Мазаччо, Донателло, Брунеллески — гении Раннего Возрождения

Донателло Мазаччо

Удивительным городом была Флоренция в XV веке, ведь по ее улицам ходили десятки талантливых людей: художников, скульпторов, философов и литераторов. Среди них были гении, которые определили развитие искусства на столетия вперед. Все знают великих флорентийцев — Леонардо, Микеланджело, но они шли по пути, проложенном их  предшественниками, которые совершили поворот от средневекового искусства с его символическим языком к изображению мира реального. Так, Филиппо Брунеллески, возродил забытые элементы античной архитектуры, а еще, решая архитектурные проблемы, изобрел линейную перспективу, без которой невозможно представить живопись нового времени. Донателло не только вернулся к круглой скульптуре после средневековых барельефов, люди, изображенные им, обладали выраженной индивидуальностью. Томмазо Мазаччо был уверен: цель живописи — изображение реальной природы. Надо сказать, 3 великих современника общались и учились друг у друга.

Содержание

  1. Филиппо Брунеллески
  2. Донателло
  3. Томмазо Мазаччо

Филиппо Брунеллески (1377- 1446)

Одним из великих флорентийцев был архитектор Филиппо Брунеллески.  Его отец, уважаемый нотариус, естественно желал, чтоб сын продолжил его дело. Брунеллески получил хорошее образование, но рано пристрастился к рисованию. Конечно, никто не думал о профессии художника, но вот работа ювелира была и почетна, и приносила хороший доход. Она и стала первой профессией Брунеллески.  В 21 год Филиппо стал признанным мастером-ювелиром и …скульптором. Среди его работ были маленькие серебряные фигурки проповедников и святых для украшения алтаря Святого Иакова. Поэтому, когда в 1401 году был объявлен конкурс на создание бронзовых барельефов для дверей Баптистерия, построенного еще в начале XII века, он предложил свой вариант. Комиссия оценила его работу, но первенство присудила Гиберти.

Очень самолюбивый, Брунеллески тяжело перенес поражение и отныне будет воспринимать Гиберти как своего соперника. Вместе со своим другом Донателло он покинул Флоренцию и отправился в Рим. Там молодые люди будут бродить среди развалин древних зданий и проникаться любовью к искусству Древнего Рима. За годы, что он жил в Риме, Брунеллески исследовал пропорции римских храмов, зарисовывал их фрагменты, пытаясь разгадать секреты древних мастеров. В частности, он внимательно изучал купол Пантеона, самый большой в Древнем Риме. Удивительные люди жили в XV веке! Знаний, полученных им при изучении камней Рима, хватило, чтоб стать одним из величайших архитекторов, который оставил своим последователям неразрешимые загадки.

По возвращении во Флоренцию Брунеллески начал применять свои познания на практике. В 1419 году он получил свой первый заказ — строительство Воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти), приюта для подкидышей, который считают первой постройкой в стиле Ренессанс. В нем использованы основные элементы, которые будут отличать новую архитектуру: здания должны быть соразмерны человеку, в архитектуре снова появляются колонны, арки, купола, известные в античности. Двухэтажное здание Воспитательного дома не подавляло людей своими размерами. А колонны с опирающимися на них арками придавали строению особую легкость.

Но главным делом жизни Брунеллески стал купол собора Санта Мария дель Фьоре, главной церкви Флоренции,  самого прекрасного купола из тех. что я видела. Собор был заложен еще в конце XIII века. В начале XV века были закончены стены, восьмигранный барабан, но никто не знал, как перекрыть куполом огромное пространство диаметром 45 метров. А как строить на большой высоте, при том, что правительство города не давало денег на строительные леса? Время от времени объявлялись конкурсы на проект купола. Первый — когда Брунеллески было 2 года. И вот 41- летний мастер подал заявку и выиграл конкурс… опять вместе с Гиберти. Впрочем, его партнер постепенно отошел от строительства, так что купол церкви Санта Мария дель Фьоре — по праву творение Брунеллески.

Брунеллески

Известно, что у собора 2 купола — внутренний и внешний, соединенные между собой 24 ребрами жесткости, а те, в свою очередь, связываются между собой кольцами, в которых каменная кладка сочетается с деревянными связями. Между ними — пустота, там лестницы, переходы. Полый купол меньше весил,  и это важного, потому что он опирается на восьмигранный барабан с не очень толстыми стенами.

Внизу он сделан из камня, а в верхней части — из кирпичей, говорят, их потребовалось 4 миллиона. То, что из кирпичей можно строить стену, никто не сомневался, а как сделать закругление, необходимое для купола? Многие не верили, что конструкция будет устойчивой.  На что Брунеллески отвечал, что рассчитывает на помощь Богородицы, в честь которой строился собор. Но, конечно, он много экспериментировал, строя купол из … свекольных кубиков. В итоге Донателло использовал кладку «рыбий хребет», который знали еще этруски. Надо кирпичи располагать под углом, чтоб они поддерживали друг друга. Венчает купол фонарь с позолоченным шаром наверху.

Автор не вел записей, и многие секреты создания этого прекрасного творения остаются загадкой. В частности, как он так точно рассчитал углы кладки кирпичей или как вышло, что 21 июня в полдень солнечный луч, проходя через фонарь, падает ровно в центр подкупольного пространства?

Наделенный множеством талантов, Брунеллески в ходе работ должен был многое придумать. В частности, как поднимать на большую высоту грузы. Он сконструировал для этого специальные механизмы. Чтобы передать объем здания на плоском листе, изобрел линейную перспективу.

Среди построек по проекту Ф. Брунеллески называют Капеллу Пацци, Базилику Санто-Спирито, молельню церкви Святой Марии, Ангелов и Мучеников. Параллельно с возведением купола Брунеллески занимался перестройкой базилики Сан-Лоренцо.

Донателло (1386 —  1466)

Настоящее его имя — Донато ди Нико́ло ди Бетто Ба́рди, но, он вошел в историю искусства под уменьшительно-ласкательным — Донате́лло.  Современники считали его человеком чрезвычайно щедрым, любезным, говорили, что он лучше относился к друзьям, чем к самому себе, был равнодушен к деньгам. Еще мальчишкой Донателло был подмастерьем у Брунеллески, который к тому времени был уже опытным мастером. И, хотя Брунеллески был старше на 9 лет, они подружились. В 1402 году вместе отправились в Рим, где открыли для себя великое искусство античности. Если Брунеллески интересовали развалины зданий, то Донателло — обломки римских статуй.

Вернувшись во Флоренцию, Донателло поступил в ученики к тому самому сопернику Брунеллески Лоренцо Гиберти, который тогда работал над своими знаменитыми дверями Баптистерия. За годы учебы он освоил бронзовое литье и резьбу по камню. Известно, что в начале 1410 годов Донателло и Брунеллески работали над статуями для церкви Орсанмикеле. Донателло создал 2 мраморных скульптуры: Евангелиста Марка и Святого Георгия. Говорят, Микеланджело так сказал о первом: «Никогда ещё не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был Святой Марк, можно поверить и его писаниям». Это замечание характерно: современники воспринимали героев скульптур Донателло как конкретных людей со своими индивидуальными чертами. Такого не было в средневековье.

Донателло

Изучение античных статуй в Риме не прошло даром. Если для средневековой скульптуры было характерно нарочитое нарушение пропорций, фигуры были удлиненными, то Донателло вернул статуям естественные человеческие пропорции, как это было в античности. В образе святого Георгия подчеркнута доблесть воина. Так, фигуры Донателло отходят от религиозных канонов и «спускаются» на землю.

Святой Георгий предстает в образе прекрасного юноши, но Донателло не боится делать своих героев некрасивыми, старыми. Для колокольни Джотто, примыкающей к церкви Санта Мария дель Фьоре, Донателло сделал статуи пророков Иеремии и Аввакума. У них очень характерная внешность, флорентийцы узнавали в этих фигурах своих земляков. Вазари писал, что Аввакум — это портрет Джованни ди Бардуччо Черичини.

Донателло статуи

В средневековом искусстве скульптура была представлена барельефами или статуями, стоящими возле стены. Донателло возродил античную традицию создания круглой скульптуры, которая стоит на открытом пространстве и доступна для рассмотрения со всех сторон. К таким работам относится бронзовая статуя кондотьера Гаттамелаты. Кондотьеры — военачальники-наемники. Эразмо де Нарни, прозванный Гаттамелата (хитрая кошка) служил разным правителем, а потом сам правил Падуей, где и похоронен. Родственники заказали Донателло конную статую, которая была установлена на площади, возле церкви, где его могила. Отправной точкой для создания памятника послужила древнеримская статуя императора Марка Аврелия, которую он видел во время пребывания в Риме. Памятнику автор придал реальные черты Гаттамелаты.

Донателло создал и первую после средневековья статую обнаженного человека. Это был юный библейский герой Давид, победивший силача Голиафа. Он произвел на современников такое сильное впечатление, что надолго стал символом борьбы Флоренции за независимость.

В центре Флоренции стоит одна из поздних работ мастера — статуя «Юдифь и Олоферн». В Библии рассказывается о том, как женщина по имени Юдифь отправилась в лагерь врагов, которые осаждали ее город, ночью отрубила голову их военачальнику Олоферну, вынесла ее из лагеря, а когда солдаты проснулись, то с ужасом увидела голову своего командира на городское стене. Они отступили. Так Юдифь спасла свой город. Вазари писал об «Юдифи и Олоферне»: «Вещь эта исполнена с великим совершенством и мастерством; для всякого, созерцающего внешнюю простоту в одежде и облике Юдифи, ясно обнаруживается внутреннее величие духа жены».

Современников поразила статуя Марии Магдалины, вырезанная из цельного куска тополя. Обычно ее изображают молодой и красивой, а здесь перед нами старуха в лохмотьях.   Да, эта верная ученица Христа после его смерти удалилась в пустыню, жила аскетично, проводила дни в молитвах. Но почему скульптор выбрал  этот период? Это одна из последних работ скульптора, прожившего 80 лет. Может перед нами образ старости? Джорджо Вазари писал, что в последние годы Донателло был разбит параличом и был прикован к постели в своем бедном домике.

Томмазо Мазаччо (1401 — 1428)

У него было очень длинное имя: Томмазо Ди сер Джованни ди Гвиди. А в искусстве он именуется коротко: Маза́ччо, что значит «неряшливый» или «неуклюжий». Не обидно ли ему было такое прозвище? Возможно, он его и не замечал.  Как писал о Мазаччо Вазари, автор знаменитых жизнеописаний итальянских художников, «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству, и кто мало обращает отношение на себя, и еще меньше на других. И так как он никогда и никак не хотел думать о житейских делах и заботах, в том числе даже о своей одежде, и мел обыкновение требовать деньги у своих должников лишь в случае крайней нужды, то вместо Томмазо, каково было его имя, его все звали Мазаччо, однако не за порочность, а за ту самую его рассеянность, которая не мешала ему с такой готовностью оказывать другим такие услуги и такие любезности, о которых и мечтать не приходилось

О нем известно очень мало. Мы знаем, что отец Мазаччо был нотариусом, но умер в 27 лет, когда сыну исполнилось 5. Художник умер в таком же возрасте, но остался в истории как самый крупный мастер Раннего Возрождения. Неизвестно, кто был его учителем, он ни на кого не похож, хотя считают, что Брунеллески с Донателло оказали на него сильное влияние. Достаточно посмотреть на его «Троицу», чтоб поразиться, как мастерски он строит перспективу, создавая изображение пространства. А, глядя на скульптуры Донателло,  он учился передавать объем в живописи.

Мазаччо Троица

И не только перспектива, само расположение фигур подчеркивают его объем: Христос и Бог Отец — в глубине ниши, Мария и Иоанн, стоящий по другую сторону, — у ее края, а фигуры заказчиков — за пределами ниши.  Он уверенно использует светотень. Как рельефно выписаны лица! Какие глубокие глаза у Марии! Мы видим выпуклые мышцы и ребра у Христа — таких анатомических подробностей прежде не было. Обратите внимание на скелет внизу: художники уже начинали знакомиться с анатомией человека, но это было все же рискованным делом.

Главной работой Мазаччо была роспись капеллы Бранкаччи во Флоренции. Работа была начата в 1424 году и продолжалась до 1428, когда Мазаччо уехал в Рим. Фрески были посвящены жизни святого Петра. Среди них — «Чудо со статиром».

image

На фреске запечатлен евангельский сюжет. Христос и его ученики подошли к воротам города, но чтоб войти, нужно заплатить стражнику монетку. статир. И тогда Христос велит апостолу Петру поймать рыбу. Именно в ней они находят монетку, необходимую для входа в город. То, что на одном полотне изображены 3 сцены, возвращает нас в средневековье, но на картине уже трехмерное пространство, в котором расположены люди, каждый из них — индивидуальность.

А на фреске «Воскрешение сына Теофила и св. Пётр на престоле», где изображается, чудо, сотворенное Петром мы видим реальных флорентийцев в одеждах по моде начала XV века, а среди них —  Козимо Медичи, самого автора, его друга Мазолино, Брунеллески, монахов. Интересно, что сам святой Петр, которому молятся монахи,  — это изображение на холсте.

Правда, исследователи спорят, вся ли фреска написана Мазаччо, ведь он уехал в Рим, не закончив работу. Вскоре после приезда в Рим художник умер. Ходили слухи, что его отравили.  Но предполагают, что это была болезнь, возможно, наследственная, ведь его отец умер в этом же возрасте.

Мазаччо был уверен, что живопись должна в красках и линиях изображать реальную природу. Он много для этого сделал: создал пространство, населил его людьми, в которых узнавали современников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *