Готика, романский стиль, искусство Византии — европейское средневековье

средневековье, искусство

Я предлагаю вам презентацию по истории искусства Средневековой Европы и краткий  рассказ об этой эпохе. Средневековье — одна из великих исторических эпох.  Этот период длился более тысячи лет, и в это время сложилось искусство, которое резко отличалось от античного, хотя и пользовалось достижениями древних греков и римлян. Оно имело свои задачи, свой язык.

Предпосылки возникновения средневекового искусства и его особенности.

 В 5 веке эпоха античности сменилась средневековьем. С исторической точки зрения конец античности связан с падением Рима.  Рим, некогда бывший центром огромной империи, в последние века терял свои завоевания, борьба за власть подтачивала его изнутри, а варварские племена, когда-то подвластные Риму, все чаще выходили победителями в сражениях. В 410 году   вестготский король Алярих вступил в Рим.   Его встречали как освободителя. Рабы сами ночью открыли ему городские ворота.  первые за полторы тысячи лет Вечный город был взят и разграблен.  следом пришли вандалы. Это имя стало нарицательным для определения безжалостных разрушителях культурных ценностей.  А  в 476 году германец, римский воин по имени Одоакр провозгласил себя царем Рима, лишив трона последнего императора по имени Ромул.

На смену римлянам, имевшим за своими плечами историю в 1500 лет, высокую культуру на историческую арену вышли те, кого они называли варварами: франки, гунны, бургунды и др. Они станут предками народов, сегодня заселяющих Европу, а тогда их история только начиналась.

Но для истории искусства важно и другое. В первые века нашей эры постепенно начала распространяться новая религия — христианство.  Поначалу христианами были  бедняки. Рассказы о Царствии Небесном, о рае, куда попадут души праведников, давали им силы жить. Потом среди христиан стало все больше людей богатых и знатных, которых привлекала высокая нравственность первых христиан, потому что порочность римских правителей ужасала.

 Первые христиане собирались тайно. Их преследовали. Среди христианских святых много мучеников, пострадавших в первые века христианства. Но в 313 году римский император Константин (285 — 337 гг) издал закон о веротерпимости, где разрешил христианам исповедовать свою религию.

Есть легенда, по которой однажды во сне он увидел огненный крест, а потом ангелов, сообщивших, что он будет императором. В то время за императорскую корону шла непрерывная борьба, и у Константина был могущественный соперник — Максенций, который сидел за стенами Рима. Константин  шел в Рим, чтобы сразиться с соперником.  Но воевать не пришлось: при выходе из Рима мост за  спиной Максенция рухнул, войско в панике бросилось бежать, а его   столкнули в реку. Константин посчитал, что ему помог Христос, и хотя не крестился сам, христиан не преследовал. Мать же его, Елена, совершила паломничество в Иерусалим, где нашла крест, на котором был распят Иисус Христос и другие предметы, которые станут потом святынями новой религии.  На месте, которое ей указали, по приказу Константина,  заложили Храм Гроба Господня.

Искусство средних веков было тесно связано с христианством. Задачей архитектуры было строительство храмов, которые могли вмещать большое количество верующих, скульпторы, живописцы, ремесленники создавали  статуи, фрески, мозаики, витражи, иконы, которые украшали храмы и одновременно рассказывали собравшимся историю жизни Христа, его учеников, христианских святых. Сюжеты средневекового искусства связаны со священной книгой христиан — Библией, особенно ее второй частью Евангелием или Новым Заветом. На евангельские сюжеты  написано множество картин  художниками разных времен. Среди них — «Благовещение» — где архангел Гавриил сообщает Марии о том, что ей суждено родить Сына Божьего.  Существует множество картин на тему Рождества Христова. Популярен сюжет «Поколение волхвов». Его герои — восточные цари и пророки, которые из книг узнали о рождении чудесного младенца и пришли ему принести дары. И пастухи, которые пасли стада в окрестностях Вифлеема, вслед за путеводной звездой пришли к хлеву,  где обитало Святое семейство: Мария, младенец Христос, Иосиф.

Евангельские сюжеты в живописи..jpg

Спасаясь от преследований царя Ирода, который приказал убить всех младенцев, они бежали в Египет. Многие художники писали «Тайную Вечерю» — о последнем ужине Христа в с учениками, «Распятие» — один из самых драматических сюжетов в мировом искусстве. Таковы лишь немногие евангельские сюжеты на которые писали картины художники  от Джотто, и Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали.

Христиане говорили о двух мирах — высшем, Божьем и низшем — мире людей. В отличие от античности, где в центре искусства стоял человек, в средневековом искусстве художников интересовал мир божественный, который человек не может видеть, но он открывается в минуты духовного просветления.

  Первые христиане, как потом и мусульмане, говорили, что изображать Христа нельзя. Поэтому они использовали символы: для изображения Христа: ягненка, виноград, рыбу.

Символы Христа.jpg

Но скоро вернулись к изображению Христа, святых.  Неграмотные люди, приходя в храм, должны были видеть тех, к кому обращаются с молитвами. Но изображать Христа, как языческих богов — Юпитера, Аполлона — кощунство. Поэтому  в средневековой скульпторе  вырабатывается некое условное изображение: фигуры удлиняются,  лица с большими глазами бесстрастны, тело, которое так любили изображать греческие скульпторы, скрыто  за драпировками.

Скульптура история.jpg

Из живописи исчезает объем, перспектива, изображения делаются плоскими. Так выработался язык средневекового искусства, где все: позы, цвета одежды и фона имеют символическое значение.  Художники создают образы иного мира, давая человеку возможность приобщиться к нему.

Главным видом средневекового искусства была архитектура.  Храмы занимали самое важное место в жизни городов. Их функция по сравнению с античными изменилась. Храм теперь — не просто жилье для статуи бога. Он должен был вмещать большое число верующих, поэтому перед архитекторами стояли новые задачи. Для их выполнения они должны были все же обратиться к достижениям античных архитекторов. За основу были взяты римские здания, где заседал суд — базилики. Базилика — большое прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн на несколько частей — нефов, имеющих свое самостоятельное перекрытие. Средний, центральный неф, выше боковых, так что через его окна в храм попадает свет.

Базилика.gif

В восточной части — полукруглый выступ- апсида. Другой тип средневековых храмов — крестово- купольные храмы. В центре купол опирается на 4 столба, откуда расходятся   4 сводчатых рукава — креста.

 В 395 году Римская империя распалась на Западную и Восточную. Восточная часть — Византия со столицей в Константинополе (ныне — Стамбул) просуществует еще тысячу лет, Западная придет в упадок, и на ее развалинах будут возникать варварские государства. В обеих этих частях  Европы возникнет искусство со своими особенностями. Рассмотрим их подробнее.

Искусство Восточно-Римской империи — Византии

Византия — государство, существовавшее с 4 по 15 века. Началась ее история с того, что император Константин, чувствуя себя неуютно в Риме, на месте древнего города Византия на берегу  пролива Босфор основал новую столицу. Он назвал ее своим именем — Константинополь. Перенос столицы был вызван в частности, тем, что восток империи был более богатым.  Население Византии говорило по-гречески, но называло себя римлянами, считая именно себя культурными наследниками великого Рима.

И действительно, по культуре только Византия   могла сравняться с Римом. В стране было много образованных людей, там ценили ученых, имели богатые библиотеки. Среди любимых развлечений византийцев были диспуты ученых, которые собирали большие аудитории, там тоже делали ставки. Константинополь называли «мастерской великолепия». Отсюда везли шерсть, шелк, золото, драгоценные камни. Стоя на перекрестке торговых путей, он был крупным центром торговли. В периоды расцвета Византия  включала в себя территории современных Турции, Греции, Италии, Сирии. Из богатых провинции сюда везли много предметов, служащих украшением столицы, ее дворцов и храмов. Вспомним, что одно из 7 чудес света — статую Зевса Олимпийского привезли из Олимпии и установили в императорском дворце.

Власть императора в Византии была огромной.  Он не только занимался политикой, но контролировал и частную жизнь людей, он же был верховным священником, считался наместником Бога на земле.  Жили византийские императоры с восточной роскошью. Аларих, тот самый, что взял Рим, побывав в Константинополе, воскликнул: «Без сомнения, император — земной Бог, и кто осмелится поднять на него руку, будет виновен в своей гибели». Однажды Константинополь посетил знатный чужестранец. Вот как он описал то, что увидел во дворце. «Бронзовое позолоченное дерево стояло перед троном царя, на ветках дерева сидели позолоченные птицы, и каждая пела на свой лад. Трон царя был устроен так, что мог подниматься и опускаться. Его охраняли необычной величины бронзовые львы. Они били о землю хвостом, двигали языком и громко ревели. И когда при моем появлении началось рыкание львов, птицы запели, я преисполнился страхом и удивлением. Приветствуя царя трехкратным поклоном и подняв голову, я увидел царя уже под потолком».

Византийские императоры не жалели денег на украшение храмов и дворцов. Говорят, в Константинополе было больше каменных домов, чем во всей остальной Европе вместе взятой.

Прекрасны были дворцы Константинополя, но не менее прекрасны были храмы. Церкви в Византии украшались мозаиками, фресками (живописью по сырой штукатурке), иконами.  Искусство мозаики византийцы переняли у Рима. Сверкающие в свете свечей цветные кусочки смальты казались драгоценными камнями, а золотой фон создавал впечатление роскоши. В Византии почитали монахов- отшельников, которые жили в нищете в пустыне, но  в то же время, богатством гордились.

Говорят, русский князь Владимир решил выбрать  для Руси христианство именно в византийском варианте, потому что его послы рассказали ему о красоте главного храма Константинополя —  Софийском соборе. «Не знаем, на небе или на земле мы были», — так они говорили.

Софийский собор Константинополь.jpg

История Софийского собора, главного храма Константинополя, насчитывает почти 2 тысячи лет. Первый раз собор был построен в 362 году. Неоднократно горел. Наконец после очередного пожара в 532 году император Юстиниан приказал соорудить новое здание. Это было время могущества Византии, и все огромное государство поставляло материалы для строительства храма. Везли золото, драгоценные камни слоновую кость. Собор строили 5 лет, впервые войдя во вновь построенный храма, Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя. Софийский собор — трехнефная базилика с куполом в центре. Огромный купол, диаметром 30 м.  опирается на 4 мощных столба, но кажется, что он легко парит в воздухе. В старину говорили, что он словно подвешен к небу на золотой цепи.

Время Юстиниана (6-7 в.в.) было временем первого расцвета византийского искусства. Юстиниан, как и его жена — Феодора вышли из низов. Юстиниан родился в крестьянской семье, Федора была дочерью сторожа медведей в цирке, но заняв место на константинопольском престоле после своего дяди, Юстиниан с женой много сделали для могущества страны. Кроме Софийского собора при Юстиниане было построено еще 30 церквей. Стены византийских храмы украшались фресками, т.е. картинами, написанными на сырой штукатурке, иконами и мозаикой. Искусство мозаики византийцы переняли в Риме. Там ею украшались дворцы.  А когда в свете свечей византийских храмов начинали мерцать цветные камни и кусочки стекла и смальты, окрашенные в разные цвета, люди и правда могли думать, что они оказались на небе.  Впечатление усиливало большое количество золота (фон на мозаиках делался из кусочков смальты с добавлением сусального золота).

До нас не дошли мозаики Софийского собора времен Юстиниана. Об изобразительном искусстве того времени мы можем узнать по мозаикам церкви Сан-Витале в Равенне.  Среди них —  мозаики с изображением Юстиниана и Феодоры со свитой.

Мозаики Юстиниан и Феодора.jpg

      После смерти Юстиниана Византия утратила былое могущество. С востока теснили арабы, с запада варварские племена. А внутри страны настал период иконоборчества (726-843).  Сторонниками иконоборчества были в первую очередь бедные люди, возмущенные чрезмерным богатством монастырей. Кроме того, в это время Византия оказалась в непосредственной близости от арабского Востока. А ислам запрещал изображения людей в религиозных сюжетах.  Император в угоду знати восточных провинций запретил поклонение иконам.  Иконоборцы уничтожили большую часть фресок и мозаик времен Юстиниана. Исключением были иконы монастыря святой Екатерины на Синае.

Иконы монастыря св. Екатерины.jpg

Расположенный в безлюдной пустыне на южной границе империи, монастырь сохранил иконы VI века. Больше нам известна византийская живопись второго периода расцвета —  9-11 веков. Именно к этому периоду относятся известные нам мозаики Софийского собора.

Мозаики Софийского собора.jpg

В 1204 году Константинополь разграбили крестоносцы.  Их изгнали лишь в 1261 году. После изгнания крестоносцев Византия переживает период последнего расцвета. К этому периоду относятся фрески и мозаики монастыря Хора.

Мозаики монастыря Хора.jpg

 Между тем, у Византии появился новый противник — Османская империя. Византийский император просил помощи у Рима, но папа не любил Византию.      В 1453 году турецкий султан Мехмед Завоеватель осадил Константинополь. Жители города сражались мужественно, но 29 мая город был взят. Прямо на коне он въехал в Софийский собор и приказал переделать его в мечеть. Лишь в ХХ веке ее провозгласили музеем мирового значения.

Средневековое искусство Западной и Европы. Романское искусство.

После развала Римской империи в Западной Европе образовалось много варварских государств, а искусство пришло в упадок.  Если первый расцвет византийского искусства пришелся на 5-7 века, то в Западной Европе первый расцвет — 11-12 вв. Искусство того периода мы называем романским искусством. Романская архитектура поражает мощью, скульптура — эмоциональностью.

 Ведущий вид   искусства — архитектура. Суровость и мощь романских сооружений порождены заботами об их прочности. В условиях непрерывных войн не только замки, но и монастыри становились крепостями. Центром замка феодала была башня- донжон, где мог укрыться хозяин замка. И в ансамбль церквей и монастырей тоже входили башни. Средневековые строители не стремились к украшению храмов – гладкие толстые стены, прямые линии. «Тяжелым молчанием» назвал романскую архитектуру Роден.

