Готика, романский стиль, искусство Византии — европейское средневековье

средневековье, искусство

Средневековье — одна из великих исторических эпох.  Этот период длился более тысячи лет, и за это время сложилось искусство, которое резко отличалось от античного, хотя и пользовалось достижениями древних греков и римлян. Оно имело свои задачи, свой язык. Я предлагаю вам презентацию по истории искусства Средневековой Европы и краткий  рассказ об этой эпохе.

Отличие искусства Византии от западно-европейского.

Искусство средних веков в Европе неоднородно. С одной стороны, это Византия, по праву считавшая себя культурной наследницей Римской империи.  А с другой — множество  варварских государств, начинавших свою культуру почти с чистого листаПоэтому культура Западной Европы достигнет расцвета значительно позже, чем в Византии, где очень высоко ценились ученые люди, где бережно хранились античные книги, скульптура. Правда, статуи римских и греческих богов ассоциировались у византийцев с язычеством, ими украшался ипподром, дворцы (Вспомним, что одно из 7 чудес света — статую Зевса Олимпийского привезли из Олимпии и установили в императорском дворце). Но в византийских храмах никогда не было скульптуры.  Зато в Западной Европе, в романском и готическом искусстве где  античная культура была известна гораздо меньше, именно скульптура была главным украшением храмов. Византийские художники переняли у Рима искусство мозаики. которая стала великолепным украшением. храмов. И когда в свете свечей византийских храмов начинали мерцать цветные камни и кусочки стекла и смальты, окрашенные в разные цвета, люди и правда могли думать, что они оказались на небе. Впечатление усиливало большое количество золота (фон на мозаиках делался из кусочков смальты с добавлением сусального золота). Вообще византийское искусство  было более условным, чем романское. И это понятно:  византийские мастера стремились к созданию образа Царствия Божьего, который нельзя увидеть. Романское искусство, более реалистичное, давало яркие образы адских мук. Считалось, что, находясь в храме, человек должен видеть, какое наказание его ожидает за грехи. 

Византийские изображения Христа суровы и бесстрастны. Западноевропейских художников волновал образ страдающего Христа. В готической живописи мы увидим  их довольно натуралистическое изображение. Византийское искусство не давало такого драматического изображения крестных мук Христа и страданий грешников в аду.

Художники романской эпохи создавали произведения на религиозные сюжеты, но в них старались выразить свое представление о жизни. Тощие, некрасивые фигурки живут напряженно-страстной жизнью. Они сражаются, падают, страдают. Их создателями были городские ремесленники, недавние крестьяне, и в своих героев они вложили свои чувства, свое представление о мире. Они сострадали Христу, потому что он тоже был бедняком. Богоматерь любили как свою заступницу.  Потустороннюю жизнь считали похожей на земную, только более справедливую.

Содержание

    1. Падение Рима и конец античной эпохи
    2. Возникновение христианства  
    3. Евангельские сюжеты в искусстве
    4. Некоторые особенности средневекового искусства
    5. Искусство Восточно-Римской империи — Византии
    6. Средневековое искусство Западной Европы. Романское искусство
    7. Готическое искусство
    8. Вопросы контрольных работ

Падение Рима и конец античной эпохи

 В 5 веке эпоха античности сменилась средневековьем. Античным мы называем искусство древних греков и римлян. С исторической точки зрения конец античности связан с падением Рима.  Этот город, некогда бывший центром огромной империи, в последние века терял свои завоевания. Борьба за власть ослабляла Римскую империю изнутри, а варварские племена, когда-то подвластные Риму, все чаще выходили победителями в сражениях. В 410 году   вестготский король Алярих вступил в Рим.   Его встречали как освободителя. Рабы сами ночью открыли ему городские ворота.  Впервые за полторы тысячи лет Вечный город был взят и разграблен.  Следом пришли вандалы. Это имя стало нарицательным для определения безжалостных разрушителях культурных ценностей.  А  в 476 году германец, римский воин по имени Одоакр провозгласил себя царем Рима, лишив трона последнего императора по имени Ромул.

На смену римлянам, имевшим за своими плечами историю в 1500 лет, высокую культуру на историческую арену вышли те, кого они называли варварами: франки, гунны, бургунды и др. Они станут предками народов, сегодня заселяющих Европу, а тогда их история только начиналась.

Возникновение христианства  

Но для истории искусства важно и другое. В первые века нашей эры постепенно начала распространяться новая религия — христианство.  Поначалу христианами были  бедняки. Рассказы о Царствии Небесном, о рае, куда попадут души праведников, давали им силы жить. Потом среди христиан стало все больше людей богатых и знатных, которых привлекала высокая нравственность первых христиан, потому что порочность римских правителей ужасала.

 Первые христиане собирались тайно.  Поначалу к ним относились спокойно, но с середины 1 века нашей эры их стали  преследовать: бросали на съедение зверям, прибивали к крестам, сжигали. Среди христианских святых много мучеников, пострадавших в первые века христианства. Так продолжалось,до тех пор, пока в 313 году римский император Константин (285 — 337 гг) издал закон о веротерпимости, где разрешил христианам исповедовать свою религию.

Есть легенда, по которой однажды во сне он увидел огненный крест, а потом ангелов, сообщивших, что он будет императором. В то время за императорскую корону шла непрерывная борьба, и у Константина был могущественный соперник — Максенций, который сидел за стенами Рима. Константин  шел в Рим, чтобы сразиться с соперником.  Но воевать не пришлось: при выходе из Рима мост за  спиной Максенция рухнул, войско в панике бросилось бежать, а его   столкнули в реку. Константин посчитал, что ему помог Христос, и хотя не крестился сам, христиан не преследовал. Мать же его, Елена, совершила паломничество в Иерусалим, где нашла крест, на котором был распят Иисус Христос и другие предметы, которые станут потом святынями новой религии. На месте, которое ей указали, по приказу Константина,  заложили Храм Гроба Господня.

Искусство средних веков было тесно связано с христианством. Задачей архитектуры было строительство храмов, которые могли вмещать большое количество верующих, скульпторы, живописцы, ремесленники создавали  статуи, фрески, мозаики, витражи, иконы, которые украшали храмы и одновременно рассказывали собравшимся историю жизни Христа, его учеников, христианских святых.

Евангельские сюжеты в искусстве

Сюжеты средневекового искусства связаны со священной книгой христиан — Библией, особенно ее второй частью Евангелием или Новым Заветом, где рассказывается о жизни Иисуса Христа, его учеников и последователей. На евангельские сюжеты  написано множество картин  художниками разных времен. Среди них — «Благовещение» — где архангел Гавриил сообщает Марии о том, что ей суждено родить Сына Божьего.  Существует множество картин на тему Рождества Христова. Популярен сюжет «Поколение волхвов». Его герои — восточные цари и пророки, которые из книг узнали о рождении чудесного младенца и пришли ему принести дары. А есть еще «Поклонение пастухов». Они пасли стада в окрестностях Вифлеема, и вслед за путеводной звездой пришли к хлеву, где обитало Святое семейство: Мария, младенец Христос, Иосиф.

Евангельские сюжеты в живописи..jpg

Но царь Ирод, который узнал от волхвов о рождении удивительного младенца, приказал убить всех мальчиков до года. Картины, на которых это ужасное событие изображено, называются «Избиение младенцев». Спасаясь от преследований царя Ирода, они бежали в Египет. Многие художники писали «Тайную Вечерю« — о последнем ужине Христа в с учениками, «Распятие» — один из самых драматических сюжетов в мировом искусстве.  Один из самых распространенных сюжетов называется «Оплакивание« — где близкие плачут над телом Христа, снятого с креста. Таковы лишь немногие евангельские сюжеты на которые писали картины художники  от Джотто, и Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали.

Некоторые особенности средневекового искусства.

Христиане говорили о двух мирах — высшем, Божьем и низшем — мире людей. В отличие от античности, где в центре искусства стоял человек, в средневековом искусстве художников интересовал мир божественный, который человек не может видеть, но он открывается в минуты духовного просветления.

  Первые христиане, как потом и мусульмане, говорили, что изображать Христа нельзя. Поэтому они использовали символы: для изображения Христа: ягненка, виноград, рыбу.

Символы Христа.jpg

Но скоро вернулись к изображению Христа, святых. Неграмотные люди, приходя в храм, должны были видеть тех, к кому обращаются с молитвами. Но изображать Христа, как языческих богов — Юпитера, Аполлона — кощунство. Поэтому  в средневековом искусстве вырабатывается некое условное изображение: фигуры удлиняются, лица с большими глазами бесстрастны, тело, которое так любили изображать греческие скульпторы, скрыто  за драпировками.

Скульптура история.jpg

Из живописи исчезает объем, перспектива, изображения делаются плоскими. Так выработался язык средневекового искусства, где все: позы, цвета одежды и фона имеют символическое значение.  Художники создают образы иного мира, давая человеку возможность приобщиться к нему.

Главным видом средневекового искусства была архитектура.  Храмы занимали самое важное место в жизни городов. Их функция по сравнению с античными изменилась. Храм теперь — не просто жилье для статуи бога. Он должен был вмещать большое число верующих, поэтому перед архитекторами стояли новые задачи. Для их выполнения они должны были все же обратиться к достижениям античных архитекторов. За основу были взяты римские здания, где заседал суд — базилики. Базилика — большое прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн на несколько частей — нефов, имеющих свое самостоятельное перекрытие. Средний, центральный неф, выше боковых, так что через его окна в храм попадает свет.

Базилика.gif

В восточной части — полукруглый выступ- апсида. Другой тип средневековых храмов — крестово- купольные храмы. В центре купол опирается на 4 столба, откуда расходятся   4 сводчатых рукава — креста.

 В 395 году Римская империя распалась на Западную и Восточную. Восточная часть — Византия со столицей в Константинополе (ныне — Стамбул) просуществует еще тысячу лет, Западная придет в упадок, и на ее развалинах будут возникать варварские государства. В обеих этих частях  Европы возникнет искусство со своими особенностями. Рассмотрим их подробнее.

Искусство Восточно-Римской империи — Византии

Византия — государство, существовавшее с 4 по 15 века. Началась ее история с того, что император Константин, чувствуя себя неуютно в Риме, на месте древнего города Византия на берегу  пролива Босфор основал новую столицу. Он назвал ее своим именем — Константинополь. Перенос столицы был вызван в частности, тем, что восток империи был более богатым.  Население Византии говорило по-гречески, но называло себя римлянами. В стране было много образованных людей, там ценили ученых, имели богатые библиотеки. Среди любимых развлечений византийцев были диспуты ученых, которые собирали большие аудитории, там тоже делали ставки. Константинополь называли «мастерской великолепия». Отсюда везли шерсть, шелк, золото, драгоценные камни. Стоя на перекрестке торговых путей, он был крупным центром торговли. В периоды расцвета Византия  включала в себя территории современных Турции, Греции, Италии, Сирии. Из богатых провинции сюда везли много предметов, служащих украшением столицы, ее дворцов и храмов.

Власть императора в Византии была огромной.  Он не только занимался политикой, но контролировал и частную жизнь людей, он же был верховным священником, считался наместником Бога на земле.  Жили византийские императоры с восточной роскошью. Аларих, тот самый, что взял Рим, побывав в Константинополе, воскликнул: «Без сомнения, император — земной Бог, и кто осмелится поднять на него руку, будет виновен в своей гибели». Однажды Константинополь посетил знатный чужестранец. Вот как он описал то, что увидел во дворце. «Бронзовое позолоченное дерево стояло перед троном царя, на ветках дерева сидели позолоченные птицы, и каждая пела на свой лад. Трон царя был устроен так, что мог подниматься и опускаться. Его охраняли необычной величины бронзовые львы. Они били о землю хвостом, двигали языком и громко ревели. И когда при моем появлении началось рыкание львов, птицы запели, я преисполнился страхом и удивлением. Приветствуя царя трехкратным поклоном и подняв голову, я увидел царя уже под потолком».

В Константинополе было больше каменных домов, чем во всей остальной Европе вместе взятой. Византийские императоры не жалели денег на украшение храмов и дворцов.

Церкви в Византии украшались мозаиками, фресками (живописью по сырой штукатурке), иконами.  Искусство мозаики византийцы переняли у Рима. Именно в  Византии изобрели мозаичную смальту — специальное непрозрачное стекло, которое при помощи добавления металлических примесей приобретало разные цвета. Сверкающие в свете свечей цветные кусочки смальты казались драгоценными камнями, а золотой фон создавал впечатление роскоши. В Византии почитали монахов- отшельников, которые жили в нищете в пустыне, но  в то же время, богатством гордились. В последние века империи в украшении храмов использовали фрески — это было дешевле.

 Время Юстиниана. Софийский собор

Говорят, русский князь Владимир решил выбрать  для Руси христианство именно в византийском варианте, потому что его послы рассказали ему о красоте главного храма Константинополя —  Софийского собора. «Не знаем, на небе или на земле мы были», — так они говорили.

Софийский собор Константинополь.jpg

История Софийского собора насчитывает почти 2 тысячи лет. Первый раз собор был построен в 362 году. Неоднократно горел. Наконец после очередного пожара в 532 году император Юстиниан приказал соорудить новое здание. Это было время могущества Византии, и все огромное государство поставляло материалы для строительства храма. Везли золото, драгоценные камни слоновую кость. Собор строили 5 лет, впервые войдя во вновь построенный храма, Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя. Софийский собор — трехнефная базилика с куполом в центре. Огромный купол, диаметром 30 м.  опирается на 4 мощных столба, но кажется, что он легко парит в воздухе. В старину говорили, что он словно подвешен к небу на золотой цепи.

Время Юстиниана (6-7 в.в.) было временем первого расцвета византийского искусства. Юстиниан, как и его жена — Феодора вышли из низов. Юстиниан родился в крестьянской семье, Федора была дочерью сторожа медведей в цирке, но заняв место на константинопольском престоле после своего дяди, Юстиниан с женой много сделали для могущества страны. Кроме Софийского собора при Юстиниане было построено еще 30 церквей. 

До нас не дошли мозаики Софийского собора времен Юстиниана. Об изобразительном искусстве того времени мы можем узнать по мозаикам церкви Сан-Витале в Равенне. Среди них —  мозаики с изображением Юстиниана и Феодоры со свитой.

Мозаики Юстиниан и Феодора.jpg

      После смерти Юстиниана Византия утратила былое могущество. С востока теснили арабы, с запада варварские племена. А внутри страны настал период иконоборчества (726-843).  Сторонниками иконоборчества были в первую очередь бедные люди, возмущенные чрезмерным богатством монастырей. Кроме того, в это время Византия оказалась в непосредственной близости от арабского Востока. А ислам запрещал изображения людей в религиозных сюжетах.  Император в угоду знати восточных провинций запретил поклонение иконам.  Иконоборцы уничтожили большую часть фресок и мозаик времен Юстиниана. Исключением были иконы монастыря святой Екатерины на Синае.

Иконы монастыря св. Екатерины.jpg

Расположенный в безлюдной пустыне на южной границе империи, монастырь сохранил иконы VI века. Изображение Спасителя из Синайского монастыря стало образцом для создания иконописного типа Пантократора. О монастыре святой Екатерины можно посмотреть мой видеосюжет.

Но больше нам известна византийская живопись второго периода расцвета —  9-11 веков. Именно к этому периоду относятся известные нам мозаики Софийского собора.

Мозаики Софийского собора.jpg

В 1204 году Константинополь разграбили крестоносцы.  Их изгнали лишь в 1261 году. После изгнания крестоносцев Византия переживает период последнего расцвета. К этому периоду относятся фрески и мозаики монастыря Хора.

Мозаики монастыря Хора.jpg

 Между тем, у Византии появился новый противник — Османская империя. Византийский император просил помощи у Рима, но папа не любил Византию.      В 1453 году турецкий султан Мехмед Завоеватель осадил Константинополь. Жители города сражались мужественно, но 29 мая город был взят. Прямо на коне он въехал в Софийский собор и приказал переделать его в мечеть. Лишь в ХХ веке ее провозгласили музеем мирового значения.

Средневековое искусство Западной Европы. Романское искусство.

После развала Римской империи в Западной Европе образовалось много варварских государств, а искусство пришло в упадок.  Если первый расцвет византийского искусства пришелся на 5-7 века, то в Западной Европе первый расцвет — 11-12 вв. Искусство того периода мы называем романским искусством. Романская архитектура поражает мощью, скульптура — эмоциональностью.

Суровость и мощь романских сооружений порождены заботами об их прочности. В условиях непрерывных войн не только замки, но и монастыри становились крепостями. Центром замка феодала была башня-донжон, где мог укрыться хозяин замка. И в ансамбль церквей и монастырей тоже входили башни. Средневековые строители не стремились к украшению храмов – гладкие толстые стены, прямые линии. «Тяжелым молчанием» назвал романскую архитектуру Роден.

Среди самых известных романских храмов — Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия. 11 век, монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год, Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год.

Романский стиль.jpg

Если в Византии скульптура, которая связывалась с античным искусством, была запрещена, то на западе – она используется в оформлении храмов. Чаще всего это рельефы. Одна из распространенных тем — страшный суд. Для примера рассмотрим барельефы собора в Отене.

Барельефы собора Сен-Лазар.jpg

Художники романской эпохи создавали произведения на религиозные сюжеты, но в них старались выразить свое представление о жизни. Тощие, некрасивые фигурки живут напряженно-страстной жизнью. Они сражаются, падают, страдают. Их создателями были городские ремесленники, недавние крестьяне, и в своих героев они вложили свои чувства, свое представление о мире. Они сострадали Христу, потому что он тоже был бедняком. Богоматерь любили как свою заступницу.  Потустороннюю жизнь считали похожей на земную, только более справедливую.  По сравнению с византийским искусством, романское было более эмоциональным.

Еще более эмоциональным будет искусство 12-15 веков, впоследствии получившее название готического.

Готическое искусство.

Между 12 и 15 веками   в средневековой Европе стали строиться здания другого стиля. Позднее его назвали готикой по названию одного из варварских племен средневековья. Есть предание, что первым этот термин употребил Рафаэль, противопоставляя  уродливый стиль северной архитектуры прекрасному римскому. Как ни странно, это мнение продержалось до 19 века. Если романское искусство, как следует из названия, распространялось из Италии (рома — Рим), то готика зародилась во Франции, а потом распространилась в Германии и других странах на севере Европы. Сегодня мы восхищаемся готическими храмами, словно сделанными из кружева. Вот некоторые из них:

Готические соборы.jpg

Артели вольных каменщиков, которые занимались построением готических храмов, считали себя избранными, владевшими некоей тайной, которую они скрывали от непосвященных. Они собирались в крытых помещениях, так называемых, ложах, подчинялись старшему мастеру. Архитектура готического собора  в противоположность античным храмам, романским церквям воплощает тягу души к неведомому, загадочному. Огромные здания кажутся невесомыми. Их художественный образ выражает не математический расчет, а мистическую тягу души к неведомому, загадочному.

     В то время, когда возникло готическое искусство, европейские страны изменились, там стало больше образованных людей. Уже существовали первые университеты, города росли. Храмы становились центром жизни большого города. Они возвышались надо всеми остальными строениями. А возле храма кипела городская жизнь: шла торговля на рынке, что находился рядом. Храм уже не был крепостью. Он должен был вместить население растущих городов. Значит, надо было расширить пространство храма.  Храмы делаются выше. Если предел романского храма — 20 м, то Реймский собор высотой в 38, а Амьенский — 42 м. Высота оборав немецком  городе Ульм — 62 метра. Один из самых знаменитых готических хармов — Собор Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери.jpg

Основой конструкции готических храмов были не массивные своды, опирающиеся на толстые стены, а каркас из арок, опивающихся на столбы. Однако остроконечная арка, опирающаяся на столбы, была бы неустойчива. Чтоб уравновесить силу тяжести, наружу выносятся мощные контрфорсы, посредством аркбутанов — перекидных арок, связанные со сводомТак выглядит конструкция готического храма.

Горический храм.jpg

Если основа здания — каркас, то сама стена не несет нагрузки, она не нужна. Поэтому появляются галереи, большие окна. Галереи используются для установки многочисленных статуй, а окна для живописи из цветных стекол — витражей. Витражи были известны и раньше, но в готике это не просто красивое окно, это символ, обозначающий божественный свет. В Средние века витражи сравнивали с ювелирными украшениями и верили, что они спасут от чудовищных напастей, – например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска. Особенно красивым было большое круглое окно над входом — роза. Темой витражей розы чаще был «Страшный суд», потому что западная стена, где обычно находилось круглое окно, связывалась с этой темой. А еще этот витраж связывали с Марией, потому что ее символ  роза.

Искусство витража было сродни ювелирному. Изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Готика вся пронизана символикой, в оформлении храмов нет ничего случайного. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски, потому что этот цвет — символ молитвы. Синий цвет означал верность, зеленый — влюбленность потому что его чаще других носили женщины.

В готических соборах находятся сотни и тысячи статуй. В Шартрском соборе их более 10 тысяч. Они украшают карнизы, винтовые лестницы, даже водосточные трубы.

витражи розы.jpg

Все убранство готического собора, включая статуи и рельефы, было своего рода энциклопедией знаний. Причем, в каждом соборе — своя тема. В Соборе Парижской Богоматери — тема Богоматери, в Реймском соборе —  изображение французских королей. Изображение грехов было по-прежнему удобным поводом, чтоб изобразить всяких чудищ таких, как химеры Собора Парижской Богоматери. Вплетались в изобразительный строй и изображения жонглеров, плясунов, даже пляски монахов. В одном соборе есть изображение осла, который в монашеском одеянии читает проповедь волкам. В средневековой Европе не было такого строгого контроля церкви над душами и умами людей, как в Византии. Даже во времена инквизиции художнику больше было позволено. Образ страдающего человека — нерв готического собора. До готики искусство знало Христа — доброго пастыря, Христа — судию. Готика открыла Христа- страдальца, истекающего кровью. Физическая красота была художникам неинтересна. Телесное благополучие связывалось с миром сытых и богатых. В то время было много проповедников, которые говорили о греховности богатства, призывали к аскетизму.

Средневековое искусство  поднимало человека от мира житейских забот к ценностям вечным. И, хотя художники Возрождения считали эту эпоху шагом назад по сравнению с античным искусством, тем не менее, возвышенность, одухотворенность героев Леонардо, Боттичелли, ван-Эйка — это влияние той тысячелетий культуры, которая  пришла на смену античной и которую они презрительно называли средневековьем.

Посмотреть или скачать презентацию по искусству средневековой Европы можно, пройдя по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1wWglFCN1brbA3ULS5_5i3OqyyvTG5DFS/view?usp=sharing

1 контрольная работа.

  1. Искусство каких народов мы называем античным?
  2. Почему погиб Рим?
  3. Какие племена вышли на историческую арену после гибели Рима?
  4. Какая религия возникла в первые века нашей эры?
  5. Что привлекало людей в христианстве?
  6. Что произошло в 313 году?
  7. О жизни Иисуса Христа рассказано в книге…
  8. Как называется сюжет, где ангел говорит Марии, что она родит Сына Божьего?
  9. Кто такие волхвы?
  10. Кто изображается на картине, которая называется «Святое семейство»?
  11. Почему Мария, Иосиф и Иисус бежали в Египет?
  12. Как называется картина, где изображен последний ужин Иисуса с учениками накануне его ареста?
  13. Первые Христиане считали, что Христа изображать нельзя. Поэтому рисовали…
  14. Какие особенности изображения Христа и святых были в средние века?
  15. Главный вид средневекового искусства…
  16. За основу построения храмов взяли римские…

2-я контрольная — для тех, кто учится в классе.

средневековая Европа Контрольная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *