Музыкальная школа Степногорска — ровесница города, дата ее основания 1964 год. Факт, по-моему, удивительный: в городе, который на тот момент состоял из полутора десятков деревянных двухэтажек, нескольких панельных домов зазвучали фортепиано, скрипка, баян. Я слышала, что самые первые уроки проходили в квартире, потом — в здании вечерней школы. Но уже через год, в 1965 году музыканты въехали в собственное здание, которое почти 6 десятков лет является одной из достопримечательностей Степногорска. На его фасаде все те же симпатичные детские мордашки и ноты популярной тогда песни «Пусть всегда будет солнце».
Одна моя знакомая, приехавшая в 1962 году, рассказывала, что решающим в выборе места для ее родителей был тот факт, что в городе будет музыкальная школа. А мама мечтала, что ее девочка будет играть на пианино. Сколько тогда было таких мам, чье детство пришлось на голодные военные годы, которые хотели, чтоб у их детей все было иначе! Старые учителя вспоминают, что, хотя рассчитана школа была на 500 мест, желающих было раз в 5 больше, и в течение недели приемная комиссия отбирала наиболее способных. Среди первых директоров школы вспоминают Ю. П. Колосова, В. Т. Иванову. У меня есть фото учеников и учителей выпуска 1969 года. Директором тогда была Вера Тихоновна Иванова. Это 4-й выпуск. Первый был в 1966 году, тогда выпускников было всего трое. Во втором уже человек 10.
Столько знакомых лиц! На этом фото я нашла своих одноклассников по 1 школе: Сашу Каменщикова, Таню Бурыгину, Валеру Таранюка. Есть здесь и одноклассники моего брата: Сережа Филатов, Сережа Смехов, Лена Романова. А Вера Пахель сама стала преподавателем музыки, и на ее страничке в ОК есть фото с ее ученицами, победительницами музыкальных конкурсов.
Среди учителей — совсем молодой Вячеслав Алексеевич Алякин. Мне как раз недавно рассказывали, что, когда он приехал в Степногорск, поначалу жилья у него не было и он ночевал прямо в том классе, где работал. Потом он станет ведущим преподавателем народного отделения, директором школы. Светлана Васильевна Родионова была учительницей моего брата, и он очень тепло вспоминает, какая она была мягкая и внимательная. А на выпускном экзамене комиссия была удивлена тому, как хорошо играли все ее ученики. Как очень интеллигентного и доброго человека вспоминают и Ирину Александровну Тарабанову( Григорьеву). Выпускница Карагандинского музыкального училища, она вела музыкальную литературу. В 90-е годы уехала в Новгородскую область, где преподавала игру на фортепиано, а еще она пишет песни и романсы, порой на свои стихи. Вот несколько фотографий учителей начала 70-х годов из ее альбома.
Виктор Тимофеевич Чепленко был руководителем народного отделения. Вот что Нина Викторовна Штаб (Бобровская) вспоминает о нем: «Виктор Тимофеевич Чепленко был талантлив и разносторонен. Писал музыкальные пьесы. Наша дочь Виктория Штаб на областном конкурсе юных музыкантов исполняла собственное сочинение Виктора Тимофеевича. За давностью лет я уже не помню, как называлась пьеса. Но она была на казахскую тему и очень сложная. Добавлю, что это произведение нигде не напечатано в нотных изданиях. Некому заниматься этим вопросом. Пьеса очень красивая и яркая. Такие произведения должны идти в народ. Но никто это не заметил, к сожалению…»
А когда семья Штаб уезжала в Германию, Виктор Тимофеевич написал для них «Прощальный вальс», это было очень трогательно. Потом это произведения играли ученики Чепленко на академических концертах. Надо сказать, музыку сочиняли и другие преподаватели: Владимир Алексеевич Алякин, Марина Владимировна Бутырская и др.
А еще, вспоминает Нина Викторовна, в школе было трио баянистов: В. Т. Чепленко, Вячеслав Алексеевич Алякин и Владимир Александрович Ткачёв. Они играли очень сложные произведения, и ученики могли с детства вживую слушать настоящих виртуозов. Дети видели, к чему надо стремиться. Нина Викторовна вспоминает, что ее дочь, Виктория, на областном конкурсе исполняла «Полет шмеля» Римского-Корсакова, пьесу, которую играли обычно студенты музучилищ.
Кстати, Виктор Тимофеевич был разносторонним музыкантом: кроме баяна, играл и на духовых инструментах. В школе был тогда духовой оркестр, его вел Геннадий Александрович Тимошкин. Ученики играли на кларнете и трубе, флейте, других инструментах.
А вот фото выпускников 1976 года. Директором в это время был Анатолий Иванович Воробьев. Я знала его по библиотеке, он был активным членом клуба «Зеленая лампа». А еще вспоминаю, что в конце 70-х он организовал в музыкальной школе что-то вроде клуба любителей музыки. Мы собирались после работы в его кабинете и слушали пластинки: произведения Баха, Вивальди, Глюка, Моцарта. С удовольствием вспоминаю те музыкальные вечера. Анатолий Иванович создал в школе оркестр баянистов-аккордеонистов.
Фаина Никифоровна Кравченко была тогда завучем. Она приехала в Степногорск в 1971 году из Петропавловска, где работала в музыкальном училище, вслед за своей коллегой Еленой Михайловной Новосельской. Обе потом долго преподавали в нашей музыкальной школе фортепиано. Вспоминает Фаина Никифоровна и Анну Владимировну Савчук, Галину Михайловну Касич, Лидию Моисеевну Чернову. Всех их судьба разбросала, многие живут в России, но связи не теряют. За 40 лет работы у Фаины Никифоровны было немало талантливых учеников, которые связали свою жизнь с музыкой. Среди них — Тамара Кузовлева, Нина и Оля Скворчевские — они поступили в музучилище в Кургане. Люба Чебаевская (Моисеенко) училась в Омске, а сейчас преподает в нашей музыкальной школе.
Среди выпускников 1976 — Людмила Святобог. Я попросила Людмилу Андреевну вспомнить что-нибудь из ее школьной жизни, и она прислала мне аудиорассказ о ее педагоге Лилии Петровне Шмаковой. Лилия Петровна сама была отличным музыкантом, она заняла первое место на областном конкурсе пианистов. Людмила Андреевна вспоминает, как учительница играла для нее Бетховена, а еще ставила ей пластинки с записями концертов Рахманинова, Чайковского, Шопена, приучая девочку к высокой музыке. Лилия Петровна хотела, чтоб Людмила поступала в музучилище, учила ее не бояться сцены, но девушка выбрала другую профессию. Однако любовь к музыке, желание музицировать сохранила на всю жизнь.
Вообще школа была важным художественным центром. Горожане приходили на концерты юных музыкантов, проходили здесь и выступления взрослых исполнителей, приезжавших в Степногорск на гастроли. Учителя и школьники сами выступали и на предприятиях, и на городских праздниках.
В 60-70 годы больше всего было желающих учиться игре на фортепиано. Преподавателей по этой специальности нужно было много, поэтому когда в город приехала выпускница Петропавловского музучилища Елена Георгиевна Ковцур, ее охотно взяли в школу. В годы моей работы в библиотеке мы нередко сотрудничали с Еленой Георгиевной. Ее ученики принимали участие в наших музыкальных вечерах, а порой мы специально собирали наших активистов, чтоб они послушали новую программу юных музыкантов перед экзаменом. Естественно, я обратилась к ней с просьбой рассказать о музыкальной школе, и в своем рассказе не раз буду пользоваться сведениями, полученными от нее. Елена Георгиевна приехала в город в 1976 году, тогда же начала работу и Наталья Михайловна Симиляк, обе проработали в школе по 45 лет. Среди учителей отделения фортепиано она назвала Елену Михайловну Новосельскую, Викторию Хусаинову, Ирину Федоровну Питько, Наталью Николаевну Мазавину, Ольгу Олеговну Альжеву.
На этом фото вместе с учениками — директор школы Н. Л. Тимошкина, преподаватели пианисты и учителя отделения народных инструментов. Надо сказать, это было большое отделение, где работали настоящие мастера В. Г. Чепленко, В. А. Ткачев, братья Вяч. и Вл. Алякины, Г. А. Тимошкин, В. Г. Ерохин и др. Вячеслав Алексеевич Алякин основал знаменитый в городе оркестр народных инструментов «Былина», где играли взрослые музыканты. Кроме баянов и аккордеонов там были домры, бас-балалайки и др. В составе ансамбля «Былина» играли, в частности, Анатолий Иванович Воробьёв, Вячеслав Константинович Рябчевский , Григорий Петрович Калюжный. У ансамбля были певцы-исполнители: Барышев Алексей, Мстислав Щеглов, Наталья Безроднова, Людмила Колобова и другие…
Когда третьеклассница Марина Бутырская шла поступать в музыкальную школу, она собиралась играть на фортепиано, но на консультации с ней рядом оказалась девочка, которая хотела стать баянистом и заразила этим желанием Марину. В музыкальной школе учиться нелегко, надо каждый день заниматься дома на инструменте, а баян такой большой и тяжелый, а девочка — маленькая и худенькая… Но справлялась, училась отлично, была победительницей областного конкурса. Играла в оркестре баянистов. сначала под управлением А. И . Воробьева, а позднее — своего учителя Вячеслава Алексеевича Алякина. Потом было музыкальное училище, после которого она вернулась в школу уже как Марина Владимировна, учитель отделения народных инструментов. Кроме баяна сегодня она преподает вокал, и я слышала, что делает это успешно. А после отъезда В. А. Алякина Марина Владимировна Бутырская руководит оркестром «Былина». Вот фотография 1980 года.
Любопытно, что среди выпускников этого года, кроме Марины Бутырской, еще по крайней мере, четверо стали преподавателями музыки: С. Гапонова, Г. Святобог, Г. Каменских Е. Рамут. Из них трое до сих пор преподают в музыкальной школе Степногорска. А Елена Вилнусовна Рамут теперь продолжает учительскую династию, потому что ее мама — Эльвира Михайловна Рамут — преподавала в школе теорию музыки и общее фортепиано. Учителями школы из числа ее выпускников стали еще и Н. Бобровская Д. Бурбаева, О. Ершова, К. Вавилова, Н. Петросова, Т. Левченко, Л. Моисеенко, В. Дмитриев, И. Калинина. Ирина Петровна Терещенко (Калинина) после Петропавловского музучилища стала преподавателем по классу скрипки.
Нина Бобровская впервые услышала выступление виртуозов-аккордеонистов благодаря отцу. Тогда и возникло желание научиться играть на этом инструменте. Но оказалось, что для дневного отделения она уже переросток, поэтому пошла на вечернее — и такое тогда было. Попала в класс Веры Тихоновны Ивановой. Потом было Петропавловское музучилище. Нина Викторовна Бобровская (Штаб) тоже вернулась в родную школу как преподаватель. С удовольствием вспоминает, какая творческая обстановка была в коллективе. Конечно, тоже играла в «Былине», а еще было трио преподавателей В. Алякина, М. Бутырской, Н. Бобровской. Их должны были записывать для передачи «Играй гармонь», когда еще был жив Г. Заволокин, но Нина Викторовна сильно ушибла руку и выступление не состоялось. Кстати, я выражаю особую благодарность Нине Викторовна за те многочисленные уточнения и дополнения, которые она сделала, когда я готовила эту публикацию.
Эвелина Юрьевна Володина, тоже выпускница школы, а с 2016 по 2021 ее директор, рассказала мне, что в школе на июнь 2021 работает 27 педагогов, учится 320 детей, есть филиалы в Шантобе, Бестобе, Заводском. В городской школе 4 отделения: фортепианное, народных инструментов, вокальное и музыкально-теоретическое. Да, это важно, ведь, кроме игры на инструментах, есть групповые занятия. Все ученики ходят на сольфеджио, где знакомятся с азами теории музыки. На уроках музыкальной литературы они изучают биографии великих композиторов, слушают их произведения. В разное время теоретические дисциплины преподавали В. А. Марченко, Д. С. Бурбаева, О. Ершова, Г. М. Козляева, И. А. Григорьева и др. Это фото учителей школы я взяла со странички Галии Банцатовны Копеевой, которая работала в школе, преподавала вокал, а в 90-е годы была ее директором.
Надо сказать, в 90-е годы в музыкальной школе открылось вокальное отделение. Началось с того, что в Степногорск приехала Елена Михайловна Казоря, выпускница хорового отделения Новосибирской консерватории. Сначала она занималась хором, но так как интерес к вокалу среди детей рос, открылось отделение, где работали, кроме Елены Михайловны, Л. М. Моисеенко, Г. Б. Копеева.
Любовь Михайловна Моисеенко — выпускница нашей школы, ученица Ф. Н. Кравченко. После окончания было музыкальное училище в Кемерово, затем там же она закончила институт культуры как дирижер хора. Поработала в России, но вернулась в Степногорск. Преподавала в музыкальной студии в ДК, колледже, а в 2002 году стала учителем фортепиано в музыкальной школе. Параллельно вела хор, а потом у нее появились ученики-вокалисты.
Среди ее бывших учеников тоже немало музыкантов. С Еленой Аткиной она занималась еще в ДК, потом та закончила Омское музучилище и университет, и вернулась работать в свой город. Чингиз Русин после школы поступил в Омское музыкальное училище, и в 2022 году его закончит. С Любовью Михайловной связи не теряет. Она слушает в аудиозаписи его игру и отмечает, что у него очень сложный репертуар.
Среди любимых учениц — Лаура Арсентьева. Увлечение пением пришло к девочке не сразу. Но однажды она попала на конкурс в Астане и получила гран-при. Это ее воодушевило, и она поступила в музучилище в Кокшетау, где занималась классическим вокалом, а потом закончила Каз НУИ и работает сейчас в камерном хоре филармонии в Нурсултане.
Милена Фидас, тоже выпускница Любови Михайловны, после Омского колледжа эстрадно-вокального пения преподает в нашей музыкальной школе, где ведет эстрадный вокал. Мадина Есжанова учится в колледже Каз НУИ на отделении хорового дирижирования.
Скажу, что в музыкальной школе в разные годы учили играть на гитаре (В. Г. Серобабов, М. Е. Малахова, Е. В. Девочкин), на скрипке (Н. Н. Завьялова, С. С. Филипович, Г. А. Старцева), на виолончели (Л. А. Попова, С. И. Шишова ), домре (Н. Е. Бруцкая). А в последние годы есть возможность научиться играть на саксофоне, синтезаторе.
Но самыми популярными инструментами сегодня являются домбра и кобыз. Шынар Еркиновна Дауленбаева преподает игру на обоих этих инструментах, а Б. К. Акылбаева и ее ученик Р. Н. Аднабаев учат детей играть на домбре.
Я встретилась с Бакыт Кабдугалимовной Акылбаевой, которая приехала в Степногорск из Кокчетава в 2003 году. Думала, ненадолго, а прошло уже почти 20 лет, и работа в ДМШ ей очень нравится. Она с удовольствием вспоминает своих учениц, например, Азизу Шакирганову, Амину Караулыбекову. А вообще Бакыт Кабдугалимовна показалась мне человеком очень доброжелательным, думаю, она одинаково внимательно работает со всеми детьми. К каждому нужен подход. Бывает, ребенок способный, но очень волнуется перед аудиторией — надо почаще его выставлять на концерты, чтоб привыкал. Почти у каждого ученика бывают моменты, когда хочется бросить школу — надо его заинтересовать. Сейчас ведь можно, например, показать видео, где такой же ребенок играет под оркестровую минусовку популярное произведение, как взрослый артист. Невольно захочется попробовать и самому.
Сегодня можно найти любые ноты, и, отправляясь в Нур-Султан или Кокшетау учительница старается раздобыть что-то интересное. А еще есть оркестр, в котором играют все дети. Им руководит Рамазан Нургалиевич Аднабаев, выпускник школы. Я слышала, что в школе есть предмет «пение под домбру».
В школе много думают о том, как привлечь детей к музыке в наше время, когда, кажется, их интересуют только гаджеты. Принимают, например, любознательных пятилеток, чтоб они, играя, осваивали азы музыки. Мне рассказывали, как повышалась мотивация к занятиям у детей после участия пусть даже в школьном конкурсе.
Вообще же конкурсы всегда были важной составляющей воспитания музыкантов. Учителя-ветераны вспоминают, что прежде каждые 3 года проводились конкурсы на уровне области, республики, подготовка к которым требовала огромной работы как учеников, так и преподавателей. На областном уровне у школы побед немало, но, случалось, дети из нашего маленького города становились лауреатами и республиканских конкурсов. Я вспоминаю выступления в библиотеке Ульяны Захарченко, ученицы Елены Георгиевны Ковцур. Мы организовали небольшой концерт, чтоб девочка имела возможность поиграть на публике перед поездкой в Алма-Ату, где она станет лауреатом. Ученица Марины Владимировны Бутырской Вика Штаб заняла II место в республике, а Вероника Дьякова стала победительницей областного конкурса. Конечно, школа помнит свою выпускницу Дарию Габдул, которая выиграла первый казахстанский конкурс «X-Фактор». Побеждала в соревнованиях юных музыкантов и Дария Кенесова.
Ученик Л. М. Моисеенко — Чингиз Русин, был лауреатом 30 различных конкурсов, а когда в 2016 году в Степногорске проходили Дельфийские игры, Чингиз стал победителем и ездил потом защищать честь Казахстана в Екатеринбург.
А в 2021 году Вероника Гваджая, ученица Л.М. Моисеенко вошла в число финалистов телевизионного республиканского конкурса «Бала дауысы». Заявок было подано больше 6 тысяч, из них отобрали 18 участников — по одному от области. В июне Любовь Михайловна с Вероникой ездила в Алматы, там детей еще раз слушали, подобрали им репертуар, а 9 октября в Нурсултане прошел финал, где школьники выступали, как настоящие певцы, на большой сцене, под живой оркестр, в сопровождении профессиональных танцевальных коллективов.
И, хотя призером Вероника не стала, но теперь она обладательница почетного звания финалист VI сезона телевизионного конкурса «Бала дауысы»
За годы существования школы десятки выпускников поступали в музыкальные училища, а Лиза Романова закончила Академию искусств в Астане и сейчас преподает в Кустанае. Вадим Елфимов учился в Российской Академии музыки имени Гнесиных и теперь работает в Москве.
Но даже если выпускник школы избрал специальность далекую от музыки, уроки в музыкальной школе могут совершенно неожиданно оказаться полезными. Так, Света Василенко, закончившая школу по классу скрипки, стала врачом. Коллеги заметили, что когда Светлана слушает фонендоскопом деток, то улавливает гораздо больше шумов, чем ее коллеги. И на их удивленные вопросы ответила, что игра на скрипке сделала ее слух более тонким.
Я когда-то тоже целых 8 лет ходила в музыкальную школу. Играла гаммы, этюды Черни. Мучилась с полифоническими пьесами, где тема звучит то в правой, то в левой руке. Это потом уже, став взрослым, понимаешь, как это красиво, а тогда это было просто скучно. И играть дома надо каждый день, даже если ты не очень усердна. А еще надо сделать задание по сольфеджио, собраться с подружкой и поиграть в 4 руки — предмет был такой — ансамбль. Если бы не твердость моей мамы — бросила бы, как и многие другие…
Но постепенно появляется интерес. И уже начинаешь бренчать что-то не по программе, что в музыкальной школе играть и не положено, но хочется… Потом сдаешь последний экзамен. Первое время садишься за инструмент, даже что-то новое разучиваешь. Потом жизнь закрутит, и рад бы сесть за пианино, но техника без практики уходит. А там и пианино продали за ненадобностью…
Я недавно задумалась: зачем были эти усилия, что мне дала музыкалка? И, подумав, ответила себе: общую музыкальную культуру, и это немало. Есть очень большой прекрасный мир, музыки, в который очень многие так и не заглянут, если ничего о нем не знают. В самые печальные времена он может подарить человеку радость. И музыкальные впечатления от посещения концертов или просто звукозаписей остаются в памяти как драгоценные воспоминания. У меня в шкафу еще хранятся любимые ноты. Время от времени собираюсь их отдать, но становится жалко. Пусть лежат, а вдруг еще поиграю…
Когда я начинала делать этот материал, мои знания о музыкальной школе были, конечно, скудными. Нашла несколько заметок в местных газетах, но больше всего узнала из бесед с Э. Ю. Володиной, Е. Г. Ковцур, М. В. Бутырской, С. Н. Гапоновой, Н. В. Штаб (Бобровской), Б. К. Акылбаевой. Спасибо им всем за помощь.
Если вы захотите добавить воспоминания о своей работе или учебе в музыкальной школе, пишите в комментариях к этому материалу или в соцсетях.
Самые теплые воспоминания о музыкальной школе — там учились мои дети! Музыка, музыкальная грамота — это один из важнейших факторов общего развития детей !