Романский стиль.jpg

Если в Византии скульптура, которая связывалась с античным искусством, была запрещена, то на западе – она используется в оформлении храмов. Чаще всего это рельефы.  Одна из распространенных тем — страшный суд. Находясь в храме, человек должен видеть, какое наказание его ждет за грехи.  Для устрашения изображались черти, которые терзают душу грешника после смерти. Для примера рассмотрим барельефы собора в Отене.

Барельефы собора Сен-Лазар.jpg

Художники романской эпохи создавали произведения на религиозные сюжеты, но в них старались выразить свое представление о жизни. Тощие, некрасивые фигурки живут напряженно-страстной жизнью.  Они сражаются, падают, страдают. Их создателями были городские ремесленники, недавние крестьяне, и в своих героев они вложили свои чувства, свое представление о мире. Они сострадали Христу, потому что он тоже был бедняком. Богоматерь любили как свою заступницу.  Потустороннюю жизнь считали похожей на земную, только более справедливую.

Еще более эмоциональным будет искусство 12-15 веков, впоследствии получившее название готического.

Готическое искусство.

Между 12 и 15 веками   в средневековой Европе стали строиться здания другого стиля. Позднее его назвали готикой по названию одного из варварских племен средневековья. Художники Возрождения считали этот стиль варварским и уродливым.  Как ни странно, это мнение продержалось до 19 века. Сегодня мы восхищаемся, словно сделанными из кружева готическими храмами.  Артели вольных каменщиков, которые занимались построением готических храмов, считали себя избранными, владевшими некоей тайной, которую они скрывали от непосвященных. Они собирались в крытых помещениях, так называемых, ложах, подчинялись старшему мастеру.

     В то время, когда возникло готическое искусство, европейские страны изменились, там стало больше образованных людей. Уже существовали первые университеты, города росли. Храмы становились центром жизни большого города. Они возвышались надо всеми остальными строениями. А возле храма кипела городская жизнь: шла торговля на рынке, что находился рядом. Храм уже не был крепостью. Он должен был вместить население растущих городов. Значит, надо было расширить пространство храма.  Храмы делаются выше. Если предел романского храма — 20 м, то Реймский собор высотой в 38, а Амьенский — 42 м. Один из самых знаменитых готических хармов — Собор Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери.jpg

Основой конструкции готических храмов были не массивные своды, опирающиеся на толстые стены, а каркас из арок, опивающихся на столбы. Однако остроконечная арка, опирающаяся на столбы, была бы неустойчива. Чтоб уравновесить силу тяжести, наружу выносятся мощные контрфорсы, посредством аркбутанов — перекидных арок, связанные со сводомТак выглядит конструкция готического храма.

Горический храм.jpg

Если основа здания — каркас, то сама стена не несет нагрузки, она не нужна. Поэтому появляются галереи, большие окна. Галереи используются для установки многочисленных статуй, а окна для живописи из цветных стекол — витражей. Особенно красивым было большое круглое окно над входом — роза. В готических соборах находятся сотни и тысячи статуй. В Шартрском соборе их более 10 тысяч. Они украшают карнизы, винтовые лестницы, даже водосточные трубы.

витражи розы.jpg

Все убранство готического собора, включая статуи и рельефы, было своего рода энциклопедией знаний. Причем, в каждом соборе — своя тема. В Соборе Парижской Богоматери — тема Богоматери, в Реймском соборе —  изображение французских королей. Изображение грехов были по-прежнему удобным поводом, чтоб изобразить всяких чудищ таких, как химеры Собора Парижской Богоматери. Вплетались в изобразительный строй и изображения жонглеров, плясунов, даже пляски монахов. В одном соборе есть изображение осла, который в монашеском одеянии читает проповедь волкам. В средневековой Европе не было такого строгого контроля церкви над душами и умами людей, как в Византии. Даже во времена инквизиции художнику больше было позволено. Образ страдающего человека — нерв готического собора. До готики искусство знало Христа — доброго пастыря, Христа — судию. Готика открыла Христа- страдальца, истекающего кровью. Физическая красота была художникам неинтересна. Телесное благополучие связывалось с миром сытых и богатых. В то время было много проповедников, которые говорили о греховности богатства, призывали к аскетизму.

Средневековое искусство  поднимало человека от мира житейских забот к ценностям вечным. И, хотя художники Возрождения считали эту эпоху шагом назад по сравнению с античным искусством, тем не менее, возвышенность, одухотворенность героев Леонардо, Боттичелли, ван-Эйка — это влияние той тысячелетий культуры, которая  пришла на смену античной и которую они презрительно называли средневековьем.

Посмотреть или скачать презентацию по искусству средневековой Европы можно, пройдя по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1wWglFCN1brbA3ULS5_5i3OqyyvTG5DFS/view?usp=sharing

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *