За 3 тысячелетия Древняя Индия дала человечеству великие произведения литературы, архитектуры, скульптуры. Недавно открытые города хараппской культуры — ровесники египетских пирамид. Религиозные тексты «Вед», поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» — шедевры не только индийской, но и мировой культуры. До нас дошли грандиозные сооружения — ступы, статуи Будды и индуистских богов. Пещерные храмы, вырубленные в скалах, украшены великолепными статуями и фресками. Из них самый знаменитый комплекс — Аджанта, который создавали несколько веков. В Древней Индии жили великие астрономы и математики. Достаточно сказать, что цифры, которые мы знаем, как арабские, ввели в употребление как раз индийские математики. Шахматы стали распространяться по миру из Индии, а выращивать хлопок здесь начали несколько тысячелетий назад. Древние химики изготавливали краски, ароматические эссенции и яды. Здешние медики делали сложные операции, а «Аюрведа», что значит «наука о долголетии» имеет своих последователей и в наши дни. В Индии зародилось несколько религий, одна из них мировая — буддизм. Культура Древней Индии делится на несколько периодов: индо-арийский, эпоху Маурьев, кушанскую империю, эпоху Гуптов. Щелкните по нужной вам строке содержания, и вы перейдете в соответствующий раздел
Содержание
- Древнейший период (3–2 тыс. до н. э.) Индская или Хараппская культура. Мохенджо-Даро.
- Индо-арийский период (2 тыс. до н. э. – первая половина 1 тыс. до н. э.)
- Варны
- Религии и боги ариев. Ведизм, брахманизм
- «Махабхарата» и «Рамаяна»
- Сиддха́рха Гаута́ма. Возникновение буддизма
- Эпоха Маурьев ( 4 в. до н.э. – 2 в. до н. э.) Чандрагупта. Ашока. Ступы. Стамбхи
- Кушанское царство (1 в. до н.э. – 3 в. н. э.). Канишка I. Символика в изображении Будды
- Эпоха Гуптов (4 — 5 вв. н. э.) Математик Ариабхата. Пещеры Аджанты.
- Индуизм. Изображения Вишну и Шивы. Первые индуистские храмы
Индская или Хараппская культура – 3–2 тыс. до н. э.
Индия предложила человечеству много загадок. И одна из наиболее волнующих воображение — как возникла в эпоху ранней бронзы высокоразвитая Хараппская цивилизация и отчего погибла. О ней мир узнал в 1922 году, когда английский археолог Джон Хьюберт Маршалл в ходе раскопок нашел развалины двух городов, созданных неизвестной прежде культурой. Города назвали Мохенджо-Даро и Хараппа — это территория современного Пакистана. Считается, что они возникли в середине 3 тысячелетия до н. э, а существовала эта культура уже в 4 тысячелетии.
Тогда же зарождались Древний Египет и государство шумеров. Эти народы торговали друг с другом. Но были совсем не похожи. Во-первых, Хараппское государство было в несколько раз больше Египта и Месопотамии. Там найдено несколько городов, из которых самый крупный как раз Мохенджо-Даро — с прямыми улицами, домами в несколько этажей, сделанными из обожженного кирпича.
В домах были колодцы, комнаты для омовений, канализация. В городах нашли огромные зернохранилища, бассейны. Зато археологи не обнаружили ни пышных гробниц, ни дворцов, ни огромных статуй. Предполагают даже, что у них не было царей и большого имущественного расслоения. Люди хараппской культуры занимались ремеслами: выплавляли медь и бронзу, изготавливали керамику. Выращивали ячмень, чечевицу, фасоль, урожай убирали 2 раза в году. Важное значение имела торговля. Судя по находкам, жители хараппской цивилизации придавали большое значение точным измерениям. Археологи нашли линейку из слоновой кости, а небольшие кусочки кремния весом 28 г, очевидно, были гирями.
Обнаружено около 2000 табличек или печатей с надписями и изображением животных. Скорее всего, это амулеты. Надписи могли бы помочь в изучении загадочной культуры, но расшифровать их пока не могут, слишком они короткие. Наверное, были тексты на других материалах, но они из-за влажного климата не сохранились. На развалинах находят статуэтки, бронзовые сосуды, керамику, золотые украшения. Специалисты восхищаются непринужденной позой девушки, значительным лицом царя или жреца. А какой необычный этот человечек в шлеме! На печати человек с ветвистыми рогами сидит в позе лотоса. Значит, так сидели в Индии еще в 3 тысячелетии до н. э.? Есть гипотеза, что это Шива, которому поклонялись еще в доисторический период. Во всяком случае, у дравидских народов, исконных жителей Индии, прослеживается культ этого бога.
Оружия найдено мало, так что, предположительно, это был мирный народ. По непонятной причине в середине II тысячелетия до н. э. города Хараппской культуры пришли в упадок, а жители куда-то ушли. Причем следов разрушения не видно. Одно из предположений — изменение климата, обмеление рек, в частности, Инда.
Индо-арийский период (2 тыс. до н. э. – первая половина 1 тыс. до н. э.)
Примерно с середины II тысячелетия до н. э. полуостров стали заселять арии или арийцы. Этот народ — одна из самых удивительных загадок истории древней Индии. Множество ученых разных стран выдвигают предположения, откуда они пришли. Наиболее распространена теория о том, что их путь лежал из евразийских степей. Другие говорят, что их прародиной было Нижнее Поволжье.
Большинство считает, что это были кочевые племена, которые волнами мигрировали на территорию Северной Индии, причем это было мирное переселение. Они смешивались с местными народами, которые уже образовывали племенные союзы. Однако, некоторые ученые считают, что на полуострове Индостан арии жили очень давно.
Почему изо всех древних народов именно арии привлекают особое внимание ученых и читающей публики? Английский филолог Уильям Джонс еще в начале XIX века одним из первых указал на сходство европейских языков с языком ариев — санскритом. Значит, где-то в глубине веков они были родственниками?
Но главная причина пристального внимания публики в том, что после ариев осталось богатейшее духовное наследие: сборник священных текстов «Ве́ды», эпические поэмы «Махабха́рата» и «Рама́яна». Загадочные тексты «Вед» будят воображение людей, рождаются гипотезы об этом народе как об уцелевших представителях высших цивилизаций, носителях древней мудрости. Поговорим об этих произведениях подробнее.
«Веды» — самый древний литературный памятник на Земле. Они создавались на протяжении многих столетий, начиная с бронзового века. Самая старая часть — «Ригве́да» (книга гимнов, посвященных богам). Считают, что она слагались с XVIII по XII век до н. э. В ней говорится, в частности, о сотворении мира. Начало творению дали воды. Из вод возникло яйцо, из которого появился демиург Праджапати, создавший Вселенную из частей тела титана Пуруши. В Индии считают, что «Веды» не созданы людьми, а продиктованы свыше мудрецам поэтам риши. Такие произведения называют «шру́ти» — «услышанное».
Кроме «Ригведы» в древние в «Веды» входили «Самаве́да» (книга песнопений, которые пели брахманами во время обрядов), «Яджурве́да» (книга о том, как совершать жертвоприношения) и «Атхарваве́да» (сборник заговоров и заклинаний). Все они использовались в религиозных обрядах.
Варны
Гимны и песнопения не записывались, а много веков передавались устно особой группой людей, которых называли браминами или брахманами. Огромные тексты вед они знали наизусть, причем их надо произносить точно, не меняя ни слов, ни интонации. Считалось, что в этих гимнах звучит Вселенная. Брамины занимали самое высокое место в сложившейся в I тысячелетии до н. э. иерархии, ведь только они могли обращаться к богам.
Арийское общество делилось на особые группы — варны. По одной из версий, впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Ригведы». В ней излагается происхождение варн из частей тела первочеловека Пуруши, позднее говорили, что они были созданы из тела божественного начала – Брахмы. Его рот стал брахманами, жрецами, руки — воинами, кшатриями, бёдра — вайшьями. Это скотоводы, земледельцы, торговцы. Из ног родились шудры — слуги.
Слово «варна» означает «цвет». Брахманы ходили в белом, кшатрии — в красном, вайшьи — в желтом. Шудры носили черную одежду. Человек, принадлежавший к одной варне, не мог ни при каких условиях перейти в другую. Браки между представителями разных групп были невозможны. Значительно позднее на их основе в Индии стали образовываться группы людей, объединённых еще и профессией. Так появились касты, или джати. Их было несколько тысяч. Кастовая система существует в Индии и сегодня.
Боги и религии ариев: ведизм, брахманизм
Когда арии пришли в Индостан, у них были свои боги, как и у других индоарийских народов. Это были обожествленные силы природы: гром, огонь, вода. Вот только некоторые.
- Индра — царь богов и повелитель небесного царства. Его называют богом света, молнии, дождя, речных потоков и войн. К нему обращены многие гимны «Ригведы».
Кто едва родившись, первый наделенный мыслью
Бог, силой духа охватил богов,
От чьей ярости сотрясались оба мира
Из-за величия (его) мужества – тот, о люди, Индра!
Кто укрепил колеблющуюся землю,
Кто успокоил качающиеся горы,
Кто дальше измерил воздушное пространство,
Кто поддержал небо – тот, о люди, Индра!
- У Индры был младший брат Вишну, который поначалу считался второстепенными божеством, а сколько-то веков спустя о нем стали говорить как о Верховном боге, хранителе Вселенной. Время от времени он воплощается в земных людей. Такое воплощение называется аватар. Самые известные аватары Вишну — Рама и Кришна.
- Варуна — бог водной стихии, охранитель истины и справедливости.
- Сурья — бог Солнца. Его воспевали как всезнающего и всевидящего, озирающего весь мир. Своим сиянием он озаряет мир, разгоняет тьму, болезни и врагов. Вот фрагмент одного из гимнов:
Мы из тьмы мы из мрака вышли
Мы взираем на свет все выше
К богу Сурье среди бессмертных
Мы восходим к вышнему свету.
- Агни — бог огня и домашнего очага. Он уносит на небо молитвы людей, так они доходят до богов. К нему особенно часто обращены гимны: «Агни-Верховный жрец, одарённый мудростью, Истинный, Самый достойный громкой славы, Бог да придёт с (другими) богами!»
- Рудра олицетворял бурю, грозу, ярость. Это был свирепый бог, он нес разрушения. Считают, что он имеет черты доарийского божества, которому позднее, в индуизме, будут поклоняться как Шиве.
- Яма — бог мертвых. О владыке подземного царства Яме мифы говорят, что он первый человек, который умер. По обряду ариев, покойника клали головой к царству Ямы – на юг. В жертву приносилась корова, на которой душа умершего могла переправиться через реку мертвых. Гимны рисуют Яму восседающим на троне в красном одеянии. В руках он держит петлю, с помощью которой извлекает из тела умершего душу.
Поклонение всем эти божествам мы сегодня называем ведизмом. Тогда еще не было храмов, но были алтари, где брахманы приносили богам жертвы в соответствии с «Ведами». С течением времени появлялись и другие тексты. Важное значение имели «Упанишады». Считались, что они были свыше продиктованы мудрецам-отшельникам в минуты просветления.
Это были как бы комментарии в «Ведам», их последняя часть, но как раз в них содержатся понятия, которые нас так интересуют в индийской религии и философии: карма, причинно-следственная вязь между поступками человека и его судьбой, сансара — перевоплощение, при котором душа человека после его смерти может родиться в другом существе. В «Упанишадах» утверждалось, что жизнь — это майя — иллюзия. Мудрецы задолго до Будды, говорили, что мир есть страдание. Здесь зафиксировано представление о Брахмане – мировом духе, божестве, основе всего. Атман, его частица, есть в каждом человеке. Цель мудреца — освобождение от перевоплощений, соединение с Брахманом, мировой душой. Это называется мокша.
Эти понятия в «Упанишадах» лишь намечены, но потом многие поколения Учителей будут их развивать, ими будут пронизаны все духовные вероучения Индии, среди которых индуизм и буддизм.
Религиозно-философское учение, которое будет складываться в ведическом обществе в I тысячелетии до н. э. во многом благодаря «Упанишадам» сегодня многие исследователи называют брахманизм.
«Махабхарата» и «Рамаяна»
Возможно, все эти сложные понятия не нашли бы распространения среди широких слоев населения. Но кроме «Вед» к литературному наследию арийской эпохи относятся две поэмы: «Махабхарата» и «Рамаяна». На примере жизни героев, люди могли видеть действие законов, изложенных в «Упанишадах».
В отличие от «Вед», «шру́ти», продиктованных свыше, эти поэмы относятся к «смри́ти». В таких произведениях действие происходит в глубокой древности, но героями являются люди, называют даже авторов. Автором «Махабхараты» считается легендарный мудрец Вьяса. Эта огромная поэма, которая насчитывает 100 000 двустиший, рассказывает о рождении воспитании и соперничестве двух ветвей рода Бхаратов — Кауравах и Пандавах. Пандавы олицетворяют светлое начало, Кауравы — зло. В борьбе за власть Кауравы совершают несколько подлых поступков, и, хотя Пандавы выполняют их условия, стараясь избежать войны, в итоге становится ясно, что сражение неизбежно. Армии сражались 18 дней, большая часть воинов погибла. Но Пандавы победили, и законный правитель Юдхиштхира занял трон в Хастинапуре.
Любая европейская поэма на этом бы закончилась. Но индийские древние сказания завершаются в мире духовном. После долгих лет правления братья Пандавы уходят в Гималаи, становятся отшельниками, преодолевают трудности, гибнут, проходят через преисподнюю и, наконец, оказываются на небе среди богов.
В основном повествовании «Махабхараты» есть вставная часть, где нет действия, но именно она привлекает особое внимание тех, кто интересуется древнеиндийской религией и философией. Это «Бхагавад-гита». Перед битвой главный герой Пандавов Арджуна страдал оттого, что в бою ему придется убивать своих родственников Кауравов, с которыми они вместе росли. И тогда его возничий и друг Кришна, который, как выяснилось, был аватаром бога Вишну, говорит, что человек не может судить, что хорошо и что плохо. Цель каждого — выполнять свой долг. Есть такое понятие дхарма – непреложный закон, который никто не может нарушить по своему желанию. Этот закон определен свыше.
У каждого своя дхарма. Арджуна — кшатрий, воин. Он не может не воевать. Если он нарушит дхарму, то никогда не достигнет освобождения — мокши. Понятие мокши присутствует во всех индийских религиях, но трактуется по-разному. В некоторых учениях его связывают с нирваной. Но так или иначе, это разрыв со всем материальным миром, душа освобождается от связи с телом, его ощущениями и переживаниями и соединяется со Вселенским началом.
«Рамаяна»— вторая великая поэма индо-арийского периода. Ее автором считается легендарный отшельник Вальмики. «Рамаяна» меньше «Махабхараты» но все равно это огромное произведение, объем которого 24 тысячи шлок (двустиший). Надо сказать, обе великие поэмы тоже много веков передавались устно.
Главные герои — Рама, сын царя Дашаратхи и его старшей его жены Каушальи, а также Сита, которая считается дочерью царя Джанаки, но на самом деле, отец однажды нашел ее в поле. Предполагают, что она — дочь Земли. Рама, победив в состязании, получает Ситу в жены, но их счастье длилось недолго. Дашаратха решает провозгласить Раму своим наследником, а это не нравится его второй жене Кайкейе, которая хочет, чтоб на престол взошел ее сын — Бхарата. Царь когда-то пообещал, что исполнит любое ее желание, и теперь она требует, чтоб Рама отправился на 14 лет в изгнание. За ним следует Сита.
Они мирно живут в лесу. Но в их жизнь вторгаются злые силы. Сначала это безобразная Шурпанакха, влюбленная в Раму. А когда тот ее отверг, она обратилась своему брату Раване, царю демонов. Когда-то он был награждён самим Брахмой даром неуязвимости. На своей волшебной колеснице он увез Ситу на остров Ланка. Несмотря на все угрозы, Сита отвергает Равану и остается верна мужу. Тем временем, Рама узнает, где находится его жена и вместе со своими друзьями, среди которых царь обезьян Хануман, добирается до острова. Чтоб попасть туда, обезьяны строят мост. Рама убивает Равану и освобождает Ситу. После первой радостной встречи, Рама начитает сомневаться, что Сита смогла сохранить ему верность. Тогда она проходит испытание огнем, подтверждая свою невиновность.
Счастливые супруги возвращаются во дворец, где Рама справедливо правит своим царством. Но скоро узнает, что подданные все же сомневаются в честности Ситы. Верный долгу правителя, Рама приказывает отвести Ситу в лес. Там она живет в хижине много лет, у нее рождаются сыновья — Куша и Лава. Их воспитывает мудрец Вальмики, которого называют автором «Рамаяны». Рама встретится со своими сыновьями, признает их, но с Ситой им уже не суждено быть вместе.
«Рамаяна» станет священной книгой индуизма. Считают, что Рама — 7-й аватар бога Вишну, а Сита — его жены богини Лакшми. Дело в том, что Равана получил дар неуязвимости против богов, а о людях не подумал, и Вишну воплотился в Раму, чтоб его победить.
Сиддха́рха Гаута́ма. Возникновение буддизма
Со временем язык вед — санскрит, стал непонятен большинству жителей Древней Индии. В середине I тысячелетия до н.э. большой популярностью стали пользоваться странствующие учителя. Они говорили на языках народов Индии, у их учений появлялись сторонники. Так возникли новые религии — джайнизм и буддизм.
Основателем буддизма называют принца Сиддха́рху Гаута́му (еще его называют Шакьяму́ни – «пробудившийся из рода Шакьев» или «отшельник из рода Шакьев»). Отгороженный от реальной жизни, он до 29 лет не знал, что в мире есть болезни, несчастья, смерть.
А когда однажды Сиддха́рхе удалось выбраться за пределы дворца, он увидел, как много страданий в мире, и это его потрясло. Принц покинул свой дворец. Он просил милостыню, учился у отшельников, вел аскетическую жизнь, но Истина ему не открывалась. Однажды он сел под деревом и решил, что не встанет, пока не найдет путь без страданий. После 49 дней медитации он постиг Знание, которое получит название «Четырёх Благородных Истин». Вот они:
- Существует страдание
- Существует причина страдания
- Существует возможность освобождения от страдания
- Существует путь, ведущий к освобождению от страдания
Человек страдает, оттого что имеет много привязанностей, желаний, страстей, которые нельзя удовлетворить. Значит, надо избавиться них. Как этого добиться? Это сложный процесс самоусовершенствования, самопознания, когда человек проводит много времени в медитации. Будда на своем примере убедился, что изнурение себя, крайний аскетизм не дают просветления. Поэтому нельзя ни в чем впадать в крайности, но выбирать золотую середину, в этом смысл «серединного пути». Когда говорят о «восьмеричном» пути, то имеют в виду, что для достижения мокши или нирваны надо работать над собой в 8 направлениях. Главным символом буддизма является Брахмачакра или «колесо закона». Считается, что сам бог Брахма подарил его Будде («просветленному») — так теперь стали называть Сиддха́рху. Колесо имеет 8 спиц.
Те, кто достигли совершенства, пройдя все 8 путей, становятся арха́тами. Они могут выбирать: прервать круг сансары или стать бодхиса́ттвой — то есть остаться человеком, чтоб быть наставником для других людей. Будда выбрал последнее. Буддизм — необычная религия, где нет бога, священной книги, нет и абсолютной истины. В отличие от брахманизма буддизм уделяет мало внимания принадлежности человека к определенной варне. Важнее — работа над собой, она поможет однажды достичь мокши или нирваны, о которых говорили еще древние арии.
Эпоха Маурьев – 4 в. до н.э. – 2 в. до н. э. Чандрагупта. Ашока
Начиная с середины 4 века до н. э., говоря об истории Индии, мы можем опираться не только на легенды, но и на исторические документы. Это связано с походом Александра Македонского, в результате которого 2 разных цивилизации вошли в соприкосновение. И, хотя Александр скоро повернул свои войска, индийские и эллинистические государства отныне будут испытывать взаимное влияние. Среди государств, расположенных на полуострове Индостан, выделялась Ма́га́дха, занимавшая север Индии. В ней добывалось железо, земледельцы научились выращивать несколько урожаев риса, именно в Ма́га́дхе начали приручать слонов, которые стали могучей военной силой. Здесь возникли две религии — буддизм и джайнизм.
Во время похода Александра Македонского там правила династия Нанда. Однажды к полководцу пришел молодой человек и попросил военной помощи против Нанды. У Александра были другие планы, и тогда 25-летний Чандрагупта Маурья сам захватил власть в Ма́га́дхе и стал основателем династии Маурьев. Говорят, он не был знатен, есть даже версия, что происходил из шудр. Но именно при правлении Чандрагупты и его потомков Индия впервые стала централизованным государством.
Благодаря дипломатическим отношениям, которые Чандрагупта поддерживал с Селевком, одним из полководцев Александра и основателем династии Селевкидов, правившей в Персии, у нас есть первое описание истории Индии. Его составил Мегасфен, посол Селевка при дворе Маурьев. Он писал о кипучей деятельности правителя, роскоши, которая его кружала. Чандрагупта совершил немало завоевательных походов, а в конце жизни отрекся от власти и стал последователем джайнизма, религиозного учения, которое проповедовало крайний аскетизм и ахимсу, ненанесение вреда живому. Говорят, Чандрагупта соблюдал суровый пост и умер от голода.
Наивысшего расцвета государство Маурьев достигло при его внуке — Ашоке. Как и деду, ему надо было бороться за трон, ведь его мать была всего лишь наложницей в гареме. Говорят, 99 принцев с большим основанием могли претендовать на престол. Но Ашока еще при жизни отца показал себя талантливым правителем, а после его смерти сумел победить всех соперников. В 268 году до н. э он был коронован и правил до 232 года до н. э. Империя при нем значительно увеличилась. Изменилась и жизнь в ней. Царь отменил жертвоприношения и принудительные работы. Была запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов. Строились каналы и дороги. Говорят, в стране были больницы не только для людей, но и для животных. Росло количество образованных людей.
Ашока много воевал, конечно, ему приходилось быть жестоким. Но в определенный момент царь совершил резкий поворот в своей жизни: он отказался от насилия и стал буддистом. Мало того, начал активно покровительствовать этой религии. По всей стране строились храмы, монастыри.
Ашока ездил по стране, посещая места, связанные и жизнью Будды и строил там ступы, сооружения в виде купола, где хранились религиозные реликвии. Слово ступа в переводе с санскрита означает «вершина», «верхушка», «холм». То есть это был курган. Ступа чаще всего является монолитным сооружением и только иногда имеет помещение внутри. Первые ступы начали делать сразу после смерти Будды. По легенде, император Ашока построил 84 000 таких сооружений. Он возводил их в местах, связанных с жизнью основателя буддизма. Считается, что в ступах хранятся частицы, оставшиеся после кремации Будды. Реликвии помещают или в основание сооружения или на куполе. Позднее в ступах будут хранить частицы тел святых. Буддисты считают, что обход вокруг ступы очищает карму. Кто-то идет пешком, а кто-то простирается на земле, потом встает, и так, пока не пройдет весь круг. Верующие считают, что эти сооружения гармонизирую пространство вокруг себя.
Одной из ступ, построенных при Ашоке, была Большая ступа в Санчи, III—II вв. до н. э. Это гладкий купол, воздвигнутый на круглой платформе, на ней есть терраса, к которой можно подняться по ступеням.
На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием, она символизирует священную гору Меру. Через купол до его основания проходит стержень с надетыми на него круглыми зонтами. Стержень символизирует мировую ось. Обычно реликвии помещают вверху или внизу как раз по этой оси. Уже в следующем веке ступа была разрушена, потом возведена заново. Тогда же построили четверо ворот — торанов, которые стали одним из символов Индии. Они сплошь покрыты скульптурами. На них изображены «Колесо закона», дерево Бодхи , лотос. Ворота украшают скульптуры женщин — духов природы якшинь, слонов, львов.
Еще один вид сооружений времен Ашоки — стамбхи. Это колонны, которые делали из огромных каменных блоков. высотой 10 — 15 м. Надо сказать, такие колонны в честь богов делали в Индии и раньше. Во времена Ашоки их посвящали Будде и устанавливали на Старой царской дороге, которая вела от столицы государства — Паталипутры к месту рождения Будды. По ней шли паломники. Колонны были увенчаны капителями, на которых изображены священные животные. Бык символизировал мощь учения, слон — его мудрость. «Львом Закона» называли самого Будду.
Очень известна Львиная капитель, расположенная в Сарнатхе на месте, где Учитель произнес 1-ю проповедь, и у него появилось 5 учеников. В 1950 года, Д. Неру, первый премьер-министр независимой Индии, сделал её государственным гербом. Львиная капитель изображена и на деньгах.
Велико значение стамбхов еще и потому, что на них были выбиты самые древние из дошедших до нас индийских надписей. Там есть и буддийские тексты, и законы, принятые во времена Ашоки, написанные на языке брахми и расшифрованные в 1837 году Дж Принсепом. Надо сказать, долго считалось, что Ашока — вымышленный герой, уж очень он казался идеальным. А когда смогли прочитать надписи убедились в его реальном существовании. Была, правда, еще одна сложность: в большинстве текстов он именовался Пиядаси Деванампия («царь Пиядаси, милый богам»). И только в двух местах есть имя Ашоки. Путем сравнения поняли,что Ашокой он назвал себя став царем, это значит, «лишенный печали». После смерти царя государство стало приходить в упадок и к 180 г. до н. э перестало существовать.
Кушанское царство (1 в. до н.э. – 3 в. н. э.). Канишка I. Символика изображения Будды
В первом веке нашей эры возникло Кушанское царство, давшее образцы высокого искусства. О его существовании историки узнали только в XIX веке, когда нумизматы обратили внимание на эллинистические монеты с выбитыми на них именами царей какого-то Кушана. Оказалось, таких монет есть немало, и по территории, где их находили, восстановили примерную географию большого государства, которое бесследно исчезло. Считают, что оно занимало территорию современных Узбекистана, Афганистана, Пакистана, часть Северной Индии. Кто такие кушаны? Это тоже одна из не разрешенных пока загадок. Говорят о загадочным кочевом племени юэчжи, что в переводе означает «Дети Луны», которое перекочевало из засушливых районов Китая. По пути они вытеснили саков, и те тоже пошли на юг. А потом все вместе разгромили Греко-Бактрийское царство.
Образовавшееся Кушанское царство располагалось на оживленном торговом пути, по которому караваны из Китая шли в Римскую империю. Здесь спокойно сосуществовали разные религии. Так что это государство было настоящим плавильным котлом, где смешались разные народы. И это все вместе дало замечательную культуру.
Из правителей наиболее известен царь Канишка I. Он проявлял большой интерес к беседам со странствующими монахами. Его вкладом в буддийское искусство стала ступа Канишки в Пурушапуре, современном Пешаваре в Пакистане. От нее остались развалины, но современники писали, что она достигала высоты 210 метров и была покрыта драгоценными камнями. В 1908 году археологи нашли в ее основании позолоченный реликварий. Там были фрагменты костей, как предполагали, Будды. На нем изображены Будда, Брахма и Индра, а по краю крышки — летят гуси, которые символизируют души, покидающие мир.
Надо сказать, если прежде Будду изображали только символически в виде Колеса закона, львов и т д, то именно в Кушанской империи начали делать его статуи.
Особенно славились скульпторы Гандхары тоже ставшей частью Кушанского царства. Эта земля Северной Индии имела огромные культурные традиции, восходящие еще к ариям. Согласно «Махабхарате», гандхарцы принимали участие в войне на стороне Кауравов против Пандавов и проявили себя как доблестные воины. Гандхарой позднее владели и греки, и персы. Ее скульпторы воспринимали образцы их искусства на основе которых создавали свое. Кушанский период стал золотым веком искусства Гандхары. Канишка оказывал покровительство ее мастерам.
Строилось множество ступ, создавались прекрасные статуи Будды. В них заметно влияние греческого искусства в изображении тела, драпировок одежд. Но, в отличие от греков, для индийских скульпторов главным была не телесная красота, а одухотворенность, самоуглубленность.
Надо сказать, изображения Будды подчинялись строгим правилам, потому что его поза, жесты рук имели символическое значение. Всего есть около 30 типов изображения Учителя. Среди важных черт внешности: длинные мочки ушей — знак благородства, точка на лбу — око мудрости. Позади Будды круглый диск — мандала, обозначающей его святость. Будду изображают сидящим, стоящим или идущим, это обозначало определенную стадию пробуждения.
Стоящий Будда — проповедник, уверенный в своем предназначении. Идущий Гаутама, устремленность к действию. Сидящий — сосредоточение, медитация, лежащий — погружение в нирвану. Чаще всего Будду изображают сидящим в позе лотоса. Эта поза говорит о полном спокойствии и гармонии. Символическое значение имеют и жесты рук — мудры.
Так, абхайя-мудра — благословение, варада-мудра — милосердие и сострадание. Дьяхна-мудра медитации. Бхумиспарша — Будда, достигший просветления, касается земли, есть еще название «Будда, призывающий землю в свидетели». Дхармачакра напоминание о моменте, когда просветленный Будда читал первую проповедь. Намаскара — приветствие, почтительность.
Эпоха Гуптов (4 — 5 вв. н. э.)
Государство Кушанов пришло в упадок, а как раз в это время стала набирать силу империя Гуптов. Считают, что так звали ее основателя, и потом все правители прибавляли к своему имени «Гупта». Ядром государства, занимавшего значительную часть Индии была Магадха, один из древних культурных центров, родина Будды. Сохранились имена правителей, из них наиболее значительный — Самудрагупта, он успешно расширял страну и считался идеальным правителем. При его сыне Чандрагупте II государство занимало 60% теперешней Индии. А еще оба эти правителя были поэтами и музыкантами. Не удивительно, что эпоху Гуптов называют золотым веком культуры и науки.
Считают, что в V- VI вв. жил великий астроном и математик Ариабхата. Он приехал в Магадху, где был монастырь Нала́нда, один из крупнейших буддистских образовательных центров своего времени, своего рода древний университет, основанный в V веке. Ариабхата сначала учился там, а потом преподавал. До нас дошел его трактат «Ариабхатия», где ученый описывает процесс извлечения квадратного и кубического корня в десятичной системе счисления; даёт формулы для площади круга и объёма сферы; приводит приблизительное значение для числа пи. В области астрономии Ариабхата предположил, что вращается не небо, а Земля, довольно точно вычислил размеры Земли и Луны, объяснял причины затмений.
С эпохой Гуптов связывают создание нескольких необычных храмовых комплексов. Они вырубались прямо в твердых базальтовых скалах. Самые знаменитые — пещерные храмы в Аджа́нте упоминаются еще в 1 в до н. э. Пишут, что здесь поселились буддийские монахи, а потом начали вырубать залы с колоннами, статуями. Работа продолжалась несколько веков. Завершен комплекс был к 5 в., а в 10 веке пришли мусульмане, и уникальные храмы были заброшены.
Только в начале 19 века английский офицер Джон Смит во время охоты на тигра случайно обнаружил комплекс пещер. В 1843 году археолог Джеймс Фергюсон представил описание Аджанты. Там было 29 залов двух типов. Это — вихара, прямоугольные помещения, окруженные кельями — общежития буддийских монахов. Чайтья, молельные залы, с двумя рядами колонн и апсидой в торце. Все стены украшены каменной резьбой, в залах множество статуй.
Стены и потолок пещер покрыты фресками. Краски светятся в темноте и не потускнели за много веков. Ученые пытаются определить их состав, но пока не получается. Для выполнения работ в темных пещерах нужно освещение. Его загадку до сих пор тоже не разгадали.
Кроме Будды в эпоху Гуптов изображают бодхисатв, праведников, которые достигли мокши, но остались учить людей.
Возникновение индуизма. Изображения Вишну и Шивы. Первые индуистские храмы
Наряду с буддизмом в Индии в эпоху Гуптов все больше распространяется индуизм, религия, соединившая элементы ведической религии и верований народов, которые жили на полуострове в доарийскую эпоху. В индуизме выделяют трёх верховных богов, называемых Тримурти: Брахму — творца Вселенной, Вишну — хранителя мира и Шиву — разрушителя мира, который также восстанавливает его заново. Но, если говорить о храмах, то Брахме их посвящено мало. В основном индуисты поклоняются Вишну и Шиве.
Вишну в арийской мифологии сначала всего лишь брат Индры, но позднее его значение росло. Охраняя мир, он помогает людям, в самые критические моменты истории, сходя на землю в виде аватаров. Самые известные его аватары: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (вепрь), Нарасимха (человек-лев), Вамана (карлик), Парашурама (Рама с топором), Рама, Кришна, Будда и Калки. Еще в «Махабхарате» было написано: «Час пробьет, и появится дважды рожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом». Час пробьет, когда подойдет к концу самая плохая эпохи в истории людей — Кали-юга, время, когда люди одержимы злобой, страхом, ненавистью и другими пороками. Наше с вами время.
Любопытно, что воплощения Вишну — это эволюция живых существ от простейших к сложным. О каждом нисхождении на землю Вишны есть отдельные повествования.
Если в других индийских религиях для выхода из колеса перерождений надо избавиться от всех привязанностей и желаний, то последователи Вишны должны любить свое божество и доказывать ему свою любовь. Порой она приобретает довольно странные формы.
Писать о Шиве сложно, очень он многопланов и противоречив. Его тело покрыто пеплом погребальных костров, шею, руки и ноги обвивают змеи, волосы спутаны, а на лбу третий глаз, которым он прозревает истину. В руке Шива держит барабан, дамару, который задает ритм мироздания. Считают, что этот бог имеет множество форм проявления. Вирабхадра — свирепый Шива. Натараджа — царь космического танца. Под звуки дамары Шива танцует, а в это время создаются и разрушаются вселенные. Не зря его еще зовут Махакала (великий держатель времени) — бог разрушения и смерти. С культом Шивы бывают связаны жутковатые обряды.
И в то же время — это бог-аскет, подлогу медитирующий на Кайласе. Считают, что это он основал йогу и покровительствует ее последователям. Этот аспект Шивы называют Махайоги (великий йог). Шива любит свою жену — Парвати и сыновей — Ганешу и Картикею. Впрочем, у нежной Парвати есть темная сторона — страшная богиня Кали.
Считают, что ударами барабанчика Шива дал людям письменность. Еще одно из его имен — Бхайрава — Хранитель. В частности, этот бог — защитник деревень, женщин, он охраняет путешественников.
Вот несколько изображений Шивы разных веков. Одно из ранних — VI века находился в Пещерном храме Шивы (Бадами, Индия). В 1960-е годы статуя Шивы Натарадж (Танцующего) была установлена на территории Европейского центра ядерных исследований (CERN) у входа в здание, где расположен Большо́й адро́нный колла́йдер. Статуя Адийоги Шивы высотой 34 метра была открыта в 2017 году в Индии.
Члены династии Гуптов поддерживали индуизм. Считается, что при них появились первые индуистские храмы. Самые ранние находились в пещерах. В одной, расположенной в Удаягири в штате Мадхья-Прадеш, есть дата — 401 год н. э. Там найдена статуя Вишну с головой кабана — аватар Варахи, который поднял богиню Земли из космического океана.
При Гуптах начали строиться первые храмы индуизма, но до наших дней их дошло мало. Один из них — Храм Дашаватара, посвященный 4 первым аватарам Вишну.
Рельефы в нишах изображают различные сцены из его жизни. С северной стороны — Вишну-защитник, освобождающий царя слонов от нападения крокодила. На востоке находится панель с Вишну в облике двух мудрецов Нара и Нараяны. Лицом на юг Вишну лежит на змее Ананта — этот сюжет, называется Ананташаяна
Заявив о себе в IV веке, индуизм постепенно распространился по всей Индии, вытеснив буддизм за её пределы. Сегодня большая часть населения Индии исповедует эту религию.
Наташа, пять с плюсом!