В последние теплые октябрьские дни 2024 года мы отправились в путешествие по историческим местам в окрестностях Карабулака. Мы — это группа старшеклассников карабулакской школы, замдиректора по воспитательной работе Зауреш Забиевна Оразалина, учитель истории Бейбит Камзенович Мажитов, блогер Артем Сочнев, который снял об этой поездке классный ролик. Пригласили и краеведов: библиографа Ларису Витальевну Саленко и меня. ГорОО выделил для поездки автобус. Вы, наверное, удивляетесь, что интересного может быть в этих местах? Сами мы, конечно, ничего бы не нашли. Но нашим гидом был сам Каиргельды Ислямбекович Айтимов, в недавнем прошлом аким Карабулака. Кто лучше него мог рассказать об этой земле, где он вырос, и прожил всю жизнь?
Путешествие в прошлое я хочу начать как раз с семьи Айтимовых, ведь по их биографиям можно изучать историю XX века: 30-е годы, война, подъем целины, 90-е годы. Каиргельды Ислямбекович рассказал мне, что их семья относится к роду Караул, предки жили в ауле Шулак, он находился недалеко от сегодняшнего Советского. Семья была богатая. Его прадед Салык, а потом дед Айтым держали 10 000 лошадей. А когда в начале 30-х началась коллективизация, голод, пришлось оставить родные места, и они перебрались в Омскую область, село Лузино.
Оттуда единственный сын Айтыма — Ислямбек ушел на фронт. В 1943 году был тяжело ранен под Сталинградом. Лежал в разных госпиталях, пока не попал в Омск, где встретил свою судьбу — девушку Зину. У нее была непростая жизнь. В годы войны город Великие Луки, где она жила, был захвачен немцами. После освобождения всю молодежь до 18 лет, которая была в оккупации, из города выслали. Так Зинаида оказалась в Омске. Закончила ФЗУ. На фото она стоит третья слева.
Пошла работать на резиновый завод, где делали противогазы, а в свободное время ходила в госпиталь ухаживать за ранеными. Там они и познакомились. Зинаида Ивановна стала женой Ислямбека, матерью его четырех сыновей и двух дочек.
В начале 60-х дед Айтым заговорил о том, что хочет умереть в родных местах. Вернулись в Казахстан, но оказалось, что Шулака уже нет. Зато недалеко строится новый целинный совхоз — Карабулак. В 1963 году весной Ислямбек Айтимович начал работать управляющим отделения Заречное, к которому относились еще Шеликпай, Булдукты, Коксал. Занимал он и другие должности, в частности, был заместителем директора совхоза. Шутил, что всю жизнь на передовой, на самых трудных участках. Он работал до 1980 года, пока не пришлось уйти на пенсию по состоянию здоровья.
Жилье для первоцелинников строили быстро, и к началу учебного года 1963 года Айтимовы въехали в каменный дом, где было 3 комнаты. Впрочем, и семья была немаленькая: за стол садилось 13 человек. За порядком строго следил дед. Вот несколько фотографий из семейного альбома 60 -70 годов.
Старшие дети пошли в школу, Зинаида Ивановна работала птичницей. Каиргельды начал учиться в 1965 году. Вот его класс, первая учительница — Екатерина Ивановна Дзюба, директор школы Георгий Васильевич Матвеев.
Время шло быстро. Дети вырастали. Надо сказать, все добились успехов и признания в своих профессиях. Старший брат — Ботажан Ислямбекович работал в Степногорске в 5-й автобазе, в 1980 году уехал в Тюменскую область. Жил в городе Ноябрьск, работал водителем до 1999 года. Он — Заслуженный автомобилист России.
Второй брат — Паткулла Ислямбекович — Заслуженный энергетик РК, работал директором Степногорских электрических сетей, потом ушел в AREK. Сегодня живет в Астане. Шакара Ислямбековна 30 лет лет заведовала детским садом «Ак- ку», самым большим в Астане. Она — Заслуженный работник народного образования РК. Ризабек Ислямбекович работал в ОЭС, а еще со школы увлекался футболом. Играл не только за Карабулак, выступал и в юношеской команде Степногорска. Младшая сестренка — Балжан Ислямбековна работала в торговле, тоже имеет почетное звание.
Каиргельды после школы поступил в Целиноградский инженерно-строительный институт, но очно проучился всего 2 года. Умер отец. Младший из сыновей, по обычаю, — хранитель шанырака. Надо было брать на себя заботу о хозяйстве, помогать матери. Так отец просил. Перешел на вечернее, а потом заочное отделение. Скоро призвали в армию. Отслужил, вернулся в Карабулак, и вся жизнь Каиргельды Ислямбековича связана с родным селом.
Кто знает, выжил бы Карабулак в 90-е годы, если бы не Айтимов? Сейчас вспоминает, как ему угрожали за то, что не давал разбирать дома на стройматериалы. Тогда ведь начинала строиться Астана, и это был ходовой товар. Выстоял, добился, чтоб Карабулак подчинили Степногорску. В селе снова появилось электричество, а несколько лет назад и вода. Сегодня здесь 1380 жителей. Строят клуб, ремонтируют дороги. В 12 фермерских хозяйствах занимаются и полеводством, и животноводством. Здесь выращивают не только пшеницу, но и ячмень, картофель, арбузы, дыни, кабачки, огурцы. В подсобных хозяйствах «Аль-Фараби», «Орбита», «Время», «Олжас» разводят овец, коров, лошадей, птицу. А еще в селе свой деревообрабатывающий цех и производство кирпича. Подробнее о Карабулаке можно у меня почитать, пройдя по ссылке: Село Карабулак Акмолинской области: вчера, сегодня, завтра
Каиргельды Ислямбекович из села в город ехать не думает. В Карабулаке живет его дочь, а сын подумывает строиться на земле. Приезжают и городские внуки — на свежий воздух и домашнее молоко.
Но вернемся к нашей поездке. Вот такая собралась компания.
Первой нашей остановкой была карабулакская плотина. Сегодня в водоеме разводят рыбу: линей, карпов, карасей. Думают запустить и зеркального карпа. Здесь видели лебедей, водятся и цапли.
Каиргельды Ислямбекович рассказал, что по плану строить совхоз собирались именно в этом месте. Но его первый директор — Николай Дмитриевич Выставкин настоял, чтоб Карабулак был расположен ближе к строящемуся городу, в живописном месте, среди перелесков, там, где он находится сейчас. Для решения этого вопроса даже несколько раз ездил в Алма-Ату. И в самом деле, в 90-е годы такое расположение оказалось очень полезным: Карабулак выжил во многом благодаря близости города.
В 1965 году здесь открылось отделение совхоза Карабулакский — Заречное, а управляющим был отец, Ислямбек Айтимович. Это при нем построили плотину. А в 70-е годы, когда уровень воды повысился, поднять ее помогли степногорские строители. По берегам видны большие камни, их привезли с каменного карьера.
В Заречном работали первоцелинники из Татарии. Их потомки и сегодня живут в Карабулаке: Шайдуллины, Зайнутдиновы, Ибрагимовы, Валиевы, Сагиевы. Это были большие трудолюбивые семьи, в каждой — по 5-6 детей. Чтобы возить школьников в село, к гусеничному трактору прицепляли вагончик с печкой. Заречное было крепким хозяйством.
Основными направлениями были полеводство и овцеводство. Выращивали зерно на фураж, а еще — арбузы, картошку, помидоры, огурцы. К. И Айтимов вспоминает, как они школьниками работали здесь на картошке, а осенью помогали родителям засаливать огурцы, капусту. В Заречном было 5 ферм с крышами, сеновалами, где находилось 30 тысяч баранов тонкорунных пород.
На целине в 60- е годы было весело. Целинникам помогала вся страна. Приезжало много молодежи. Летом в этих местах работали стройотряды из Московской ветеринарной академии, МГУ. Но в 1980-е годы Заречное, как и Шеликпайское посчитали неперспективным и стали закрывать. Сегодня от каменных ферм остались только стены, теперь это загон для лошадей.
Все же грустно, что пустеют еще совсем недавно оживленные места. В наши дни коневодство является важным направлением в работе хозяйства. Поблизости находятся 2 табуна. Только в одном 1300 лошадей.
В этом табуне кони жителей Карабулака. Прошлый год был очень тяжелым: джут, ледяная корка не давала коням добывать корм, много животных пало. Такая беда время от времени случается в степи. Школьникам дали возможность покататься на лошадях, и в седле не только мальчики, но и девочки держались уверенно.
А дальше был курган. В книге «Курганы Акмолинской области» описывается курган Карабулак. Пишут, что он находится в 14 км от села и в 1,1 км от дамбы. Его обследовали в 2006 году. Правда, пишут, что высота его 1 м. Нет наш куда выше!
Каиргельды Ислямбекович рассказывал, что привозил сюда самого академика К. Акишева, того, что нашел Золотого человека. Он подтвердил, что это действительно курган, но еще в древности он был разграблен. А смотрите, какой вид открывается с его вершины!
Вот еще интересный факт: в окрестностях Карабулака часто падали ступени ракет, запущенных из Байконура. Военные приезжали и увозили их. Я помню, как мы в лесу видели такой обломок, даже его фотографировали. К сожалению, слайд не сохранился.
Потом мы поехали к развалинам аула Коянбай. Это было богатое село, которое существовало еще в XVIII веке. После революции голод, коллективизация сделали свое дело. А строили крепко. До сих пор стоят остатки стены.
Дальше было еще одно интересное место — древнее захоронение. На могиле камень. Что это — следы времени или искусственная обработка? Не совсем балбал, каменная баба, там более четко обозначено лицо, такие делали тюрки, но что-то в нем есть.
Дальше гряда камней. Есть версия, что это усы древнего кургана?… не знаю. Но в сочетании с сухой осенней травой они выглядят очень эпично.
А мне понравились вот эти камни. Может, яшма? Ее немало в наших местах.
Несколько лет назад на встрече в библиотеке Каиргельды Ислямбекович говорил, что близ Крарбулака есть колодец Мустафы, где он поил свои огромные стада. Я знала об одном богаче наших мест — Нурмагамбете Сагнаеве. Захотелось узнать про Мустафу и его колодец. Кстати, оказалось, что они родственники. Говорят, когда вскрыли колодец, хлынула вверх мощная струя воды. Сегодня это затянутый ряской водоём. Его бы очистить, но нужны деньги.
Мустафа принадлежал к роду Керей. Он пришел в наши места из Омской области. Старожил этих мест — аксакал Ералы рассказывал, что у Мустафы было 50 тысяч голов лошадей. Однажды несколько коней пропало. Долго искали — бесполезно. Тогда бай собрал табунщиков и говорит: найдите этих лошадей. Где они отыщутся, туда и переедем. Нашли именно здесь.
Впрочем, скорее всего дело было в том, что в местах, где они прежде жили, было мало земли, и такое поголовье негде было пасти. А здесь земли много, вода есть.
Так Мустафа поселился в наших местах. Здесь у него было зимовье. Построил себе дом, был большой колодец, где поили скот. После революции его арестовали, расстреляли, но разрешили похоронить здесь. Родственники Мустафы, которые живут в Степногорске, ухаживают за могилой, огородили ее. Нам издалека показали место, где он похоронен.
Когда во время коллективизации у жителей аула отобрали скот, начался голод, народ начал умирать. Часть людей переселили в район, где потом был совхоз «Искра», а других — в Жолымбет. Когда в 30-е начал работать рудник Сталинский, на этих землях размещалась часть его подсобного хозяйства. Здесь пасли скот.
2 часа поездки прошли незаметно, и я с удовольствием вспоминаю это осеннее путешествие в недавнее и далекое прошлое.
Наталья Всеволодовна, здорово написано, очень интересна и древняя история и недавняя. Надо будет еще могилу Мустафы как-то посетить, я даже направление не поняла, где же она расположена. А на плотине Карабулакской я еще цапель видела. Одна так неожиданно взлетела, прямо из-под носа. Они интересно прячутся: вытягивают шею и клюв вверх и стоят среди камышей -вообще незаметны. А когда совсем близко подходишь -взлетают. Как бы хотелось их рассмотреть, но нет, очень осторожные -не подпускают.
Наталья Всеволодовна, спасибо за интересный экскурс в историю нашего края, очень интересно!
Благодарю за столь глубокую историю. Сколько мы не знали и не знаем. Наталья Всеволодовна вы просто супер, столько много интересного повествуете. Сегодня 8 марта, поздравляю ВАС и всех читательниц, подписчиц ваших с этим замечательным праздником. Всем добра, мира, любви и благополучия.
Спасибо Мария Васильевна!