Биржан-сал Кожагул-улы сочетал в себе множество талантов. Он прекрасно играл на домбре, имел красивый голос, сочинял стихи и мелодии, был талантливым импровизатором и актером. Современник вспоминает: «У Биржана был настолько сильный голос, что его песни можно было услышать в аулах, расположенных в пяти-шести верстах вокруг, и люди замолкали, слушая с наслаждением его исполнение». В жанре айтыса ему не было равных. А еще у Биржан-сала был дар нести радость людям, и его приезд всегда становился праздником. Но жизнь певца была далеко не безоблачной. Близким не нравилось, что он развлекает людей вместо того, чтоб заниматься хозяйством. К концу жизни Биржан-сала и вовсе объявили сумасшедшим. Но люди XX и XXI веков воспринимают его как одну из ярких фигур казахской культуры. Песни Биржана исполняют известные певцы. Его мелодии легли в основу инструментальных произведений. О нем сняли фильм, опера Тулегенова «Биржан и Сара» стала классикой казахской музыки. Я предлагаю вам краткую биографию Биржан-сала, викторину и игру онлайн, где вы сможете проверить свои знания об этом легендарном человеке.
Биржан-сал Кожагул-улы родился в 1834 году. Его отца звали Турлыбай, но детство будущего поэта прошло в ауле его деда Кожагула, усыновившего мальчика, поэтому поэт носит его имя. Дед был богат, образован, имел авторитет в степи. Внука очень любил и делал все, чтоб тот был счастлив. И если Биржан любил петь, играть на домбре, и готов был ехать в другой аул, чтоб послушать заезжего певца, то дед не возражал: успеет еще наработаться по хозяйству. Красивый, нарядно одетый джигит с прекрасным голосом скоро стал популярен в Сары-Арке. Скоро к имени Биржан добавили слово «сал», так называли в степи певцов, которые не только пели, но устраивали яркое и веселое представление.
Казахские народные певцы имели разную специализацию: жырау сочиняли военные, философские песни, жырши исполняли эпические произведения. Салы были своего рода шоуменами. Вот как о них пишет А. В. Затаевич: «Сал» – это эксцентрик, человек, желающий во что бы то ни стало отличаться от «серой» толпы вычурным ли костюмом, оригинальными ли замашками, смелыми выходками, богатством седла и упряжи и т. п. Головы они не брили, а носили косу или чуб. Обычно у салов были широченные штаны, на которые шло несколько бараньих шкур, очень высокая шапка. Такие артисты разъезжали с группой джигитов, и все вместе устраивали настоящие спектакли. Там были не только певцы, музыканты, но и танцоры, фокусники, борцы, искусные наездники. Салы были не только исполнителями, но и актерами, они выступали на богатых пирах и пели о том, что украшает жизнь: красивые девушки, быстрые кони, беркуты, что бьют дичь без промаха.
Несмотря на некоторую легковесность их выступлений, к салам относились с большим уважением. Говорят, их предшественники в древности выступали впереди войска, не защищенные броней и в яркой одежде, которая была отличной мишенью. Да и в мирной жизни они показывали презрение к смерти.
Молодой Биржан поначалу исполнял произведения известных акынов, но скоро стал сам сочинять песни, которые легко запоминались, их с удовольствием пели в степи. В противоположность традиционным спокойным, часто печальным песням, мелодии Биржан-сала эмоциональны, полны драматизма они передают особенности характера автора: его энергию, любовь к жизни. И стихи, которые он сочинял, соответствовали настроению музыки. Так, веселый сал стал революционером в жанре казахской народной песни.
Биржан-сала не зря называли «трубадур степи». Подобно французским средневековым певцам он — автор множества песен, воспевающих девичью красоту и любовь. Чаще всего они были навеяны знакомством с красавицами, которых он встретил во время поездок по казахским аулам. Так, светлую, мажорную песню «Тентек» он посвятил девушке Ажар:
Актентека дочка, ты моя Ажар,
Наша встреча здесь — судьбы великий дар.
В мире женщин нет достойнее тебя,
Сохрани до новой встречи сердца жар.
Одна из его самых популярных песен — «Айтбай» обращена к девушке с мужским именем. Очевидно, ее родители ждали сына.
Но в стихах Биржана восхищение нежной красавицей.
Словно бисер блещут конские бока,
Чтоб скакать скорее, мне не жаль пинка;
Ради чашки чая, что подаст Айтбай,
Я в аул ее спешу издалека.
Лишь скажи: «Айтбай» — сияет Мамеке,
Ходит повод, пляшет плеть в руке…
И как лебедь белый по небу плывет,
Песнь Биржана о любви и о тоске.
Его сын вспоминает, что много лет спустя он заехал с отцом в незнакомый аул. К ним подошла красивая немолодая женщина и с улыбкой сказала: «Ай, Биржан-ай, на всю жизнь ты меня своей песней прославил!». Это была Айтбай.
XIX век в казахской степи стал временем становления национальной литературы. В первой половине в степи гремело имя Махамбета Утемисова. Современниками и почти ровесниками Биржана были поэт и композитор Ахан серэ, великий Абай Кунанбаев, позднее родился поэт и борец Балуан Шолак. Степь большая, но, полагают, что пути Ахан серэ и Биржана пересекались. Считается, что в 1865 году Биржан сал посетил аул Абая. Великому поэту понравилось, что акын прокладывал свой путь в поэзии, не забывая о традиции. Надо сказать, среди песен Биржана есть те, что написаны на стихи Абая, например, «Видел я, как рухнула береза». В романе «Путь Абая» М. Ауэзов описывает их встречу. И, хотя художественное произведение- не очень надежный источник информации, но, возможно, Ауэзов, родственник Абая мог слышать семейные предания об их встрече. Вот небольшой фрагмент из романа: «Знаменитый певец, сэри Биржан, редкий и почетнейший гость, приехал на земли Тобыкты из далекого Кокшетау. Он сидел, накинув на плечи легкий чапан из черного бархата, перебирая искусной рукой струны домбры. Поверх белой сорочки с небрежно расстегнутым воротником был надет золотистый камзол китайского шелка. Голову покрывала вышитая позументом шапочка с шелковой кисточкой, трепетавшей при каждом движении певца. Звуки его песни воодушевили всех: лица слушателей разгорелись, глаза блестели в молчаливом восхищении. Он пел о себе:
Я — Биржан-сал, Кожагула сын.
Не жди от меня, народ мой, зла:
Я, вольный певец, сэри и акын,
Ни перед кем не склоню чела…
Тогда же, как пишет Ауэзов, Биржан-сал спел одну из своих самых знаменитых песен «Жанбота». Она была не о любви, а об обиде, в ней певец защищал свое достоинство. История эта была хорошо известна в степи. Летом 1865 года в Кокчетаве ждали генерал-губернатора из Омска. Волостные Жанбота и Азанбай соперничали, стараясь, чтоб их юрты были лучшими. Но Жанбота вовремя сообразил, что присутствие знаменитого певца Биржана привлечет людей куда лучше, чем богатые ковры. Азанбай, услышав пение, послал вестового, чтоб тот пригласил певца к нему. Тот выполнил поручение, но артист отказался последовать за ним. Тогда разгневанный посыльный ударил его камчой, а потом попытался вырвать домбру. Разгневанный Биржан ворвался в юрту Жанботы. Он был возмущен, что тот не защитил своего гостя от нападок Азанбая.
Жанботу волостного родил Карпык.
Жанбота к чинам и власти привык:
Друг его Азнабай средь бела дня
Посылал отнять домбру у меня.
Я — акын. Я не отдал домбры моей,
Хоть пытался ее вырвать злодей.
При народе избил он меня камчой…
Но не умер акын от обиды той, —
А не смерть ли такой позорный удел,
Не зарыл ли в землю Биржана он?
Жанбота!.. Где ты видел такой закон,
Чтоб свободного бить кто-то посмел?
Певец не захотел остаться на празднике, а уходя спел:
Ты надоел мне очень, Жанбота,
Твердя, что съезд старейшин в этот год.
Звеня, как ручеек, Биржан поет,
Любил, ласкал eго, народ.
Как терпишь волостного? Вестовой
Мне оплеухи при тебе дает.
Дальше Биржан-сал пел не только о своей обиде, но и о том, что в мире нет правды и сильные всегда унижают тех, кто слабее.
Нет судей честных на земле
Кому судить доверили? Мулле.
Мулла бубнит молитвы бестолково…
А бедняку уже который год
Один могильщик почесть воздает.
Исчезла правда на земле давно,
Ее нигде не сыщешь все равно.
Кому судить, коль правит миром ложь…
Арканом схвачен на лету рысак,
Получит приз медлительный ишак.
Мастер импровизации, Биржан — сал был участником многих айтысов, состязаний акынов. Сохранились отрывки из айтысов Биржана с Орынбаем и Бабаком. Наиболее известно его поэтическое состязание с акыном из Семиречья Сарой Тастамбеккызы, слава о которой дошла до Сары-Арки. Чтоб состязаться с ней Биржан отправился в Жетысу, где жила женщина. Позднее Сара продиктовала собирателю фольклора Жусупу Шахиеламулы текст айтыса, он был впервые опубликован в 1898 году в Казани. В 1946 году композитор Мукан Тулебаев создал знаменитую оперу «Биржан и Сара», куда вошли основные песни Биржана. Либретто было написано писателем, поэтом, ученым X. Джумалиевым.
Сара, талантливая поэтесса, начавшая участвовать в айтысах с 13 лет, была сиротой. Против воли девушку выдали замуж за старого и некрасивого Жиенкула. Одной из тем айтыса стала судьба Сары и вообще положение женщины-казашки.
Женщина, кляни рождение свое, —
Ведь житье без воли — скверное житье:
Каждый олух может, заплатив калым,
Взять тебя, как у старьевщика тряпье.
Я Сара, дочь Тастанбека, я горда,
Словно конь, что первый приз берет всегда,
Полюбилась мне домбра в тринадцать лет,
Поражений я не знала никогда.
Текст айтыса вы можете найти, пройдя по ссылке: https://laidinen.ru/lastochka-vesny-statja/
Биржану не сиделось дома. Напрасно родственники надеялись, что с годами он остепенится, займется хозяйством. Надо сказать, салы получали много подарков, так что поэт был не беден, но отец, братья смотрели на него косо.
Что жалобы? Далек от жалоб бог
Он словно месяц от меня далек,
Пятьсот рублей я за год заработал —
Отцу родному угодить не смог.
Хотя Биржан обзавелся семьей, но, пожив немного дома, он отправлялся в путь, чтоб участвовать в айтысах, свадебных и поминальных тоях. Впрочем, с годами такие путешествия стали для него трудны. Он все чаще оставался дома, но унылая домашняя жизнь, мелкие житейские заботы тяготили его. Сыновья — Темиртас и Калкен и дочери — Асыл и Ахик уже выросли. Теперь у них своя жизнь Певец чувствовал себя одиноким, старым, ненужным. Он часто вспоминал прежние молодые годы.
Кунью шкурку завернул я в свой платок,
Мой табун пасется в поле у проток;
Прежде вольно по аулам я бродил,
«Жампас сипар» тогда сложить я смог.
И очень грустно становилось певцу, что молодые годы ушли безвозвратно.
Постарели мы, и наше счастье
На коне промчалось безучастно,
Но чего добились мы, дружище,
Хоть к красоткам прижимались часто?
Все прошло, наступила старость. Теперь он стал в тягость даже родным.
Вот и побелели наши головы,
Некогда бесстрашные и гордые.
В тягость стали детям всем и снохам,
И душа болит, как руки с холода.
Впрочем, его не забыли в степи. Гости, певцы изо всех трех жузов приезжали к нему.
* * *
Много старых, много юных на Арка,
Не забыли люди песен земляка,
Но я болен и печаль в душе моей, —
Взять домбру Биржана некому пока.
Он щедро угощал старых друзей, отчего постепенно состояние его уменьшалось, но он не мог отпустить гостя голодным. Не зря у него было прозвище «Щедрый бедняк». В стихах, которые он сочинял тогда, поселилась печаль.
Мне уж за полсотни, спорить не могу, —
Только перед глупым старый не в долгу,
Дней, что мне остались, не связать в года,
Но за подаяньем я не побегу.
* * *
Для джигита бедность — злая западня,
Радость он утратит, потеряв коня.
А уж если друга угостить не сможет,
То умрет от горя до исхода дня.
Братья все более неодобрительно смотрели на него. А, когда проследив за Биржаном, узнали, что, уйдя в степь, он громко поет, решили, что он сошел с ума, а кто-то даже утверждал, что в него вселился бес. И родные связали его. Биржан умолял развязать его, от веревок на руках образовались раны. Потом его стали мучить головные боли, окружающие еще больше уверились в том, что он одержим бесами. Гостей к Биржану иногда пускали. Старый певец разговаривал с ними, иногда даже пел — но без домбры, ведь руки связаны.
Много тени под березой белой.
Для джигита печалиться — не дело.
Но когда мне шестьдесят миновало,
Грустно стало, сердце заболело.
Мы не вечны в этом мире желанном,
Мне цена теперь дешевле барана.
А бывало, три жуза уважали
И почетом окружали Биржана.
Ездил я на иноходце по дорогам,
Видел много я, и слышал я много.
Все три жуза почитали Биржана,
А теперь он забыт людьми и богом.
Скорее всего, близкие не желали ему зла. Просто были невежественными и думали, что так лучше. Последние стихи Биржана обращены к детям.
О дети: Темиртас, Асыл, Ахык -жу.
Страданий мир велик.
Пусть сверстники,
С кем жил в родном краю,
Помянут душу бедную мою.
Над белой юртой плавает луна,
Мир сонный заливает тишина.
Асыл, Ахык, любимый Темиртас,
В последний раз я приласкаю вас.
О дети: Темиртас, Асыл, Ахык —
Птенцы мои, для вас я жить привык.
Лежу один на склоне скорбных лет,
Закрыта дверь,-
друзей все нет и нет.
Я дом сложил
И эту печь с трубой.
Прости, аллах, мне путь
Греховный мой!
Аркан мне впился в грудь, и раны так свежи,
Асыл, дитя, мне руки развяжи.
Асыл, Ахык, любимый Темиртас,
Страдаю я —
Пришел мой смертный час.
О дети, дети, тело жжет от ран.
Скорей порвите
этот злой аркан!
Но дети боялись родственников, боялись отца, в которого вселился «бес». Биржан чувствовал приближение смерти. Он вспоминал своих друзей, приятелей в Атыгае и Карауле, прощался с ними.
О Атыгай и Караул —
два рода, колыбели две.
Делили радость вы со мной,
И жив был я в людской молве.
И вот я к смерти ближе стал,
Всевышней воли срок настал.
Поток весенний грязь принес,-
Все, что имеем, бог послал…
Камзол, пошитый не на рост,
Как бренный мир, ненужным стал.
Не надо плакать, мать, прости,
Биржана смерть торопит в путь.
Коль живы будут — подрастут.
Перед смертью певец желал детям всего наилучшего, просил аллаха не оставить их. Особенно выделял он Темиртаса. Последние слова певца были обращены к нему:
Вся степь Биржана знает хорошо:
Седьмой десяток нынче мне пошел.
Пошли, аллах, здоровье Темиртасу,
Меня ж недуг, несчастного, нашел.
Передо мной сынок мой Темиртас.
Молю, чтоб мой светильник не погас.
Прощайте, дети, ухожу от вас…
Пришел к Биржану смерти скорбный час.
Три года пролежал певец связанным. От веревки у него образовались на теле и на руках раны. Последние дни Биржана прошли в сильных мучениях. В 1894 году в возрасте 64 лет он скончался от гангрены.
Могила его находится в двух верстах от Степняка. Там стоял надгробный камень, но со временем он разрушился. В 90-е годы здесь решили поставить бюст. Но в то время денег в бюджете не было. Работу карагандинских скульпторов, решили оплатить по бартеру. Весь район собирал ГСМ, мясо, масло. По обе стороны от бюста плиты с высеченными цитатами из песен Биржана.
Благодаря ученикам и последователям сохранилось по одним данным 40, а по другим — 60 песен Биржана. Среди них — «Біржан-сал», «Алтын балдақ», «Ақтентек», «Жаймашу-ақ», «Бұрылтай» и другие.
Песня «Жамбас сипар» стала главной темой «Казахской рапсодии» для народного оркестра композитора Зиновия Компанейца. Музыка, сочиненная Биржаном звучит в операх Евгения Брусиловского, многие песни Биржана обработаны для оркестров и хоров, они звучат в опере М. Тулебаева «Биржан и Сара«.
Биржана в Казахстане помнят. В декабре 1982 году было широко отмечено 150-летие со дня его рождения. Его имя носят Кокшетауский музыкальный колледж, музыкальная школа и Дом культуры в Степняке. В честь Биржана названы улицы в Астане, Алматы. Его имя носит район Акмолинской области. В 2009 году на Казахфильме» был снят художественный фильм «Биржан-сал» (режиссер и исполнитель главной роли Досхан Жолжаксынов). Для съемок построили казахский аул на берегу озера Жукей неподалеку от родных мест поэта. В 2012 году появился новый фильм о драматической судьбе певца. Здесь звучит музыка композитора Т. Мухамеджанова, песни исполняют Еркын Шукуманов, Карагоз Сулейменова, Канат Жунус. В областном центре Кокшетау, на площади установлен памятник скульптора Т. Досмагамбетова. Биржан здесь не герой, не яркий бунтарь, а сломленный жизнью, хотя и гордый человек: связанные руки, разбитая домбра. Есть памятник Биржану и в Степняке (фото в начале публикации).
Викторина
- Салы у казахов были не только певцами, но и (актерами, воинами, судьями)
- В отличие от серэ они выступали чаще всего с песнями (любовными, веселыми, печальными)
- Их одежда была необычная, например, штаны они носили (рваные, слишком короткие, очень широкие).
- Салы выступали (всегда с большой группой артистов, по одному, с вокальной группой девушек).
- Салы обычно были богаты, потому что (получали много подарков, брали за выступления много денег, занимались торговлей).
- Салов порой сравнивают с (народными сказителями, звездами шоу-бизнеса, исполнителями классической музыки).
- Фамилия Биржана была Кожагулов по имени (отца, деда, дяди).
- В юности он больше всего любил (коней, красивых девушек, домбру).
- Биржан был не только артистом, он выступал в состязаниях (борцов, наездников, силачей).
- В 1865 произошла встреча Биржана с человеком, который сильно повлиял на него. Это был (Курмангазы, Абай, Алтынсарин).
- В романе «Путь Абая» мать поэта, Улжан, подарила Биржану слиток серебра размером с (яблоко, копыто коня, арбуз).
- Биржан славился как мастер айтысов. Айтыс это (свадебная песня, поминальная песня, состязание певцов).
- Наиболее известен его айтыс с (Сарой, Айгерим, Айшой).
- Кто в этом айтысе победил (Биржан, Сара, никто).
- Оперу «Биржан и Сара» написал (Жубанов, Брусиловский, Тулебаев).
- В последние годы он пел друзьям без сопровождения домбры, потому что (сломал руку, разбил домбру, был связан).
А теперь можете поиграть в игру онлайн.
Здравствуйте Наталья ,очень интересно , спасибо! Есть предположение где находился зимний аул его деда Кожагулы . Если ехать из Степняка в Казгородок ( Ульги) не по трассе , а по степной дороге , что слева и примерно на середине пути по эту же сторону у кромки леса есть источник воды . На одной столетней рукописной карте он имеет название Кожагул — булак (родник). На современных топографических картах в этом месте так же есть источник и недалеко обозначены сараи , а выше у подножья сопки небольшое кладбище .
Спасибо, очень интересно