Школа №2 г. Степногорска Акмолинской области в воспоминаниях учителей и учеников

Школа №2 Степногорска Акмолинской области

Эта школа открылась в 1966 году. Почти за 60 лет здесь учились тысячи учеников, работали сотни учителей. В рамках одной публикации я смогу рассказать лишь о некоторых из них. Но каждый читатель может добавить свои воспоминания в комментариях. Материал получился большой, но если вы кликнете по строке содержания, то перейдете в нужный вам раздел.

Содержание

  1. Школа в 60 — 70-е годы  глазами учителей и учеников
  2. История одного класса (1966 — 1975)
  3. Школьные мемуары (1973 — 1988)
  4. Школа в 1980 — 2020 в рассказах учителей   

Школа в 60 — 70-е годы глазами учителей и учеников 

Надо сказать, когда 1 сентября 1966 года во II микрорайоне открылась новая школа, она была вовсе не 2, а 4, очевидно, нумерация охватывала и поселковые школы. Но сразу ей было присвоено имя М. Горького. Когда организационные моменты будут улажены, то в одной из рекреаций учитель рисования Константин Иванович с помощью старшеклассников во всю стену напишет портрет А. М. Горького, а рядом — летящий над волнами буревестник.

Первым директором школы была Екатерина Ивановна Степичева которая как раз перед ее открытием приехала из Табошар Там она тоже руководила школой и была Отличником Народного Просвещения Таджикистана. Ее боялись, но уважали. Утром обязательно встречала детей в вестибюле, а с начала сентября посещала уроки всех педагогов. Они очень волновались, конечно, но отдавали должное Е. И. Степичевой: за короткий промежуток времени она создала коллектив, костяк которого сохранился на долгие годы.

Школа №2 Степногорск

Говорили, что в неформальной обстановке Екатерина Ивановна была общительным человеком и интересным собеседником. Сохранилось фото ее юбилея. Любопытно, что учителя готовили его сюрпризом. А для нас оно интересно еще и тем, что на нем учителя школы первых лет.

1 ряд (слева направо): Пасечник Г. А., Нина Артемьевна (биолог), Степичева Е. И., Нозикова П. Е., Нечаева Л. А., стоят Кучма В. И., Матрашова Н. Ф.

2 ряд: Тосенко Л. А.,  Святобог А. Л., Мариничева Л. Ф.,  Кудаева Н. Е.,  Пухова Л. И., Петренко Р. М., Мурзова Л. А.,  Гладков Д. С.,  Лосева Л. И., Федоровская Е. Э.

Это историческое фото первого выпуска 2 школы 1967 года, его ученики проучились здесь всего 9 месяцев.

Я разговаривала с Валентиной Вощенко и Ниной Гриценко  ученицами этого класса. Они вспомнили некоторых своих учителей: историю и обществоведение преподавала Панна Ефимовна Нозикова, завуч школы. Потом она станет заведующей ГорОНО. Литературу вела Любовь Ивановна Лосева, в будущем директор 5 школы.

Очень тепло выпускницы вспоминают Екатерину Ивановну Степичеву, которая вела у них физику. После ее уроков этот предмет при поступлении в институт сдавали легко. Она вообще уделяла этому выпускному классу много внимания, хотя у нее было немало своих забот.

Среди учителей, которые пришли в школу в первый день и проработали в ней много лет, были  Валентина Ивановна Кучма, Людмила Ивановна Володина, Раиса Марковна Петренко. Раиса Марковна — одна из самых первых учительниц города, которая приехала в эти места еще в 1961 году. О ней я писала отдельно, можно почитать, пройдя по ссылке:   По страницам школьных альбомов. Учителя Степногорска 60-70-х годов

Школа №2 Степногорск

Валентина Ивановна Кучма приехала в Степногорск в 1964 году. За плечами у молодой учительницы было педучилище и 2 года работы в деревне. Тогда у нас еще не было даже 1 школы, и дети учились в двухэтажном здании посреди 1 микрорайона. Сначала В. И. Кучма преподавала там, а когда сдали 1 школу, перешла в нее.

1 сентября 1966 года у нее начался новый этап жизни: в течение 33 лет она будет учительницей школы №2. Ей дали 4 класс. И, хотя она работала с этими детьми всего год, вспоминает их с большой теплотой, говорит, что они стали родными людьми, а бывшие ученики именно ее считают своей первой учительницей. Есть фото этого класса.

Степногорск школа №2

Всего у В. И. Кучмы было 10 выпусков. Вспоминает, что в первые годы в классах бывало более 40 человек. Представьте 4 десятка еще бестолковых первоклашек, которых надо приучить к школьным порядкам и одновременно научить писать и читать. Это было трудно, но Валентина Ивановна любила свою работу и никогда не жалела, что выбрала ее.

Вспоминает, как однажды предложила четвертому классу написать, что кому запомнилось за годы учебы. Она сохранила эти листки и раздала их на последнем звонке в 10 классе. Выпускники читали их с улыбками, но и с интересом. Многие потом хранили их, а другие классы жалели, что у них такого не было. У Валентины Ивановны хранятся фото всех ее классов.

школа №2 Степногорск Кучма В.

Я спросила Валентину Ивановну, очень ли отличались дети в разные годы ее работы? Она ответила, что дети  всегда такие, какими их воспитают. А вот родители изменились сильно. В первые десятилетия  работы она всегда чувствовала их поддержку и помощь. Постепенно они превратились в сторонних наблюдателей, порой довольно суровых. Валентина Ивановна — живая история школы. Я не раз буду обращаться к ее воспоминаниям.

Во 2 школе было немало сильных учителей начальных классов. В 1967 году пришла Елизавета Эдуардовна Федоровская. Многие родители мечтали, чтоб их дети попали к ней. Она очень ровно относилась ко всем ученикам, умела видеть в каждом что-то хорошее, а еще  воспитывала в них умение понимать чужую беду и помогать. Наверное, поэтому классы Елизаветы Эдуардовны были очень дружными. Я писала о ней, можно пройти по ссылке: По страницам школьных альбомов. Учителя Степногорска 60-70-х годов

Федоровская Е. И.

Галина Александровна Астапенко добивалась дисциплины, не повышая голоса. Поэтому учителя средних классов всегда любили работать с ее выпускниками. Дети не только были хорошо подготовлены, но собраны, дисциплинированы.

Школьная биография класса, где училась Оля Баскакова, началась 1 сентября 1966 года. На большой площади перед школой стояло много народу: ученики, учителя, родители. Немного растерянные первоклашки старались не потерять из виду свою учительницу, одетую в красный костюм. Потом они запомнили, что ее звали Антонина Яковлевна Дьяченко. Их было много — 44 человека. В 5 классе их взяла под свое крыло преподаватель немецкого языка Нина Андреевна. Непомнящая. Про нее вспоминают как очень хорошего учителя и доброго человека, готового помочь тем, кто попал в беду. Однажды на год приютила в своей маленькой квартире коллегу, которая с детьми осталась без жилья.

О. А. Баскакова вспоминает, как в средних классах была пионервожатой у малышей, а в старших они с Таней Масарновской входили в состав школьного комитета комсомола. Учителей хороших было много: географ Мария Ивановна Мирошниченко, физик Галина Ануфриевна Пасечник, но особенно вспоминается математик Лариса Ивановна Пухова, интеллигент до мозга костей. Она осталась для Ольги образцом учителя и человека.

 О Галине Поликарповне Черноскутовой вспоминали разные люди. Она вела домоводство, была профессиональной швеёй, порой обшивала коллег. А девочек учила и шить, и готовить. Бывшие ученицы с благодарностью пишут, что ее уроки очень пригодились им во взрослой жизни. В кабинете домоводства была и кухня, и уголок со швейными машинками. Девочки резали салаты, стряпали, а потом угощали одноклассников. Порой ученицы забегали к Галине Поликарповне во внеурочное время, чтоб она помогла им выкроить новый наряд.

Я давно знаю это фото 1967 года — хор учителей школы.

Школа №2 Степногорск

Он славился в городе. В. И. Кучма рассказала, что на хор ходили все в обязательном порядке. Поначалу им руководила Майя Ивановна Павленко (она как раз на фото), а позднее — Нина Геннадьевна Литвинова, легенда степногорской культуры, она воспитала лучших вокалистов Степногорска.

Поражаюсь сейчас, как учителя справлялись со всей нагрузкой. Работали с огромными классами — одних тетрадок сколько! Дом, где почти у всех были маленькие дети, да еще и общественные дела. Ведь не только пели, но и в соревнованиях участвовали, причем тоже все без исключения, кто как мог. Порой прямо из школы шли на лыжню — кто в штанах, а кто и в юбке. Однажды после лыжного забега, придя в школу, в учительской они увидели газету, сделанную Верой Владимировной Комаровой. Там были очень смешные шаржи на вчерашних спортсменок. Веселились весь день.

В. И. Кучма рассказывала, что всегда вместе отмечали праздники: Новый год, 8 марта, и это было не просто застолье — организовывались капустники. Заводилами была Р. М. Петренко, А. М. Кретова, сама она тоже активно участвовала в подготовке. Позднее к ним присоединилась В. В. Комарова. Постепенно образовался костяк, который держался долгие годы.

Не всегда события были веселыми. Зимы стояли очень холодные и ветреные, причем занятия отменяли только при 40 градусах. Во многих классах было холодно. Екатерина Александровна Нагорняк, которая пришла в школу в 1968 году молодым специалистом, вспоминает, как однажды на ее глазах ураганным ветром в кабинете истории выдавило стекло. К счастью, никто не пострадал. А вот в кабинете биологии у В. К. Рыбаковой, где были великолепные цветы, все растения погибли.

Был и другой форс мажор. Перед самым Новым годом, когда у детей учителей был праздник, вдруг обнаружилось, что, рекреации залило кипятком из лопнувших батарей. Учителя собирали воду, как могли, но все равно учиться в такой школе было невозможно.  И, пока делали ремонт, школьники занимались в 4 школе. Говорят, самые отъявленные прогульщики были счастливы, когда вернулись «домой».

В конце 60-х в школе открылся химический класс. В первом выпуске химию вела Ася Николаевна Красножен, а позднее  —  Вера Владимировна Комарова, одна из ярких фигур степногорской педагогики.

Комарова Вера Владимировна

Во второй в городе специализированный класс набирали сильных ребят, они очень много занимались, а после школы шли в медицину, химию. В частности, в Томском химико-технологическом институте их хорошо знали и охотно принимали. Оттуда к нам даже приемная комиссия приезжала

Во 2 школе была хорошая оранжерея. Обычно для биологов это нежелательная нагрузка. Но Анна Лазаревна Святобог занималась растениями с любовью, как всем, что она делала. Во времена, когда цветы в городе купить было негде, сколько свадеб и юбилеев украшали букеты из 2 школы! Я писала отдельно об этой замечательной женщине. Можно почитать, пройдя по ссылке: По страницам школьных альбомов. Учителя Степногорска 60-70-х годов

Святобог А. Л.

В 1974 году Екатерина Ивановна ушла на пенсию, и школу с 1974 по 1978 возглавила Антонина Дмитриевна Животова. Мы сейчас можем видеть ветеранов войны только на фото и видео, а тогда они жили среди нас. Антонина Дмитриевна девчонкой попала на фронт, прошла всю войну медсестрой, мечтала стать врачом, но обстоятельства так сложились, что поступила в педагогический. Я знала ее как прекрасного рассказчика, а еще она писала стихи. О ней я тоже писала. Почитайте, кому интересно: Фронтовые фотографии ветеранов — степногорцев

Животова А. Д.

С 1978 по 1981 год директором школы была Галина Ануфриевна Пасечник.

Пасечник Г. А.

Одни вспоминают, что она была волевой, идейной, долго возглавляла парторганизацию школы. Кто-то из коллег рассказывал о ее скромности, интеллигентности, чувстве юмора, она была хорошим рассказчиком. Очевидно, в Галине Ануфриевна были все эти черты, и она по-разному раскрывалась в различных ситуациях.

Любовь Федоровна Мариничева вместе с родителями приехала в Степногорск в 1964 году, закончила 8 классов первой школы, потом Щучинский педагогический техникум. Пришла во 2 школу в 1970 молоденькой учительницей начальных классов. Вспоминает, что в первые годы многому полезному научилась у своих старших коллег — В. И. Кучмы, Е. Э. Федоровской. По этим фотографиям мы можем проследить, как росли ученики Любови Федоровны: сначала первоклашки, потом ученики 3 класса и, наконец, выпускницы

Школа 2 Степногорск

Со временем Любовь Федоровна закончила Целиноградский пединститут, преподавала литературу, стала завучем. Она проработала во 2 школе 43 года, и у нее никогда не было желания поменять место работы. Сегодняшние работники школы считают ее главным знатоком школьной истории.

Мариничева Любовь Федоровна

Л. Ф. Мариничева с гордостью рассказывала о «фишках» школы: на демонстрациях впереди колонны школы шел строй барабанщиков, они были очень нарядные, в белых перчатках. Это заслуга старшей пионервожатой Евгении Николаевны Должиной, человека творческого, инициативного. Говорят, пионерская комната была оформлена как корабль со штурвалом и прочими морскими атрибутами.

А еще только во второй школе был ансамбль народных инструментов, которым руководил Николай Васильевич Фондомакин. 

Школа 2 Степногорск

Мне рассказывала Е. Данилейко, что в его кабинете было много музыкальных инструментов — домры, балалайки. Николай Васильевич учил детей играть на них и в условиях обычной школы добивался хороших результатов. Выступления ансамбля славились в городе и были визитной карточкой школы. На городском смотре художественной самодеятельности именно совместным выступление хора и ансамбля начинался или заканчивался концерт.  

История одного класса (1966 — 1975) 

Ира Федоровская (Фотлер) в первом классе училась в Заводском, а в середине 2 класса их семья переехала в город. Мама, Елизавета Эдуардовна, начала преподавать в начальных классах, а Ира стала ученицей 2 «А» класса, который потом станет легендой школы. Их первой учительницей была Галина Васильевна Радченко. Строгая, кто-то звал ее «маршал», она воспитала в своих учениках желание во всем быть первыми, хотя, возможно, просто они были такими, им всегда было больше всех надо.

Галина Васильевна их любила, и когда дети перешли в 5 класс, чтоб не расставаться с ними, взяла часы русского языка и литературы. И. А. Фотлер вспоминает, как они волновались: кто теперь будет у них классным руководителем? И однажды в класс заходит Галина Васильевна, «а с ней — очень маленькая, очень с доброй улыбкой, наша любимая Анна Лазаревна Святобог.» И до самого конца школы она будет их мамой, другом, а потом много лет они обязательно будут навещать, приглашать на встречи любимую учительницу.

Школа №2 Степногорск

В начальных классах тогда было обычно много учеников, но постепенно их количество уменьшалось. Люди получали квартиры в других микрорайонах, открывались новые школы, удобнее было учиться по месту жительства. Но ученики этого класса категорически отказывались уходить из своего коллектива, даже если приходилось идти из дальнего конца 4 микрорайона. Поэтому к 10 классу их было 42 человека — непорядок, конечно. Из ГорОНО пришел приказ: всех отправить учиться по месту жительства.

Ирина Федоровская как комсорг отправилась к директору, за ней полкласса, рыдающая Анна Лазаревна. Положила перед А. Д. Животовой заявление, что просит всем классом перевести их в 5 школу. Г. В. Радченко, к тому времени была там завучем и готова была всех принять. Директор поначалу возмутилась непослушанием учеников, а потом вынуждена была согласиться оставить их класс в покое. Учителя говорили, что, хотя класс был громадный, там было очень комфортно работать.

Их называли: «этот ненормальный 10 «А,» потому что они во всем хотели участвовать. Полкласса спортсмены: кто боксом, кто футболом занимался, причем серьезно. А другая половина — музыканты. У них был свой вокально-инструментальный ансамбль, который создали Слава Рябчевский, Юра Носов, Валера Сущенко и Ира Федоровская. Они репетировали сами, благо им доверяли ключи от репетиционной комнаты. И репертуар тоже выбирали самостоятельно. К ним присоединился восьмиклассник Валера Дмитриев, потом он станет прекрасным ударником, будет преподавать в музыкальной школе после окончания музыкального училища.

Они были по-хорошему идейными. Ирина вспоминает, как у нее билось сердце, когда повязывали пионерский галстук и как волновалась, когда на бюро горкома принимали в комсомол. Очень трепетно относились к теме войны. Вспоминает, что, когда пели только что появившуюся песню «У деревни Крюково», хорошо понимали, что такое подвиг и как дорожить родиной. Однажды Мирослава Мироновна Горкунова, завуч по внеклассной работе, предложила Ирине прочитать на смотре отрывок из поэмы Ф. Алиевой «Хатынь». Поэма ее потрясла, и девочка решила подготовить не просто отрывок, а сокращенный вариант. Говорит, никто ее не проверял. Когда вышла на сцену читать стихи, ее всю колотило, так глубоко прочувствовала трагизм событий, описанных в поэме. А зрителей на глазах были слезы.

Нет, они не были ангелами. Слава Рябчевский носил волосы до плеч, и заставить его постричься не мог не только директор школы, но и начальник военкомата. Саша Иванников, лучший футболист, добряк, обязательно устраивал какую-нибудь каверзу, если его, например, должны были спросить по химии. Однажды поджег хлор. Все плакали, а Анна Лазаревна сказала: «Иванников, ты гад!».

У них были разные увлечения. Саша Пономаренко и Володя Клеммер были страстными фотолюбителями. У Саши уже в школе был хороший фотоаппарат и камера. Он много снимал, но большинство фото не сохранилось. Слава Рябчевский был всегда погружен в какие-то творческие дела, а аккомпанировать на баяне в школе начал класса с седьмого. Много лет Вячеслав Константинович Рябчевский был директором ДК «Горняк».

На майские праздники они обязательно шли в поход с палатками, но без взрослых. Елизавета Эдуардовна, мама Ирины, считала, что дети большие и не нуждаются в няньках. Она хорошо знала, где их найти, но место держалось в тайне даже от Анны Лазаревны.

Однако в один из таких походов 2 мая туристы рано утром проснулись от холода и обнаружили, что все завалено снегом (а они одеты по-летнему). Конечно, Елизавета Эдуардовна уже знала о непогоде, быстро организовала спасательную экспедицию, и скоро приехали папы на 5 машинах. Отогрелись дома, а потом отправились к Федоровским доедать припасы. Анне Лазаревне чуть не объявили выговор, но обошлось.

Они обязательно устраивают встречи на годовщины окончания школы, рассказывают кто чем занимается. Юра Носов и Валера Сущенко служили в ракетных войсках. Многие поехали учиться в Томский политех. Александр Пономаренко закончил Ленинградский горный институт, сегодня он — один из ведущих специалистов крупной горнодобывающей кампании. Ира Федоровская (Фотлер) легко поступила в музыкальное училище, работала в школе, садиках, пока В. К. Рябчевский не позвал ее худруком в ДК. С тех пор ее жизнь связана со степногорской культурой.

Когда Фаниль Василов на встрече рассказал, что закончил летное училище, а потом военно-космическую Академию имени Гагарина, все были поражены: его запомнили как тихого, скромного мальчика, он ушел после 8 класса и исчез из поля зрения. Фаниля ждали на следующую встречу, но буквально за несколько дней до нее он внезапно умер. Да, их становится меньше, и это горе… И все же посмотрите, сколько собралось в 2025 году на 50-летие окончания школы!

школа №2 Степногоск

Приехали не только из России, Галя Сныткина прилетела из Австралии.   

Школьные мемуары 1973 — 1988

Готовя этот материал, я обратилась за помощью к Лене и Оксане Данилейко, которые учились в школе №2 соответственно 1973 — 83 и 1978 — 88 годы. Я их хорошо помню девочками, хотя они давно Елена Викторовна Денисенко и Оксана Викторовна Прудко. Лена и Оксана оказались гениальными организаторами, и их бывшие одноклассники прислали столько фото и воспоминаний, что хватило бы на целую книгу. Вот выпускная фотография 10 класса 1983 года.

Школа №2 Степногорск

С 6 класса у них была классной руководительницей  Альбина Алексеевна Ударцева. Лена Данилейко  пишет о ней так: «Она хорошо держала дисциплину, давала нам свободу на классных часах (мы сами придумывали темы). С ней же мы ездили в Уфу-Ульяновск».

В  9 классе  классной руководительницей стала тогда никому не известная Антонина Алфеевна Репина. Они были очень расстроены, что не Альбина Алексеевна, но потом оценили новую классную. Лена пишет: «Она строгая была всегда. И требовательная. Но совсем не мешала нам интересно жить. Спокойно с ней было, надежно. Она очень хорошо к нам относилась.

В конце 10-го, когда мы поступать начали, постоянно к ней заходили домой, про все дела и экзамены рассказывали  Ей было интересно, расспрашивала подробно обо всем.» Дело в том, что когда они учились в 10 классе Антонина Алфеевна ушла в декретный отпуск, и последние 2 четверти с ними была Анна Лазаревна Святобог.

В средних классах  выпуска 1988 года, классной была Ольга Ивановна Сёмке. Вот что пишет о ней В. Деревенсков: «Про Ольгу Ивановну только хорошие воспоминания. Как классный руководитель мне очень нравилась, была молода, красива и очень энергична. Всегда какую-то движуху организовывала, походы, турслёты и т. д. А в 9 -10 их классной стала А. А. Репина.

Школа №2 Степногорск

Лена, Оксана и их одноклассники  проделали грандиозную работу, чтоб вспомнить фамилии, имена и отчества учителей школы, да еще и по предметам. Я пользовалась их списками, часть представлю здесь потому что знаю, как часто с годами забываются имена  даже любимых учителей. Наверное эти списки не полные, так что добавляйте. Больше всего, конечно, преподавателей русского языка и литературы.

Школа №2 Степногорск учителя

Вот что мне писали о Дмитрии Степановиче Гладкове, прошедшем войну танкистом: «Был человеком смелым честно говорил о многом, о чем другие предпочитали молчать. Очень любил свой предмет — русский язык, литература, а главное умел привить эту любовь нам, приветствовал всякое литературное творчество».

Л. Данилейко: «Я любила русский, который поочередно вели Раиса Марковна Петренко и Дмитрий Степанович Гладков. Раиса Марковна рассказывала, как она приехала в город в числе первых, в каких условиях и как жили, как придумывали имя городу. Рассказывала про военное время и своего отца (подвиг 28 героев-панфиловцев и один из них — ее отец). Я любила ее уроки. Потом, в пятом, полюбила уроки Дмитрия Степановича». Д. С. Гладков великолепно читал стихи, был человеком эрудированным, но и шутки любил.

Рассказывая про прорыв советских войск во время ВОВ к реке Прут, и как румыны, воевавшие на стороне Германии, бежали в сторону реки Серет привел поговорку: «Русские на Прут, румыны на Серет». Не лестно для румын звучало.

Людмила Лазаревна Мошкович в 10″Б» вела   литературу. С ней у выпускников связаны воспоминания о спектаклях в ДК, в которых они участвовали.

Юля Россина: «Еще на каком-то литературном мероприятии мы с Оксаной играли отрывок из «Мертвых душ», дама приятная во всех отношениях и просто приятная дама (это я была, очень обидно). «Дорогая Анна Григорьевна, я с удивлением гляжу на Вас…»

Людмила Лазаревна вела у них и казахскую литературу. Здесь много забавных воспоминаний. И. Дружинин, пересказывая «Баян-Сулу и Козы Корпеш», назвал его «КозЕ Корпе». Все веселились.  А однажды В. Деревенсков, чтоб спасти класс от двоек, прочел Абая «О казахи, дети мои!», выразительно простирая руку к одноклассникам. Все катались со смеху, даже преподаватель.

Школа №2 Степногорск учителя

Россина Ю.: «А из учителей, я конечно больше всех Антонину Алфеевну помню и благодарна ей… Моя младшая сейчас в 9 классе, до конца прошлого года я без туда ей по алгебре и геометрии помогала. На работе мы иногда для разминки мозгов решаем задачки моей дочки, так, если я и не самая сильная, то делю с начальником первое второе место. Детям даже иногда говорю, нет на вас нашей Алфеевны».

Алена: «Антонина Алфеевна!!! Мне кажется самый лучший учитель, женщина. С ней можно было поговорить на любые темы, если нужно было помочь по другим предметам — помогала».

Света Торопеева: «Учились нормально, очень благодарна Репиной Антонине Алфеевне. Математику сдала на 5 на вступительных экзаменах в институт».

В Кенжебаев: «Она у нас вела математику с 5 класса. Мне легко давался её предмет, всегда было или 4 или 5. И при поступлении в Питере сдал на 5 без всяких репетиторов и шпаргалок».

Людмилу Александровну Мурзову коллеги и ученики считали сильным учителем. Е. Данилейко: «В седьмом классе, начала вести у нас физику Людмила Александровна Мурзова. Когда у меня в ходе лабораторной работы не зажглась лампочка, она сказала: «Ты, Данилейко, никогда не будешь у меня больше тройки иметь!» При моем самолюбии это был самый действенный способ доказать ей обратное…»

Потом Л. А. Мурзова вела у них физику в 10, ей надо было хорошо потрудиться, чтоб ученики вспомнили, чему их учили в предыдущие годы. И опять почему- то взялась за Лену: «Я, говорит, на одном из первых уроков, научу тебя решать задачи. И после этих слов действительно не было ни одного урока, на котором бы она меня не спрашивала.

Урок начинался со слов, сделала ли я домашку. Если сделала, спрашивала, кто не смог (т. е. не успел списать у меня, остальным можно было не делать, все знали, что у меня безвыходное положение — меня спросят). Если я дома не смогла, выходила к доске и решала уже у доски. И так каждый урок (кроме контрольных).»

В. Кенжебаев: » Из учителей ещё была Медведева Наталья, отчество не помню. Вела астрономию в 10 классе. Раз в 2 недели был урок. Вам пофиг, а мне нравился предмет».

А Валентину Леонидовну они запомнили больше как организатора. Лена: «Летом, перед нашим 9-м, в школу пришла новый завуч-организатор — Солоха В. Л. И физику стала у нас вести. Она была достаточно молода (я посчитала сейчас — 27 ей было), любила детей, во многом опиралась поначалу на мой класс (потому что начинать всегда трудно, никого не знаешь, а тут хоть меня знала).

И пошли праздники, вечера, мероприятия интересные всякие. Даже у кого и с учебой было не лучшим образом, в общественной жизни все были лучшими изначально. Мы проводили свое время очень часто с ней, а она — с нами. Так и расставались со слезами — много нам Леонидовна свободы школьной дала во внеучебное время. И сама рядом была всегда. Все знали, что она моя тетушка, но это никак не портило картину, ее любили за ее личные качества, за то, что она делала для нас и вместе с нами».

Галина Федоровна Дрыга была строга, но умела найти подход к ученикам, особенно ей удавалось работать  с теми, кого называют трудными. В коллективе ее уважали. Она была общительна, внимательна, но как завуч не прощала небрежности в работе.

Так сложилась жизнь Гали Сныткиной (вып. 1975), что после института она вышла замуж и уехала жить в Австралию. Однажды на встрече выпускников она произнесла тост за Азу Ивановну Шелепоку, за то, что она их гоняла, потому что английский, которому она научила, очень ей пригодился.

В. Кенжебаев: «У нас в 4 классе была Нелли Ивановна. Классно преподавала. Я влюбился тогда в немецкий.  И до сих пор он мой любимый иностранный. Потом была Полина Ивановна Шмидт в 5 классе, потом она ушла в декрет. И пришла Ольга Ивановна Канц. Была война, мы её не принимали, намазывали мылом доску. Потом как-то все успокоилось. И я даже был на городской олимпиаде от 2-й школы по-немецкому в 10 классе. Она меня выдвинула. Но занял 4 или 5 место, точно не призовое.»

А 10 «Б» признается, что немецкий текст разбивали на части, и каждый переводил свой кусочек, а потом соединяли. А за Оксану Данилейко мама переводила. Хитрецы!

Е Данилейко: о В. В. Комаровой: «Она искренняя, честная, умела признавать свои ошибки и нечаянно вырвавшиеся несправедливые слова. Любила и нас, и свой предмет». А на экзаменах подсказывала — тихонько, прикрыв рот рукой.

М. Рохманюк: «Вера Владимировна  говорила: «Михаил, не поступай туда где есть химия. И чё? 1-е образование -«Технология химических производств». Тема диплома:
«Фторирование торированного вольфрама».

А вот еще воспоминание: «А химию как забыть? Навсегда запомнила наш угловой кабинет! И стихи, что нам читала по темам Вера Владимировна:

«Сапоги мои — того… пропускают H2O!
«Подмигнув лиловым глазом, сера, вспыхнув, стала газом!
«Мужики рубили лес, выпуская H2S!
«Чтобы химию понять, надо много навонять!»

После Веры Владимировны в химическом классе работал Анатолий Адамович Надан. Учителя мужчины в школах редкость, хорошие встречаются еще реже. 2-й школе повезло,  здесь их было несколько, и Анатолий Адамович — один из них. Его очень любили ученики, и, хотя он давно уехал в Германию, его помнили. А когда пришла весть о его смерти, в соцсетях появилось множество печальных и теплых слов от учеников.

В Кенжебаев об О. И Сёмке: Самая любимая учительница в школе!  Я думаю нам с ней очень повезло, но ей с нами — не факт».

О. Данилейко (Прудко): «Я к Ольге Ивановне очень хорошо отношусь. Очень много свободного времени с нами проводила. В выходные куда-то ходили: то кино, то прогулка, то поход, я уже молчу про турслет, как мы к ним готовились, как здорово было! Как — то перед очередными соревнованиями ночью у меня случился аппендицит, и я так расстраивалась, что подведу команду. Не помню кого вместо меня поставили, но очень хорошо выступили, заняли какое-то призовое место и мне принесли кусок торта, завоеванного на соревнованиях. В свой день рождения Ольга Ивановна всегда угощала весь класс огромными яблоками, не знаю, где она их уж добывала… Уроки тоже помню. Очень интересно географию рассказывала».

Да, с О. И. Сёмке, кроме уроков, связана еще подготовка к туристическим слетам. Она готовила школьную команду на эти ежегодные городские конкурсы. Нужно было выполнить ряд заданий: поставить палатку, преодолеть полосу препятствий, вязать узлы, ориентироваться на местности, развести костер.

А еще варили в котелках еду, пели песни: «Дым костра создаёт уют, искры гаснут в полете сами, пять ребят о любви поют, чуть охрипшими голосами…»

Л. Данилейко: «Примерно в восьмом классе историю вела Лосева Любовь Ивановна. Она очень интересно рассказывала, хоть историю я и не любила, не мое это, но на уроки ее хотелось идти».

«Средние века преподавала у нас Нагорняк Екатерина Александровна. Тоже рассказывала — заслушаешься… До сих пор перед глазами стоит замок, окруженный рвом…»

«Тамара Дмитриевна Рыбакова вела историю в 10-11 классах. Мы ее любили ещё и за то, что можно было всегда спросить ее о каком-то историческом событии.  она начинала долго и интересно рассказывать, времени на то, чтобы послушать наши ответы (домашнее задание), у нее уже не оставалось. Мы, конечно, очень активно пользовались этим.»

В дополнение — об историках- от себя: Зинаида Михайловна Стринадко была человеком интеллигентным, очень любила историю, а вот обществоведения старалась избегать. Кстати, учителя обществоведения должны были быть коммунистами, а она не хотела вступать в партию, как и Екатерина Александровна Нагорняк, которую даже на бюро горкома из-за этого вызывали. Последняя очень тепло отзывалась о З. М. Сринадко. Она очень помогла молодой учительнице в первые годы работы.

А еще от себя я хочу сказать несколько слов о Владимире Григорьевиче Мерзляке. Пересекалась с ним немного по работе, и меня всегда поражала его громадная увлеченность предметом и мощная энергетика, которая шла от него. Дети, которые по воскресеньям в 90-е годы занимались в ДК «Строитель» в воскресной школе, мчались на его занятия бегом. Потом он уехал в Германию, я о нем ничего не слышала, а недавно Л. Ф. Мариничева рассказала, что летом 2025 года он приезжал в Степногорск, и желающих встретиться с ним из 2 школы и из 8-й, где он недолго работал, было так много, что в «Чародейке» состоялось несколько вечеров воспоминаний. Говорят, он собирает бывших учеников и в Германии.

Вот что написала в ВК Т. Мещерякова: «Мерзляк Владимир Григорьевич… учитель, который учил нас не просто запоминать даты, он учил нас понимать, почему всё происходит. Он будто видел в каждом из нас что-то большее, чем просто школьника. Он знал, что мы однажды вырастем, и хотел, чтобы мы выросли с головой и с сердцем».

А теперь поговорим о том, что вспоминалось выпускникам этих классов из школьной жизни.

Лена Данилейко написала об одной из важных достопримечательностей школы — горке, ведь такая «фишка» есть только у них. «Каждое поколение учеников считало ее своим местом. Маленькие девочки закапывали там свои секретики. В беседке наверху решались самые важные вопросы. Зимой с нее надо было скатиться обязательно на ногах». Ну и, конечно, все фотографировались на горке.

Степногорск Школв №2

Юля Россина: «Мы, когда совсем маленькими были, в младших классах, ходили с санками и картонками на школьную горку. Но почему-то больше помню школьный сад, теплицу, откуда нас иногда гонял школьный сторож. И ещё на территории возле школы была такая  географическая площадка, помню там солнечные часы были установлены в виде палки и циферблата, горочки какие то, показывающие с какой высоты снежные вершины начинаются… и лавочки».

Была во 2-й школе легендарная группа Знаменосцев. Держали первое место по городу среди школ.

Ежегодно, как и везде, проводился большой фестиваль дружбы народов. Каждому классу доставалась республика. Готовились очень серьезно: костюмы, танец, блюдо (чья-нибудь мама готовила). Обязательно вступительное слово и рассказ об этой республике.  Вспоминает Л. Данилейко: «Помню нашему 5 классу достался Узбекистан. Мы ездили за тканью для шароваров в пос. Заводской на «мотане» — только там была нужная ткань. Кто шил — не представляю. Танец долго репетировали».

Класс, где училась Оксана Данилейко, однажды представлял Казахстан. Приветствие, которое они выучили на казахском языке, помнит до сих пор, и не только она: «кадырлы кеш кадырлы жолдостар республика мыздын…»

С. Торопеева вспоминает: «НВП — военно-патриотическая игра «Зарница». Мы участвовали в ней один раз — строевая подготовка, потом какие-то окопы (бегали мы что ли по ним), стрельба в тире, разборка и сборка автомата, плавание, кросс, возможно метание гранаты. Это был какой-то прорыв у школы, мы заняли призовое место. Год предположу 1987.

Данилейко Л: «Зарница». Были две команды —  Синие и Зеленые (к примеру, все 4 и 7 классы и 5 и 6). У каждой команды было что-то отличительное, типа ленточки. Бежали в сторону леса, как обычно. Там была построена крепость, ее надо было занять и свое знамя водрузить. Все снежками кидались, друг друга в снег валили.»

Вторая школа и спорт — особая тема. Во-первых, она недалеко от леса, и ученики всю третью четверть проводили на лыжне. И в тир стрелять ходили на НВП к стадиону. Конечно, участвовали в школьных и городских соревнованиях по пионерболу, волейболу и т д. Одни играли, другие — болели.

На фото — Владимир Андреевич Салмин. До своего прихода преподавателем физкультуры в школу, он был  очень перспективным тренером по баскетболу. О нем с большим уважением вспоминают его воспитанницы — Светлана Торопеева и Алена Рожкова. Но о нем и девушках-баскетболистках я напишу в своем посте об истории степногорского спорта.

Во 2-й школе какое-то время по вечерам в спортивном зале занималась волейбольная секция, которую вел всем известный тренер Лавкин. У него тренировалась будущая олимпийская чемпионка, Ольга Кривошеева, сестра М. Рохманюка. На нее уже тогда ходили смотреть, как на знаменитость.

Но мало кто знает, что в школе был спортивный класс. Вспоминает Светлана Торопеева (Посохова): «Спортивный класс был создан в 1984 году, мы пришли в 7-й.» Его организовали, чтоб убрать бюрократические препятствия для организации выезда команд на соревнования. Дети были разбросаны по разным школам, в каждую нужно было отправлять приказ из ДЮСШ на всех участников команды и т д. И не всегда руководство школы охотно отпускало учеников. Сначала в классе было 6 девочек остальные парни: баскетбол, дзюдо, лыжная секция. Потом пришла еще одна девочка Жанна Линскся — спортивная гимнастика». Такими они были в 7 классе.

Их жизнь отличалась от других: усиленные тренировки два раза в день. Опять цитирую С. Торопееву: «Первая тренировка в 7 утра. Мы шли в спорткомплекс СУСа, потом учились со 2 урока, кормили нас два раза в день в школе. Потом продленка, потом вторая тренировка, а дальше уроки. Но успевали как-то, еще и мероприятия школьные никто не отменял, мы участвовали на равных с другими классами, никаких поблажек! Я еще и школу музыкальную заканчивала в 7 классе, но это было обязательное условие мамы. А мы порой ездили на соревнования по 2-3 раза в четверть.» Это уже восьмиклассники.

В старших классах спортивный соединился с обычным. В их жизни мало что изменилось. Отменили двухразовое питание, но и тренировки, и соревнования остались. «Я смотрю в свою квалификационную книжку (нам выдали ее в 10 классе с присвоением 1 взрослого разряда) мы умудрились в 3 — 4 четверти 10 класса съездить 3 раза на соревнования.»

Игорь Дружинин: «По спортклассу: наш не единственный был во 2-й школе. На 2 года старше волейболистки были, среди них — Кривошеева, участница олимпиады в Сеуле. На два года младше был спотркласс, где занималась Валерия Федянина (5 лет выступала за сборную СССР по плаванию). Потом прикрыли это — далёкие от спорта дети там оказывались».

В те времена было обычным явлением, что школьники с учителями на каникулах ездили по Советскому Союзу. Вот только некоторые поездки учеников 2-й школы:

1. Уфа-Ульяновск — 1980
2. Средняя Азия (Ташкент, Душанбе) — 1981
3. Сочи-Абхазия — 1985
4. Алма-Ата — 1988
5. Кавказ (Кисловодск и др.) — 1989
6. Санкт-Петербург — 1991

Уфа запомнилась цирком, ледяным городком и ужасными обедами. М. Рохманюк: «А я с группой по Средней Азии прокатился. Остановка была, конечная Душанбе. Во круто было, из зимы Степногорской в лето приехать! О. Прудко: «После 7 класса ездили в Сочи. Там нас возили на оз. Рица, в Дендрарий»

Школьная жизнь была довольно сильно политизирована: регулярно проводились политинформации, конкурсы патриотической песни. Пели, например, о Чили и ее лидере Луиса Корвалана; «Луис Корвалан томится в тюрьме…» Можно к этому по-разному относиться, но школьники хотя бы знали, что делается в мире. Сегодняшние — вряд ли.

Как и везде, проводили каждый год конкурсы бальных танцев, а еще в  это время по телевизору появлялись новые конкурсы «А ну-ка девушки», «А ну-ка парни» и т д. В школах подхватывали эти идеи. Были встречи с ветеранами войны и другими интересными людьми.

Ну и, конечно, дискотеки. Как правило, все музыкальное оформление подобных мероприятий делалось силами старшеклассников. Л. Данилейко пишет: «Была  у нас заветная «каморка»на сцене (как вариант — «каптерка»,). Небольшой кабинетик, где стояло музыкальное оборудование. Ключи и право владения каморкой передавалось от уходящих выпускников следующим.

Старшеклассники сами устанавливали оборудование,  развешивали что-то, ремонтировали, репертуар подбирали к каждому мероприятию. Это были Миша Рохманюк, Сережа Иванов, Андрей Русанов и Слава Варфоломеев (последние двое — из параллельного).

Но больше всего воспоминаний о том, как на Новый год в 10 классе ставили «Летучий корабль». Ольга Денисенко (когда-то — Сизганова) сказала, что у нее на кассете есть записанный мультфильм.

Марина Дурнова (Забава) платье царевны сшила сама, а ткань чья-то мама пожертвовала. Это был тик для наперников на подушки, и он оказался розового цвета. Платье стояло колом, как у настоящей принцессы, и даже воротник был королевский! Леша Егрищин шикарно водяного сыграл! Что животом вытворял!» Для бабок Ёжек наряды взяли из сундука бабы Моти, бабушки Марины Янковой. Спектакль получился отличный.

Но была у этого мероприятия еще одна сторона: артисты забегали в каптерку и немного «взбадривались». Девчонки по неопытности перебрали. И когда директор с учителями пришли благодарить артистов, картина была печальная. Анна Лазаревна потом спрашивала с надеждой: «У вас же была всего бутылка шампанского на всех?» Они отмалчивались: не бутылка и не шампанского.

Лена: «Мы приняли решение: чтобы не было сильных последствий, показывать эту сказку на всех праздниках и всех классах. Вроде как — оправдаемся, всем радость подарим. Так на всех праздниках и отработали в новогодние каникулы.

Потом была та самая линейка для 9-10-х классов перед первым уроком в 3-ей четверти, где нас ругали как самых пропащих. А после был классный час. И Валентина Леонидовна принесла кучу подарков. Всех нас хвалила-благодарила, лучшими называла, всем дарила подарки…»

  • Почему-то оба класса много вспоминают УПК. Тогда еще не было сдано специальное здание, они занимались и проходили практику в разных местах. Вот некоторые специальности: киповцы, младшие воспитатели, швеи, младший медперсонал, повара, водители, продавцы, автослесари, — в разные годы по-разному. В мое время этого не было, а, читая воспоминания старшеклассников, вижу, что это было довольно серьезно, и многим помогло в жизни. Вот несколько выдержек:

Лена: «В 10-м классе мы ходили на практику в кафе «Степногорск». А по весне все, кто считал это нужным для себя, сдавали экзамен и готовили еду для получения категории. Им выдавали удостоверение «Повар какой-то категории» (самой низкой). С годами нашим мальчишкам эти знания пригодились: Сережа Баклагин был поваром, когда служил в армии, а Вася Сиратюк долгое время работал шеф-поваром в Минске».

Марина: «Вот убей, не помню, как звали нашу преподавательницу по УПК, училась на швею. Но, швейное дело мне поначалу очень пригодилось. Я шила себе вещи шила, на заказ, когда в стране был дефицит всего. И у меня классно получалась!»

Оксана с Юлей Россиной сначала проходили практику в 6 садике, а в 10 классе уже работали в детсаду параллельно с учебой. Потом Оксана закончила дошфак, немного поработала физруком, методистом, и уже больше 15 лет заведует большим детским садом в Кургане.

Россина (Бутримова) Юлия Игоревна преподавала  экономику в Досановском колледже, и студенты до сих пор ее вспоминают. Теперь живет в Израиле, работает бухгалтером. Светлана Торопеева (Посохова) бухгалтер в Новосибирске, Марина Дурнова — в Питере.

Кенжебаев Вячеслав Эдитович живет в Санкт-Петербурге, работает в НИИ, где разрабатывают лекарство от рака, кандидат биологических наук. А несколько лет назад, в том числе, в его лаборатории, создавали облегченную вакцину от ковида «Спутник лайт».

Денисенко (Данилейко) Елена Викторовна пошла по стопам мамы и стала библиотекарем. Сегодня заведует научной библиотекой Курганского госуниверситета

Михаил Рохманюк был призером какого-то песенного конкурса. Владимир Деревенсков ведет свой канал с песнями в You Tube — Derevenskoff. 

Школа в 1980 — 2020 годы в рассказах учителей

Л. Ф. Мариничева поделилась фотографией учителей 1987 года.

Школа 2 Степногорск

Назову некоторых: Мамбурова Г. В., Скороходова С. В., Сорокина Т. Н., Рейс О. И., Лазько Е. М., Сорокина Л. В (библиотекарь), Горшкова А.Ф., Рыбакова Л. И., Мерзляк В. Г., Шишкина Т. М. (завхоз).

С 1981 по 2003 школу возглавляла Тамара Никитична Сорокина. Надо сказать, и учителя, и ученики единодушно вспоминают ее с большим уважением и симпатией. В. И. Кучма: «Она была настоящий человек, настоящий директор, умела ко всем прислушиваться».

Руководить ей пришлось в очень непростое время: 90-е годы, порой уроки при свечах приходилось проводить, зарплаты задерживали, надо было решать много проблем. Наверное, учителям и детям повезло, что в такое время в школе был человек, который мог внимательно выслушать, успокоить.

Сорокина Тамара Степногорск

Л. Ф. Мариничева вспоминает, что Тамара Никитична никогда не повышала голос — ни на педсоветах, ни в разговоре с провинившимися школьниками. Говорила спокойно, твердо, уверенно. Важно было и то, что она умела поддерживать добрые отношения с руководителями города и предприятий, ей не отказывали в просьбах. Это давало возможность школе выживать в тяжелые времена. Ее уроки истории любили дети, ценили коллеги. Тамара Никитична ушла из жизни осенью 2025 года.

В 1992 году в школу молодым специалистом пришла Алена Васильевна Литвинова. Она проработала здесь до 2014 года. Говорит, что было, конечно, много трудностей, но, несмотря на это, было весело, люди были душевные,  коллектив дружный. Ее, молодого литератора хорошо поддерживала Нина Егоровна Кудаева, Любовь Федоровна Мариничева. Когда ей дали первое классное руководство в 5 классе, побаивалась поначалу, и не столько учеников, сколько родителей. Но они были доброжелательны, по отношению к молодой учительнице, до сих пор здороваются, приветы от детей передают.

Я давно знаю увлеченность Алены Васильевны театром, она ходила в наш Народный театр, одно время руководила им. Она рассказала, что к отчетным концертам они всегда что-то серьезное ставили. Например, большой фрагмент из гоголевского «Ревизора», «Укрощение строптивой» Шекспира, «А зори здесь тихие». Причем участвовали не только дети, но и учителя. Так, Васкова в «Зорях» играл военрук Владимир Павлович Кондратьев.

А. В. Литвинова готовила участников областных Пушкинских и Абаевских чтений.  Команда, куда входили Гриша Мельник, Канат Керибаев, Катя Максим и Аягоз Иманголинова заняла в области 3 место, хотя конкуренты были сильные. Первыми были студенты областного колледжа культуры.

Аягоз с успехом пела песню Абая. Катя Максим, которая  тогда читала монолог из «Барышни-крестьянки», сегодня актриса Театра драмы им Горького в Астане. Конечно обязательно ставили новогодние спектакли, где тоже играли и дети, и учителя. Еще одна ученица Алены Васильевны пошла по театральной линии. Аня Костюк с отличием закончила Омский колледж культуры и искусства.

Наступил XXI век.  Появлялись новые предметы,  приходили молодые учителя. С 2007 по 2013   годы директором школы была Гаухар Темирбековна Изтелеуова. Л. Ф. Мариничева с теплотой говорит о ней. Трудоголик, на работу приходила раньше всех, а уходила вечером, хотя, как и у всех, семья. В то же время была очень скромная, тактичная, уважительная по отношению к старшим. И молодое поколение старалась не обижать. При ней в школе была спокойная, доброжелательная обстановка.

Я знаю только некоторых учителей с этого фото. После окончания университета с сентября 1996 года и по сей день работает психологом Елена Павловна Бровкина. Кстати, она тоже играла в театре. Много лет работала в школе Светлана Николаевна Швецова — сначала учителем пения, а потом зам директора по воспитательной работе. Мы нередко с ней встречались по работе. Елена Анатольевна Пахомова — не только учитель физики, она много лет была членом сборной команды Степногорска по шахматам.

Сегодня школой руководит Алия Есембековна Капизина. В прошлом году здесь открывался школьный музей, меня пригласили на открытие, и я была приятно удивлена, как отлично выглядит школа: все чистенькое, свежее, новые парты, компьютерные классы. Само по себе открытие школьного музея — тоже событие важное, в городе он пока единственный.

Я помню, что прежде в одной из рекреаций была выставка старых школьных фотографий. А теперь есть  небольшое помещение, где и школьники, и гости могут познакомиться с историей школы.

Школа 2 имени А. Байтурсынова

Здесь стенды с фотографиями, старые вещи, а подробную информацию можно получить, задав поиск на мониторе с портретами М. Горького и А. Байтурсынова (школа теперь носит его имя). Так что это очень современный музей. В базе данных есть сведения и об учителях, и о выпускниках. Скажем, в разделе «Ими гордится школа» есть информация о выпускниках, ставших известными людьми. Вот некоторые. Кудинов Сергей Иванович (1969 год выпуска) воевал в Афгане, стоял у истоков МЧС, генерал-лейтенант. Миссюра Виолетта Ильинична (2021 г. в) — чемпион РК по боксу. Владимир Новиков (2010 г) — финалист конкурса X-Fartor.  Кенбаева Наурызгуль Амановна (2011 год вып) — врач-гинеколог.

Алибаев Тимур Кусаинович (2007 г. выпуска) — хирург, работает в Костанайской области. Сагадиев Болат Макежанович (1972) был директором ТОО «Степногорск Автотранс». Яковлева Людмила Дмитриевна (1970) была заместителем директора Степногорского экономико-технического колледжа. И это только некоторые фамилии.

Перед тем, как начать работать над материалом о школе, я поговорила с директором Алией Есембековной Капизиной и ее заместителем по воспитательной работе Нурией Тлеуленовной Алпыспаевой. Узнала, что, за последние 4 года число школьников увеличилось, и сегодня  здесь 32 класса, часть с обучением на казахским языке, часть — на русском. Если в 2017-18 годах не было набора в 10 классы, то теперь с каждым годом количество старшеклассников растет.

Есть среди выпускников и круглые отличники, заканчивающие школы со знаком «Алтын белгі», и те, кто получил аттестат особого образца. Школьники участвуют в конкурсах, олимпиадах. Так, Рахматуллин Владислав, ученик 5 класса, стал призером республиканского уровня в олимпиаде «Алтын Сака».  Алтай Инжу заняла III место в республике по русскому языку и литературе.  В школе работает кабинет поддержки инклюзии, где специалисты — дефектолог, логопед оказывают помощь детям с проблемами развития.

Степногорск школа №2 им Байтурсынва

Почти во всех кабинетах есть интерактивные панели, в последние годы появились новые кабинеты физики, информатики. Отдел образование приобрел для них кабинеты химии и биологии. Мечтают и о капитальном ремонте.

В 2026 году в школе будет отмечаться 60-летие.  К нему активно готовятся. Здесь продолжают собирать материалы об ее истории. Основную работу по организации музея и пополнению его фонда выполняет Н. Т. Алпыспаева, человек искренне увлеченный историей школы, города. Кстати, в 2024 году она заняла III место в области среди наиболее творческих заместителей директоров школ, а школьный музей был третьим среди школьных музеев области.

При подготовке этой публикации у меня было, как никогда, много прекрасных помощников, которые очень живо и интересно рассказывали о школе. Екатерина Александровна Нагорняк была первой, от кого я узнала  о жизни и учителях школы в ее 1-е десятилетие.  Валентина Ивановна Кучма не только поделилась воспоминаниями но и помогла определить, кто изображен на фотографиях. К Любови Федоровне Мариничевой я обращалась с вопросами не раз, и всегда она терпеливо и обстоятельно отвечала мне на них. Ирина Александровна Фотлер, в своей манере, очень живо и тепло рассказала о своем действительно замечательном классе. Я не буду перечислять всех, выпускников 1983 и 88 годов, но мне редко приходилось в моей работе встречать столько активных людей. А Елена Викторовна Денисенко не просто была координатором, который пересылал мне большое количество фотографий и воспоминаний одноклассников своих и Оксаны, но сама много и интересно написала о школе. Спасибо руководителям — Алие Есембековне Капизиной и Нурие Тлеуленовне Алпыспаевой, и не только за беседу, но и за то, что школа №2 — единственная в городе, где так бережно относится к своей истории.

Если вы захотите поделиться своими воспоминаниями о школе, пишите в комментариях.

Школа №2 г. Степногорска Акмолинской области в воспоминаниях учителей и учеников: 7 комментариев

  1. Наш класс был первым с химическим уклоном. Выпуск 1970 года, 10А класс. Помню химию преподавала еще Красножен Ася Николаевна, физкультуру вела Предигер Клара Алексеевна, литературу Лосева Любовь Ивановна, вначале наша классная была Нина Артемьевна. О Екатерине Ивановне помним до сих пор, директор от бога. Много чего вспоминается, хорошие были времена, добрые, веселые.

  2. Был в 2025 летом в Степногорске. Приезжал на могилы к родителям, сестре и сыну. Хотел зайти в школу 2 им. А. М. Горького. Выпуск 1975г 10б класс кл. рук. Мурзова Людмила Александровна. Зайти не удалось всё под замками и за забором, хотелось посмотреть какой она стала наша школа.

  3. Елизавета Эдуардовна Федоровская — первая Учительница моя.
    1973 — 1977 гг.
    Класс с литерой «В».

  4. Мне говорили выпускники 1975, класса Анны Лазаревны, что они в 2025 собирались на 50-летие и хотели ненадолго зайти в школу, просили заранее, не разрешили…

  5. Мой самый любимый предмет был геометрия. На отлично его знал.
    И это знала Репина А.А.
    И меня к доске не вызывала .
    А так хотелось.
    Во втром ряду, позади немного,
    Сидели Таня Ходырева и Марина Токарева,
    С переди Лена Данилейко.
    Я прятался за спину Лены и корчил рожицы девчёнкам.
    Девочки хахатали очень.
    Их выгнали с урока из за меня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *