось, вряд ли он выбрал бы такую ненадежную профессию. Но тут вмешался случай: в его родной город приехал архитектор из Петербурга. Когда он увидел работы мальчика, то захотел ему помочь. При его помощи и поддержке он отправился сначала в Петербург, а потом в Москву учиться. Потом будут Италия, Франция, даже Африка. В Россию он вернулся уже сложившимся художником. В 1909 году прошла его первая выставка. О картинах Петрова-Водкина много спорили. Репин, который не любил все эти авангардистские направления, резко отзывался о его работах, хотя признавал талант. В это время Петров-Водкин увлекается иконописью, расписывает храмы.  Его потом назовут «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Влияние русской иконы сказывается и в его оригинальных работах. В 1912 году художник выставил «Купание красного коня», самую знаменитую свою картину. Между прочим, художник вспоминал что начинал писать бытовую картину о реальном купании коня. Но Перов-Водкин всегда был выше быта.  Он пишет мальчика и коня в цветах новгородских икон. И мальчик на коне — не изображение ли это святого Георгия? А, может, красно- сине-зеленая гамма- это цвета Матисса? Художник не скрывал, что полотна французского художника-фовиста сильно его поразили. Так или иначе, картина не прошла незамеченной, ее символику не раз пытались истолковать. Потом будут говорить, что картина — предвидение революции. Наверное, автору это помогло после 1917 года. Сам же художник, когда началась первая мировая война написал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!

Петров-Водкин ранние работы

Образ матери с ребенком часто встречаются у художника, и это не обыденное изображение. На его картинах мы видим Богоматерь. Не зря картину «1918 год в Петрограде» часто называют «Петроградская мадонна». Вообще лица у Петрова-Водкина часто напоминают иконописные. Говорят, он стремился показать, как в человеке проявляются вечные законы устройства мира. Он считал живопись средством улучшения человеческой природы, выделяя в лицах самое главное. Вот несколько его портретов.

Петров-Водкин К.

Может, все началось для него с лица матери. Простая женщина, он была наделена такой мудростью, что сын всегда «находил в ней главного советчика, друга исповедника» и его письма к ней заменяли ему дневник.

После революции Петров-Водкин много работал: преподавал, ездил по стране. Есть у него работы о революции. Но это не конкретные истории, здесь не ощущается идеологическая установка. Его картины «После боя» и «Смерть комиссара»— скорее реквием по погибшим с какой-то самоуглубленной печалью.

Революция в живописи

Любопытно, оказывается, у него тоже есть портрет Ленина, как все у Петрова-Водкина очень необычный. Он смотрит на нас с печалью и каким-то вопросом. Это не вождь, уверенный в своей правоте, а человек, несущий тяжелое бремя. Конечно, это восприятие самого художника.

Натюрморт «Селедка»- отчасти документ голодного времени, когда по карточкам можно было получить немного хлеба и селедки. Но обратите внимание на поверхность стола: она немного закругленная. После революции Петров-Водкин писал много натюрмортов, это была своего рода творческая лаборатория. Новатор в живописи, Петров-Водкин использовал в своих картинах сферическую перспективу, словно видел своих персонажей не на ровной земной поверхности, а на планете Земля.  Он вспоминал: «Однажды упав наземь… я увидел Землю как планету, неожиданная совершенно новая сферичность обняла меня. Я испытал большую радость перед огромностью развернувшегося мира». Если посмотреть на его картины «Смерть комиссара», «Мать», «Купание красного коня», центральные фигуры мы всегда видим на возвышении, а все остальное словно крепится к поверхности шара. И смотрим мы на них одновременно и сверху, и сбоку.

В конце 20-х годов у художника обнаружился туберкулез, врачи запретили ему работать с масляными красками. В это время он будет много писать: мемуары, книгу «Пространство Эвклида», где рассказывает о своих открытиях в живописи. Немногие его картины 30-х годов тоже очень своеобразные они явно не отвечают требованиям идеологии. Он умер в 1939 году.

Петр Петрович Кончаловский (1876 — 1956)

Как художник Кончаловский формировался  большей частью в Европе, где увлекался то импрессионизмом, то постимпрессионизмом, то фовизмом. Но, вернувшись на родину и применив полученные навыки, он выработал свой оригинальный стиль. В 1910 году Кончаловский был одним из создателей группы «Бубновый валет», которая шокировала своей творческой манерой академическую публику. Безусловно, молодые художники увлекались Сезанном, кубизмом, но оставались верными натуре и не думали об абстракционизме.

image

Все, что изображает Кончаловский, очень материально. Впечатление усиливается плотными, густыми красками, говорили,что они словно замешаны не на масле, а на глине. Круг его интересов, кажется, узок и, в то же время, он включает все главное в человеческой жизни: дом, семью, творчество.

Он был женат на дочери художника В. Сурикова Ольге Васильевне, у них было двое детей, от них пошел целый клан Михалковых-Кончаловских, который играет важную роль в культуре современной России. Его внук, режиссер Андрей Кончаловский вспоминает уклад дедовской семьи:  «Это был русский дом, просвещенный дом, дом русского художника, один из немногих, сохранивших уклад старой жизни». У Кончаловского была мастерская в Москве, но жить он предпочитал на даче Бугры на 110 километре от Москвы. Его внук Андрей вспоминает: «Дед жил как русский мелкопоместный дворянин конца XIX века: разводил свиней, окапывал сирень и яблоки, брал мед. У нас была лошадь, Звездочка, я умел ее запрягать. Была телега. Были две коровы, бараны. Уклад жизни был суровый, но добротный, основательный». А для другого внука — Никиты Михалкова усадьба деда станет источником вдохновенья, когда он будет создавать свои фильмы.

Говорят, Петр Петрович вполне мог в 1920 году остаться в Европе, там продавались его картины, но покинуть родину — это было не для него. Он жил в своей стране, но как-то сам по себе. Кончаловский не желал проводить электричество, не слушал радио, от современной жизни старался держаться подальше. Его увлекала охота, домашнее хозяйство, вырезание палок из можжевельника, была своя коптильня, погреба. Андрей Кончаловский вспоминает: «До сих пор помню ощущение таинственного полумрака кладовой, пахнет копчеными окороками, висят связки лука, перцев, стоит мед в банках, в бутылях – грузинское вино». Все это очень вкусно выглядит на его натюрмортах. А еще он любил писать цветы, особенно сирень. Когда она цвела, Кончаловский работал каждый день.

Кончаловский П

Когда в 20-е годы критики стали нападать на Кончаловского за отсутствие революционных картин, Луначарский заступился за него, сказав, что он «воспевает поэзию наших будней». Он и правда очень любил радости жизни, очень важна для него была семья, дети. Написал множество портретов жены, детей, внуков.

Однажды ему предложили написать портрет Сталина. Он сказал, что согласен и спросил, когда вождь будет ему позировать. Ему ответили, что это исключено, а художник объяснил, что не умеет рисовать по фотографии и вынужден отказаться. Это, впрочем, не помешало ему в 1933 году нарисовать Пушкина в Михайловском. Надо ли объяснять, что поэт ему не позировал. Среди самых известных портретов Кончаловского — А. Н. Толстой, «красный граф», большой жизнелюб. На столе прямо фламандское изобилие.

А в 1938 году он написал портрет В. Мейерхольда. Режиссер к тому времени уже лишился театра. В следующем году он будет арестован и расстрелян. Мейерхольд лежит на фоне пестрого ковра и среди его ярких узоров измученное лицо режиссера замечаешь не сразу. Писать портрет опального режиссера в 38 году — это был поступок.

Вот такая судьба советского художника: жил, ни под какие постановления не подстраивался, был удостоен званий Народный художник Российской Федерации и лауреат Сталинской премии дожил до 80 лет.

Александр Михайлович Герасимов (1881-1963)

Герасимова можно смело назвать одним из самых ярких представителей официального искусства. Он писал картины в духе решений партии,  портреты ее лидеров, и она высоко ценила его труд. Вот только некоторые из его наград и званий: доктор искусствоведения, первый Президент Академии художеств СССР, Народный художник СССР, Лауреат четырёх Сталинских премий.

Его слава началась с картины «Ленин на трибуне» (1930), где он создал динамичный, романтический образ вождя революции на фоне знамен и клубящихся туч. Герасимов был любимым художником Сталина. Кстати, его он писал не только по фото, но и с натуры. Конечно, Сталин ему не позировал, но в время съездов, посещая его дачу, художник имел возможность делать зарисовки. Писал Герасимов и других лидеров партии, дружил с Ворошиловым. Естественно, как один из крупных руководителей в области искусства озвучивал линию партии, ругал буржуазных художников, типа Дали. Вот некоторые парадные портреты Герасимова.

image

После смерти Сталина его звезда стала закатываться. Хрущев, разоблачивший культ личности Сталина, приказал убрать работы художника из музеев и очень резко в личной беседе отозвался о его творчестве.

Вот такой типичный представитель советского официального искусства. С удивлением прочла, что Герасимов долго отказывался вступать в партию, его буквально заставили сделать это, когда собирались назначить Президентом Академии художеств СССР. Говорили также, что по природе это было очень мягкий человек, который призывал молодых художников никогда не предавать свой талант. А сам? Он ведь был учеником Серова и Коровина, увлекался импрессионизмом. Вот ранние работы А. Герасимова.

Герасимов А.

Но одновременно с портретами вождей Герасимов писал пейзажи и натюрморты. Среди них — «Терраса после дождя«, одна из самых поэтичных картин советской живописи. Впечатление об увиденном художник выразил так: «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.» Он написал ее за 3 часа.

Герасимов пейзажи

Было у Герасимова такое заветное место — город Козлов, ныне Мичуринск, его родина. Время от времени он уезжал туда из Москвы, чтоб побыть наедине с собой, рисовать, то, чего просит его душа. Там он писал натюрморты, пейзажи, создавал портреты близких. Кстати, в первую очередь он считал себя портретистом, и, кроме портретов вождей, его кисти принадлежат поэтичные портреты родных, современников, например, великой актрисы Аллы Константиновны Тарасовой.

Герасимов А. Картины

Является ли автор этих работ представителем соцреализма? Честно говоря, кроме политических определений никто никогда не дал научной характеристики этого направления. Но мы видим, что даже признанного официального советского художника нельзя оценить однозначно.

Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969).

Дейнека не рисовал вождей. Но, если говорить о социалистическом реализме, его имя всплывает в памяти одним из первых. Он рисовал сильных, ловких и счастливых советских людей. Наверное, он и себя ощущал таковым. 18-летним юношей активно вошел в революцию. Художественная жизнь начала 20-х годов была бурной. Он оформлял спектакли агитпоезда, рисовал плакаты. Во время учебы на Высших художественно-технических мастерских познакомился с Маяковским. Потом будут говорить, что в их творчестве есть что-то общее. Да, пожалуй, это определенная плакатность, порой его фигуры похожи на рубленные строчки поэта. Образы Дейнеки динамичны, лаконичны и предельно обобщены. Художник создает не столько индивидуальные портреты, сколько типы: летчики, спортсмены, матросы и т д.  Советское обезличивание? Но, между прочим, такая плакатная обобщенность где-то сближалась с модернистскими течениями, направлениями дизайна, и Дейнеку с интересом воспринимали на Западе. В 1936 году он получил Большую Золотую медаль Всемирной выставки в Париже, за мозаики станции метро Маяковская, и в том же году американский журнал Vanity Fair пригласил его оформить обложку.

Когда-то о 30-х годах говорили как о романтическом времени потом — как о времени репрессий. Но там было и то, и другое. Мальчики мечтали быть летчиками, полярниками, тогда большое значение придавали физкультуре и спорту. В 1931 появился комплекс ГТО (Готов к труду и обороне). Молодежь с удовольствием прыгала с парашютом, участвовала в соревнованиях. Сам художник, занимался боксом, волейболом, у него была до старости хорошая спортивная форма.

image

Картины Дейнеки оптимистичны, но без официозной натуги.

Здесь радость юности от ощущения своей силы, красоты и веры в свои возможности. 

Советские художники о Великой Отечественной войне

Начавшаяся в 1941 году война потребовала огромного напряжения сил всех советских людей. И у искусства была своя очень важная задача: музыка, живопись, кино, литература должны были укреплять дух людей, нацеливать их на победу. В живописи особую роль стал играть плакат. В 1941 году в июне И. Тоидзе создал плакат «Родина-мать зовет», пожалуй, самый знаменитый во всей советской истории.

image

Плакатный стиль Александра Дейнеки оказался очень востребованным в годы войны. Однажды он увидел фото разрушенного Севастополя в немецкой газете. Он потом вспоминал, почему из разных трагических моментов войны выбрал битву за Севастополь: « Я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада». На картине «Оборона Севастополя» матрос со связкой гранат — яркий символ мужества наших воинов, готовых ценой своей жизни уничтожать врага.

Художники Куприянов, Крылов, Соколов, выступающие под общим псевдонимом Кукрыниксы, были потрясены трагической смертью девушки-партизанки, казненной фашистами. Она назвала себя Таней. Ее пытали, но она не выдала своих товарищей. О ее мученической смерти в «Правде» написал журналист Лидов. Старик, который рассказал ему о ней, повторял: ««Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…». Позднее удалось выяснить, что это ученица десятого класса московской школы № 201 Зоя Космодемьянская. По свежим следам Кукрыниксы написали картину «Таня».

7 ноября 1941 года, когда немцы были в 30 километрах от войны, на Красной площади прошел военный парад, с которого войска отправлялись на фронт.  Немцы были в бешенстве, когда узнали об этом, а нашим солдатам это подняло боевой дух. Уже в 1942 году художник Константин Юон написал картину об этом событии «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года».

1941-45

В 1942 году Комитет по делам культуры заказал художнику Павлу Корину картину, посвященную Александру Невскому. Выбор был очень удачным. Павел Корин, потомственный иконописец, очень глубоко знал и любил древнюю русскую историю. Человек религиозный, ученик Нестерова, он душой был с той Русью, которая исчезла в огне революции. Насколько это было возможно, он сохранял память о ней: много сделал для реставрации станинных икон, мечтал создать монументальное полотно «Русь уходящая», писал портреты лучших русских людей.  Александр Невский для него не только воин, князь, который защитил Русь от западных рыцарей, но и русский святой. Корин изображает рыцаря в латах рядом со знаменем, на котором изображена икона Спас Нерукотворный, а сзади — храм. Надо сказать, во эпоху атеизма, чтоб изобразить это, была нужна смелость.

Аркадий Пластов писал всегда очень светлые картины. Его тема — крестьянский труд, русские пейзажи. На его картине «Фашист пролетел», на первый взгляд идиллическая картина: опушка леса, спокойно пасутся овцы. Вот только почему собака воет? Мальчик- пастух лежит, уткнувшись лицом в землю. Только что пролетел немецкий самолет на бреющем полете и убил мальчика пулеметной очередью.

Военная тема будет волновать художников и после победы. Сергей Герасимов над картиной «Мать партизана» начнет работать еще в 1943 году, а закончит в 1950. Художник писал: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Момент драматичный.  Немцы за связь с партизанами расстреливали порой целые деревни. Мы видим вдали дымящиеся хаты. Женщина гордо стоит перед врагом, но, скорее всего, участь ее будет трагической.

Сюжет картины «Письмо с фронта» Александр Лактионов взял прямо из своих жизненных впечатлений. Однажды он встретил раненого солдата, который должен был передать письмо своего фронтового товарище его семье. Художник показал ему дорогу и стал свидетелем радости людей, получивших весточку с фронта. Это одна из самых радостных военных картин, вся пронизанная светом.

Нам трудно сегодня представить, как много значили для солдат военные стихи. Их переписывали от руки, хранили в своих вещмешках. Одна из самых популярных поэм о войне — «Василий Теркин» Твардовского о бойце, не унывающем ни при каких обстоятельствах. По мотивам этой поэмы Юрий Непринцев написал картину «Отдых после боя». 

Советские художники 50 — 70  годов

В  послевоенные годы продолжают работать художники старшего поколения. Аркадий Александрович Пластов (1893 — 1972) родился в крестьянской семье. Учился  в московском Училище живописи, ваяния и зодчества еще до революции. А после 1917 г уехал в родную деревню,  вел там жизнь крестьянина и писал картины: пейзажи, портреты односельчан. Они составили цикл «Житье-бытье».  В 1931 году сгорел его дом вместе со всеми работами. Пришлось начинать сначала.  Но за отпущенные Пластову 40 лет жизни он напишет еще 10 тысяч работ.  Ко многим картинам сделаны десятки эскизов. Первая выставка, где он представит свои картины пройдет в 1935 году. И дальше популярность сельского художника будет расти.

Даже во времена сурового диктата со стороны чиновников Пластов никогда не впадал в патетику. Он писал лирические полотна, наполненные светом, и в 30-е годы, и после войны. В своей автобиографии он напишет: «Какое же искусство, мы, художники,  должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости…» Картины Пластова наполнены солнечным светом.  Он много писал лето, время, когда природа раскрывается во всем блеске а летние людские занятия — сенокос, жатва — это не просто работа, есть в ней какое-то торжество. А купание коней — мечта любого сельского мальчишки

И одна из самых больших радостей — материнство. Матери у Пластова всегда излучают свет.

Юрий Иванович Пименов (1903 — 1977). Родился в Москве, учился во Вхутемасе, в 20-е годы увлекался экспрессионизмом. Но в начале 30-х всем велели писать в духе соцреализма. Его интересовала новая жизнь, но писать о ней он все же хотел по-своему, а не как велела партия. В 1937 году он создал картину, которая стала поворотной в его творчестве: «Новая Москва». Женщина ведет машину по улице, словно растекающейся от зноя. Этот подвижный мазок, некоторая размытость и неустойчивость изображения станут основой его творческой манеры. Он о себе писал как о  «реалистическом импрессионисте». Надо сказать, художнику поначалу крепко доставалось за близость к этому направлению. А когда в 50-е годы давление сверху уменьшилось, начался самый интересный период его творчества, когда он писал картины «для души», тогда же он получил государственное признание.

Пименов писал: «Мир полон поэзии и красоты, которую мы часто не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и в быту — моя задача художника».  Он создавал картины об обычной жизни, но она всегда была немного приподнята над обыденностью. У художника был целый цикл работ о новостройках. Трубы, кирпичи,  лужи — какая здесь поэзия? А Пименов сквозь строительный мусор видел образ будущего города. И невеста в свадебном платье здесь не выглядела чужеродной.

Костюмерши шьют пачки, и изломы балетных платьев меняют пространство, делая его фантастическим. Пименов любил писать дождь, ведь он тоже делал мир немного нереальным. Пожалуй, в его картинах много пауз, тишины, как в натюрморте «Ожидание». Художник умеет видеть отдельного человека не как  участника трудового процесса а как личность. У Пименова есть целый цикл «Свидания». Каждое — отдельная история взаимоотношений конкретных людей.

Татьяна Ниловна Яблонская (1917 — 2005) прославилась своими картинами в самом конце 40 — х.  В 1949 году ее картина «Хлеб» была удостоена Сталинской премии. Колхозницы работают на току среди гор зерна. От картины исходит ощущение силы и радости. «Мама была жизнерадостным человеком, — вспоминала дочь художницы Гаянэ Атаян. — У нее был характер победителя. Радость в ней была сильнее других эмоций. Отсюда — картина „Хлеб“.  В 50-е годы настрой картин Яблонской меняется. Они делаются более камерными, в них появляется лиризм, он отличает другую известную картину художницы — «Утро»(1954), где изображена ее дочь, Елена, будущая художница.  В 50 — 60-е годы Татьяна Яблонская начинает искать новые изобразительные средства.

Ее вдохновляет Закарпатье: яркие народные костюмы, старинные предания, она тяготеет к наивному искусству. Это не вписывалось в  официальные рамки. Но художница развивалась, основываясь на своем видении мира.

Тема войны будет вдохновлять художников и в 60 — 70 годы. Владилен Митрофанович Харламов (1935 — 1987) — художник из Красноярска. Его «Победа» была написана в 1985 году, 40 лет спустя после окончания войны, но в ней художник живо передает ту радость, которые испытали все 9 мая 1945 года.

Петр Александрович Кривоногов (1911- 1967) накануне войны закончил легендарную батальную студию имени Грекова, где готовили художников — баталистов. В 1939 году призвали в армию, и потом прошел всю войну от Волоколамска до Берлина, создавал зарисовки и картины. Всю жизнь будет писать войны разных эпох. Картину «Поединок» он написал в 1964 году. Это один из эпизодов Курской битвы, где немецкому танку противостоит солдат со связкой гранат.

Тема войны будет главной в творчестве Михаила Андреевича Савицкого. Он сражался за Севастополь, а потом попал в плен. Несколько раз бежал, участвовал в диверсионных группах, снова попадал к немцам. Он прошел лагеря смерти — Бухенвальд и Дахау. 29 апреля 1945 года концлагерь Дахау был освобождён американцами. Художник вспоминал: «Я сам, собственными глазами, видел свой скелет».

После освобождения Савицкий вернется в строй, будет воевать до победы. Потом закончит художественное училище. Тема войны всегда была для него главной, но о правду о концлагерях он смог сказать только в 70-е годы. Тогда он  создал цикл  из 16 картин «Цифры на сердце» о Бухенвальде. Известно, что вместо имени у заключенных на руке был номер… Но какие рубцы остались на сердце… Эти полотна о страшных буднях фашистских лагерей.

«Поющими лошадьми» в Бухенвальде называли команды по уборке трупов. Узники должны были свозить их к крематориям на повозках, а эсэсовцы под страхом смерти заставляли заключенных петь. «Канада» — это место, где собраны все отнятые у заключенных ценные вещи. Мы видим обнаженных людей, которых гонят в газовую камеру, а на переднем плане немцы перебирают награбленное.

Образы воинов будет важен и для Константина Алексеевича Васильева (1942 — 1976).  Одна из картин о войне — «Прощание славянки».Так называется — известный марш.  Солдаты в шинелях уходят на фронт, а образ героини предельно обобщен. Это женщина, которая во все времена провожала своих мужчин на войну.

Но чаще Васильев изображал древнерусских богатырей, которые сражаются за свою землю. Русь на его картинах предстает таинственной мифической землей, немного напоминая фэнтези конца XX века.

Константин Васильев

Картины Константина Васильева не были признаны ни высшими чинами страны, ни критиками. Сюжеты его произведений признавались не соответствующими советской идеологии и даже призывающими к русскому фашизму. Профессиональные художники относили его к числу дилетантов. Но несколько выставок которые прошли при жизни художника, имели большой успех.  Люди стояли по много часов, чтоб увидеть его картины. Немало поклонников у художника и сейчас, спустя 50 лет после его трагической гибели.

Советский пейзаж второй половины XX века.

В русском искусстве еще в XIX веке существовала традиция пейзажной живописи. Продолжилась она и в XX веке. С одной стороны, красота и разнообразие пейзажей России вдохновляла живописцев самых разных характеров и направлений, а с другой позволяла уйти от официального искусства и писать для души. Среди видных мастеров пейзажа XX века — А. Рылов, А. Куприн, Г. Нисский, К. Юон, уже названные А. Герасимов, И. Грабарь. Я расскажу о трех пейзажистах второй половины XX века.

Алексей Михайлович Грицай (1914-1998)

В 50-х годах прошлого века в искусстве произошел перелом: оно стало менее пафосным, героическим.  Художники все чаще обращаются к сюжетам камерным, лирическим. Пейзажи А. Грицая соответствовали запросам времени. Он умел видеть тихую, неброскую красоту природы, чаще всего, Подмосковья. Выпускник Академии художеств Ленинграда, он получил хорошую академическую подготовку, что позволило ему успешно решать сложные живописные задачи.  Его картина «Подснежники. Осинник» (1957), получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). Он рисовал разные времена года, но весна, когда еще только набухают первые почки и бегут ручьи, была особенно мила художнику.

image

Николай Михайлович Ромадин (1903 — 1987).

Николай Ромадин пробовал себя в разных жанрах: писал портреты, картины на современные темы, но в начале 30-х годов начал писать пейзажи, и это стало главным делом его жизни. Говорили, что его трудно застать в Москве: ездил то на русский север, то на Волгу. В 1940 году на первой персональной выставке Ромадина к нему подошел Михаил Нестеров, еще до революции создававший проникновенные образы России. Когда-то Левитан подарил ему свою фотографию и наказал отдать ее художнику, которого сочтет достойным продолжателем традиции русского пейзажа. Это фото Нестеров передал Ромадину. Произведения художника тепло принимались и зрителями, и критикой, он участвовал в выставках в СССР и за рубежом, в том числе Венецианской биеннале 1956 года.

Борис Валентинович Щербаков (1916 — 1995)

image

Сын художника, в детстве Борис за неимением игрушек развлекался кистями и красками в мастерской отца. Ленинградский Эрмитаж, разговоры об искусстве в доме родителей помогли юноше выбрать свой путь. Учился в Академии художеств (1933-1939) у И. Бродского. После Академии писал поначалу картины на исторические сюжеты. Чтоб проникнуться атмосферой эпохи своих героев, ездил на этюды в места где они жили. Потом Щербакову захотелось создать серии пейзажей, связанных с жизнью и творчеством Чехова, Толстого, Тургенева, Пушкина. Так возник жанр литературного пейзажа. Скажем, «Разнотравье донское»- пейзаж, связанный с М. Шолоховым, к нему на Дон в станицу Вешенскую художник ездил не раз.

image

Цикл картин у Щербакова связан с домом Л. Толстого в Ясной Поляне. Художник много бывал в Тарханах, где прошло детство М. Ю. Лермонтова, в пушкинских местах: Михайловском, Тригорском, Святогорском монастыре, где похоронен поэт.  Вдохновляли Щербакова тургеневские пейзажи Спасского -Лутовинова, где прошло детство писателя. 

Живопись второй половины XX — начала XXI века.

Художники, родившиеся после войны, отличались от старшего поколения. Контроль со стороны власти был не таким жестким, и появилось больше возможности для индивидуального самовыражения. После разоблачения культа личности Сталина на XX съезде КПСС появилась надежда на свободу творчества. Впрочем, власти еще не были готовы принимать альтернативное искусство, и выставки советских авангардистов подвергались суровой критике, а некоторым их авторам приходилось покидать СССР. Вошла в историю выставка авангардистов 1962 года, которая проводилась в Манеже и была посвящена 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Н. С. Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС, при ее посещении грубо обругал авторов картин, среди которых были Борис Жутковский, Люциан Грибков, Вера Преображенская, Эрнст Неизвестный и др.

Однако неофициальное искусство отныне будет существовать, а картины авторов ценятся за рубежом. Время от времени в разных местах Москвы организовались новые выставки. Но, скажем, выставку в клубе «Дружба» закрыли через несколько часов после ее открытия. А когда в сентябре 1974 года в районе Беляево на окраине Москвы 13 художников прямо на улице представили свои работы, их ожидали милиция, пожарники. Бульдозеры стали наезжать на картины, некоторые попали в грязь.

Советский авангард

Среди участников той выставки были Виталий Комар (1943) и Александр Меламид (1945). Их «Двойной автопортрет» был тоже уничтожен бульдозером. Позднее они назовут себя основателями нового постмодернистского направления в искусстве — соц-арт по аналогии с уже существовавшем в США поп-артом, создателем которого был Энди Уорхол. Художники работали, вроде, в русле соцреализма, создавая традиционные образы, но наполняя их иронией, доводя до абсурда. Так на картине из цикла «Рождение соцреализма» изображен Сталин, которого обнимает полуодетая античная муза. Или Ленин в типичной для его памятников позе ловит такси. Их произведения были востребованы на Западе, и в 1977 они уехали в Израиль, а позже — в США.

Сложные отношения с советской властью были и у Михаила Михайловича Шемякина (род. в 1943). До 14 лет он жил с родителями в ГДР, где увлекался не только классиками европейского искусства, но и современной живописью. После возвращения в СССР успел 3 года поучиться в средней художественной школе при Институте живописи им. И. Е. Репина, но был исключен за развращение молодежи, которое заключалось в том, что он знакомил одноклассников с произведениями современных художников Европы. Потом будет работа почтальона, рабочего в Эрмитаже, там он мог в свободное время изучать картины великих художников. Необычный человек будет вызывать подозрения у КГБ, в результате чего Шемякин окажется в клинике для душевнобольных. К счастью, он смог выбраться оттуда, прежде, чем лечение превратило бы его в овощ.

В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, организованная журналом «Звезда».  Его творчество стало известно среди питерской интеллигенции. Но жить легче не стало, и в конце 70-х Шемякин эмигрировал во Францию. Поначалу и там еле выживал, но серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» сделали его очень известным, появилось много заказов.

В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. После перестройки он стал часто приезжать на родину, где создал несколько скульптурных композиций, ставил спектакли. Его картины порой трагичны. Шемякин пишет о своем  цикле «Карнавалы»: «Русская карнавальная традиция уходит корнями в историю Древней Руси. Она начинается со скоморохов, уличных плясунов, шутов и песельников, которых жестоко преследовала церковь. Эта традиция достигла пика в эпоху Петра I с его потешными войсками, шутовскими процессиями и празднествами.

Но вовсе не за песни и клоунаду власть преследовала скоморохов. И не за то, что они ходили на руках и спускали ради смеха штаны. А за то, что в их песнях слышались остроты, направленные против церкви, бояр и даже против верховной власти. А этого простить было нельзя…»  

В его «Карнавалах» есть сатира, но есть и радость праздника, так же, как и в его «Прогулках».  Фантастические существа чинно гуляют по городу, они изящны, элегантны, общаются, радуются жизни. И, несмотря на необычность формы, мы можем вспомнить праздники в парках Ватто или Сомова, которые любовались своими героями, одновременно относясь к ним с иронией.

Искусствовед Алан Боске писал: «С Шемякиным случай особый. Ни одно из его творений не имеет отношения к действительности… Он постоянно переносится в царство, которое все равно недоступно, будь там кое-что и понятно. И если перед нами предстают клоунская маска, бутылка или яблоко, мы постоянно убеждаемся, что этот клоун неземной, бутылка иллюзорна, а яблоко вовсе не созрело на яблоне. Их облекают тайны!»

Михаил Шемякин

Больше картин Шемякина есть в презентации.

Сергей Васильевич Волков родился в 1956 году.  В 80-е годы начал выставляться как в СССР, так и за рубежом, его работы высоко ценят на больших аукционах. Волков много рисует Москву. На его картинах есть, конечно, внешние узнаваемые приметы, но это город, который он придумал сам — не суматошная столица, а место, где живут своей тихой жизнью добрые и забавные люди.

Сергей Волков художник

И, хотя он изображает обыденную жизнь, его картины не про быт, ведь его люди любят летать.

Ольга Васильевна Булгакова родилась в 1951 году в Москве, в семье художников. Закончила институт им. Сурикова, с начала 70-х годов участвовала в выставках. Кто-то видит в ее творчестве черты сюрреализма, символизма.  Но у нее своя манера, выражающая особенный мир художницы, человека умного и глубокого. В 70-80 годы ее вдохновляли образы героев Пушкина, Гоголя, сегодня — Библии. Герои  Булгаковой погружены в себя, словно живут в параллельном мире. Это одиночество порой трагично, особенно когда касается великих людей. Ее Пушкин просто раздавлен имперской мощью, а Гоголь — такой маленький и слабый в жутком мире фантасмагорий.

Ольга Булгакова художница

В России конца XX — начала XXI веков работают очень разные художники. Одни следуют традициям реалистической живописи, другие работают в разных направлениях модернизма и постмодернизма. Очень популярен Никас Сафронов (1956 г), хотя многие  считают его картины слишком коммерческими и конъюнктурными. Продолжает работать Наталья Нестерова (1944), одна из ярких фигур еще советского периода. Представитель известной художественной династии Лаврентий Бруни (1961) известен своими цветочными натюрмортами. Рустам Хамдамов (1944) сочетает много талантов: он кинорежиссер, которого многие считают  гениальным,  дизайнер, создававший эскизы украшений и костюмов для крупнейших домов моды в Париже и  Нью-Йорке. Хамдамов — единственный современный российский художник, чьи работы приобрел Эрмитаж. Вот еще несколько работ конца 20 — начала 21 веков.

Художница Бэгги Боем родилась в 1978 году в Санкт-Петербурге.
Окончила художественную школу, затем училище им. Рериха по классу живописи, а затем —  архитектурный факультет Академии им. Штиглица.  Пишет более 20 лет. Коллеги её зовут «Визуальным поэтом Петербурга».  Этот город часто рисуют мрачноватым, но у Боэм известные достопримечательности Петербурга подсвечены то красками осени, то солнцем. Они нежны и поэтичны.

В дополнение к тексту, вы можете посмотреть презентацию о художниках советского периода, кроме тех, о которых я уже писала, здесь есть материалы об И. Глазунове, К. Васильеве, П. Белове. https://drive.google.com/file/d/1qsnMhAh14TQXBQpY4BphNHV5qo_UL6Wi/view?usp=sharing 

Контрольные для художественной школы.

1 контрольная

        1. В 1932 году вышло постановление ЦК ВКП(б)
        2. Там говорилось, что
        3. В 1934 году Максим Горький в своем выступлении сформулировал основные принципы нового метода…
        4. Искусство должно было…
        5. Любимое время года Грабаря
        6. Самый знаменитый его пейзаж
        7. С 1913 по 1925 он работал…
        8. Он лично занимался восстановлением иконы…
        9. В 1933 году Грабарь создал портрет неизвестной девушки
        10. В картинах Петрова-Водкина сказывается влияние…
        11. Самая знаменитая картина этого художника…
        12. Картину «1918 год в Петрограде» часто называют…
        13. Говорят, Петров- Водкин стремился показать, как в человеке проявляются…
        14. Петров-Водкин использовал в своих картинах… перспективу
        15. В 1910 году Кончаловский был одним из создателей группы…
        16. Он был женат на дочери…
        17. Когда в 20-е годы Кончаловского стали критиковать за отсутствие революционных картин, Луначарский заступился за него, сказав, что он…
        18. У Кончаловского была мастерская в Москве, но жить он любил…
        19. Любимые цветы Кончаловского…
        20. В 1938 году он написал портрет режиссера
        21. Назовите картину и автора

1

2 контрольная

          1. Любимый портретист Сталина
          2. Слава Герасимова началась с картины…
          3. Герасимов был учеником… Увлекался направлением…
          4. Об истории создания этой картины Герасимов писал: «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки».
          5. Чтобы рисовать то, что он хочет, Герасимов уезжал в …
          6. Во время учебы в Высших художественно-технических мастерских Дейнека познакомился с…
          7. Дейнеку с интересом воспринимали на Западе. В 1936 году он получил…  за…
          8. Какими видами спорта увлекался Дейнека?
          9. В июне 1941 года И. Тоидзе создал плакат…
          10. Из разных трагических моментов войны Дейнека выбрал сюжет об обороне этого города
          11. Кукрыниксы написали картину «Таня» о подвиге….
          12. Юон написал картину об этом событии 7 ноября 1941 года
          13. Для Корина Александр Невский был не только воином, но и…
          14. Юрий Непринцев написал картину «Отдых после боя» по мотивам поэмы…
          15. В 1970-е годы М. Савицкий написал цикл картин «Цифры на сердце» о…
          16.  Название картины «Прощание славянки» произошло от названия…
          17. Это время года особенно любил писать А. Грицай
          18. Однажды Левитан подарил Нестерову свою фотографию и наказал отдать ее художнику, которого посчитает достойным пейзажистом. Тот подарил ее..
          19. Он создал жанр литературного пейзажа
          20. Назовите картины и авторов

        2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *