Майли-Сай, 60-е годы в песнях, воспоминаниях, фотографиях

Майли-Сай 60-е годы

Мне недавно предложили завести в блоге музыкальную страничку для тех, кто любит старые песни. Я отнеслась к этой идее поначалу без энтузиазма, потому что сама не фанат ретро-музыки. Но стала вспоминать песни Островского, Пахмутовой, Френкеля, которые звучали лет 50 назад и невольно увлеклась. Оказалось, что эти нехитрые мелодии и простенькие слова вызывают в памяти такие эмоции и события, о которых я давно забыла, но они светят, греют и значительно улучшают настроение. И, наверное, не только мое. А если к песням добавить еще старые фото,  клипы, воспоминания, то может получиться этакий 3D  портрет десятилетий которые были нашими детством, юностью, и, следовательно, были прекрасными. Поговорим о 60-х годах.  В 1960 я закончила 1-й класс, а в 1969 — школу.

Я родилась и  выросла в городке Майли-Сай на юге Киргизии, где  в конце 40-х годов начали добывать уран и строить заводы по его переработке. Туда, после окончания Алматинского Горного института распределили моего отца. И, хотя у него были другие планы, он думал о науке, но решение комиссии оспаривать не приходилось. Так, в  1948 году он и несколько выпускников института приехали на почти пустое место,  где в горном ущелье вдоль реки Майли-Су  появился поселок, а выше, в горах завод и шахты. Более подробно об истории города и предприятий я писала в посте: Так начинался Майли-Сай

Хотя приезд моих родителей в Майли-Сай был вынужденным, они всегда с большой любовью вспоминали этот город, где мы прожили 18 лет, до того времени, когда предприятие стало закрываться. Вот фотографии Майли-Сая, города моего детства, так он выглядел, если немного подняться в горы на фото 60-х годов и современных. Живя там, я совершенно не задумывалась, как это красиво — горы!

Майли-Сай

В конце мая мы ходили в туда за цветами: маками, колокольчиками, эремурусами, которые еще звали «лисьи хвосты». А позже — за кисличками. И еще мальчишки ездили на велосипедах за фисташками. До сих помню, какие эти орешки были вкусные и нежные, они не идут ни в какое сравнение с покупными.

Наша улица Правобережная тянулась вдоль русла Майли-Су, к которой надо было спускаться с довольно высокого обрыва. Мне очень хотелось найти фото реки моего детства. Вот несколько.

Река Майли-Су

Я училась в школе №2.  На фотографиях наша школа раньше и теперь и  классы — мои и брата. Внизу современный вид школы.

Малйлу- Суу

Подробно о нашей школе и ее истории вы можете почитать, пройдя по ссылке: Школа №2 города Майли-Сай, 50-70-е годы.

Наша семья жила на Правобережной в финском щитовом домике, даже не оштукатуренном почему-то. И удобств там не было никаких. Но это был самый лучший дом на свете. С трех сторон его окружала виноградная беседка, а вокруг росло все, что может подарить Средняя Азия. В сентябре везде стояли ведра с персиками. Виноград в кладовке висел аж до февраля. Клубника поспевала в середине мая, чуть позже черешни, вишни, и все это росло вокруг дома. Как вкусно было есть еще молодые грецкие орехи с трех наших орешин! Брата в детстве сильно укачивало, поэтому родители сделали качели, чтоб тренировать вестибулярный аппарат. Они тоже были достопримечательностью нашего двора.

Майли-Сай 60-е годы

А  какие розы, георгины, флоксы выращивала бабушка! Забор был увит вьющимися розами в начале июня они пышно цвели. Старенькие фотографии вряд ли передадут прелесть нашего сада и цветников.  Да, может, они и не были так хороши, как кажется теперь. Но вот несколько фото из наших альбомов. Их делала моя мама. Цветные фотографии тогда было делать очень сложно. Но она освоила это дело, и у нас сохранился целый альбом.

Майли-Сай цветы

За маминой спиной —  забор парка. В нем кто-то всегда выламывал несколько прутьев, получалась дырка, через которую все — и взрослые, и дети лазили, чтоб, например, через парк отправиться в школу или магазин на слиянии улиц Мира и Ленина. Его звали еще «штаны». Периодически дырку заваривали, но ее тут же выламывали снова.

Прямо напротив нашего дома в парке слева была танцплощадка, а справа летний кинотеатр. Мы гордились что там не было контролера: купил билет и иди. Кстати, тогда было все построено на доверии. Дома закрывались чисто символически. Помню, громкое преступление, о котором говорил весь город: обокрали квартиру. Девочка, уходя оставила записку: «Мама, ключ на окне». Так что вору и взламывать ничего не надо было. Мы тоже оставляли ключ под ковриком на крыльце. Кинотеатра уже нет, осталась поляна, заросшая зеленью.

Грустно на это смотреть, мне было жаль, что это очень важное для меня место исчезло без следа. Но недавно Галина Рублевская предложила мне посмотреть фото старого Майли-Сай на ее страничке в ОК. Оказывается, она собрала там отличную коллекцию старых фото. И вот он — летний кинотеатр. Я так ему обрадовалась! Это снимок П. Кима. В рамках висели афиши, а сбоку — окошечко кассы. Сидишь в кино, впереди — светящийся экран, а над головой — звездное небо.

Майли-Сай старыеф ото

Вот еще несколько фото парка: за нашей с мамой спиной улица Мира недалеко от одного из входов в парк. Его современный вид на фото справа. Внизу — главный вход а рядом была фотомастерская (фото справа внизу). Здесь каждый год в мае мы делали групповое фото. У меня сохранились все фотографии с 1 по 10 класс.   Слева от входа — окошечки у входа, где было самое вкусное фруктовое мороженое. Наверное, когда-то там продавали билеты в парк? Но я такого не помню.

парк Майли-Сай

А вот несколько старых фото со странички Г. Рублевской. Танцплощадка времен нашего детства, скамейки в парке. Я забыла, какие они были интересные — с бетонными подлокотниками.

старые фото Майли-Сай

В нашем дворе было отлично слышно все, что говорилось и пелось с экрана летнего кинотеатра в парке, так что песни из фильмов 60-х годов мы знали, даже не еще не видя их в кинотеатре. Помню, «Бриллиантовая рука» шла несколько дней, и мы почти успели выучить и «Песню про зайцев», и «Остров невезения».  Но больше всего запомнилось «Помоги мне!» с финальным: «Невиноватая я, он сам пришел!»

Через парк я ходила и в музыкальную школу. 7 лет 2 раза в неделю —  специальность, а еще сольфеджио, муз. литература, ансамбли… После музыкалки я какое-то время играла, даже ноты покупала. До сих пор держу их, хотя пианино давно продали. Порой хочется поиграть. но уже все забылось. Так вот, музыкальная школа существует. У меня есть несколько современных фотографий и наша, выпускная.

Вспоминаю одно зимнее утро. Я через парк иду в музыкальную школу. На земле и на деревьях снег, выпавший ночью. На небе разливается заря и окрашивает снег в розовый цвет. Мне и сегодня кажется, что это одна из самых прекрасных картин моей жизни. И вот вижу фото — Садовая, снег, утро… Не совсем то, конечно, но фотография  очень живо напомнила мне ту чудесную картину. Ее сделал С. Попсуй.

Майли-Сай Муз школа

А это у нашего дома на улице Правобережной. У нас с братом дни рождения были рядом, поэтому их отмечали вместе, собирая сразу друзей — его и моих. Так что верхнее левое фото — двадцатые числа ноября. Кстати, тогда в саду еще цвели хризантемы. А в конце марта уже зацветал урюк.

Майли-Сай

Но зима все же была. Мы и бабу лепили, и горку во дворе делали. А какие вкусные и красивые сосульки были вокруг колонки во дворе! За забором — речка и дальше домики на горах — Левобережная.

Майли-Сай

Сегодня на Правобережной все изменилось: нет ни стареньких домов, ни садов. Но заборы, как везде, высокие. Не узнала бы спортзал. Вот разве магазин «штаны» стоит все там же.

Но, спасибо Галине Рублевской, я нашла у нее не только спортзал, но и стадион. В спортзал я немного ходила на настольный теннис, и, хотя я очень неспортивная, это у меня получалось, жаль, тренер быстро уехал. А потом год ходила на волейбол. У нас рисование вел Иван Андреевич Прокопьев, он же был волейбольным тренером. И почти все наши девчонки пошли на волейбол. Ира Тенчурина и Лариса Григорьева даже потом за республику играли. Я успехов не обнаружила, но помню волейбольную площадку позади трибун, мы бегали круг по стадиону, а еще было упражнение: все запрыгивали на верх трибун по сиденьям.

Майли-Сай

Мои родители всегда говорили, что майлисайцы — особый народ. Об их друзьях я писала в материале Так начинался Майли-Сай

Немного остановлюсь лишь на том, как они отдыхали и что пели. Компании были большими, но угощение готовили все вместе: салаты приносили с собой, плов во дворе на костре, по азиатскому обычаю, делали мужчины. А 2 мая мы ездили на маевки в горы выше водозабора. Мужчины строили запруду, женщины раскладывали на импровизированном столе еду. Так, как они веселились, мы уже не умели. Кроме обязательного застолья готовили  целую программу: устраивали лотереи, сочиняли стихи, выпускали стенгазеты, разумеется, танцевали. Ну и, конечно, пели. Вот эту  старую студенческую песню пели они, а десять лет спустя и мы, когда нас, студентов-первокурсников, отправили в Талды-Курганскую область на китайскую границу убирать кукурузу. Трясясь по пыльным дорогам в грузовике, мы с упоением пели: «так наливай студент студентке». Правда, мелодия немного другая, но более похожей не нашлось.

Помню, как они пели  «Песенку молодых соседей». Она мне очень нравилась, но почему-то, услышав ее по радио, я бросалась его выключать. Кто поймет этих девочек?

Ее автор — Аркадий Островский, имя почти забытое, а, между тем, как я обнаружила, большинство хитов первой половины 60-х написано именно им. Надо сказать, наша жизнь в начале 60-х была очень тесно связана с радио. Оно практически не замолкало с 7 утра до часу ночи. Звучало бодрое: «На зарядку становись!» — надо вставать в школу. Потом — «Пионерская зорька», среди дня — «В рабочий полдень».  Но главным музыкальным событием недели было воскресное «С добрым утром». Именно там впервые исполнялись все будущие хиты. Я хорошо помню, как в этой передаче стали появляться песни Островского, составившие первую своего рода песенную «мыльную оперу» с продолжением: «А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Я тебя подожду», «Вот снова этот двор», «Детство ушло вдаль». Самая популярная была «А у нас во дворе»- в исполнении молодого Кобзона. А я хочу вспомнить одну из песен, что пела Майя Кристалинская «Детство ушло вдаль«. Мне всегда нравилась ее манера исполнения — задушевная, без пафоса.

Островский написал песни «на все времена», такие как «Песня остается с человеком». А под «Спят усталые игрушки» засыпали уже миллионы детей. Среди моих любимых песен середины 60-х были «Как провожают пароходы» — тоже Островского.

В это время восходит звезда Александры Пахмутовой. В 1961 году вышел фильм «Девчата» с ее музыкой. И «Старый клен» стал одной из  тех песен, которые не устарели и сегодня.

Я выбрала эту песню в исполнении Нины Дорды. Когда у нас году в 63 появилось телевидение, это была моя любимая певица. Она казалась мне эталоном красоты. Я помню ее только в начале 60-х. Потом  куда-то исчезла. Посмотрела в Википедии, она умерла в 2016 году — совсем недавно.

Начало 60-х  — время грандиозных строек в Сибири. Тогда Пахмутова впервые оказалась на строительстве Братской ГЭС. И, хотя, песни, которые она тогда написала, были, конечно, государственным заказом, в них появилась та душевность, которая всегда будет привлекать в ее лучших произведениях. Вот как в «Прощании с братском».

15 октября 1962 года в эфир впервые вышла радиостанция «Юность». Конечно, ее главной задачей было патриотическое воспитание молодежи. Но только там можно было услышать, например, песни Высоцкого из фильма «Вертикаль» вышедшего в 1968 году. Вот «Песня о друге».

И бардов я впервые услышала там. Романтика тогда не казалась смешной, и песня «Люди идут по свету» вполне отвечала нашим представлениям о ценностях.

Впрочем, барды это скорее 70-е студенческие годы. А пока — вот фото. Пионерский лагерь в горах вверх по ущелью. Зимой там была лыжная база.

Майли-Сай история

Помню, мы катаемся 1 января, а из репродуктора звучит: «Говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет».

Мне недавно подарили фотографии нашего пионерского лагеря. Поляна, где поднимали флаг, танцплощадка — все такое маленькое…

Майлит-Сай 60-е годы

Помню лето, кажется, 1964 года. Это был последний год, когда нас еще брали в пионерский лагерь. Мы были первым отрядом, а наши извечные соперники — класс «б» вторым. Между нами шла непрерывная борьба  за победу — и в КВНах, и в спорте.

Как раз в тот сезон у нас была Пьеха. То есть она приехала на гастроли в Майли-Сай, а чтоб певица могла перед концертом отдохнуть, ее привезли в лагерь. Домик нашего отряда был у самых ворот, мы весь тихий час наблюдали за входом, и любое появление женщины у шлагбаума приводило нас в волнение. А  потом мы все кричали: «Пьеха, «Дружба!», имея в виду ансамбль, с которым она пела. Она все же вышла к нам, но поулыбалась, а петь, конечно, не стала. Эдита Станиславовна была совсем молодая, примерно, как в этом клипе, хотя ее хит «Наш сосед» появился года через два.

Не помню, был ли у нас там конкурс строевой песни, а вот бальных танцев был. По-моему, мы тогда «Липси» танцевали. Что только мы ни разучили в школьные годы: падеграс, например. Еще помню, мы  в школе танцевали вальс под музыку из кинофильма «Женщины»- «Вальс расставания». Хорошая была песня и хороший был композитор — Ян Френкель. Он написал и «Тополя», и «Журавли». и «Русское поле».

Мы были, наверное, последним поколением, которое умело танцевать вальс. Но, честно говоря, на классных вечеринках танцевали отнюдь не падеграс или липси. Тлетворное влияние запада дошло и до далекого киргизского городка. Уже было телевидение, и я помню этот чешский клип «Бабушка, научи танцевать чарльстон», записанный в 1961 году чешской певицей Эдитой Штаубертовой, а по-русски ее пела Тамара Миансарова.

А Тамара Миансарова озвучивала просьбу внучки уже по-русски:

Бабушка, отложи ты вязанье,
Заведи старый свой граммофон
И мое ты исполни желанье —
Научи танцевать чарльстон.

Конечно, чарльстоном дело не ограничивалось, потому что в 1966 году уже появилась «Королева красоты», Арно Бабаджаняна, под которую танцевали твист:

А вот еще одно школьное музыкальное воспоминание. Почему-то среди лета устроили смотр художественной самодеятельности. Мы были девицы активные, создали вокальную группу и выучили песню «Позарастали стежки-дорожки». Хорошая такая песня, душевная.

Нас поругали за репертуар: что это — «обнимались, слезно прощались». Но в результате отправили, очевидно, в награду, на школьном грузовике в Арслан-Боб, еще одно райское место моего детства. Это заказник в горах. По утрам розовые снежные вершины отражались в озерах, а вокруг росли яблони, алыча, грецкие орехи. Как раз в августе это все поспело, и мы переходили от дерева к дереву, пробуя плоды от каждого, прямо как Евы. Жили в палатках, готовили на костре и пели, по-моему, целыми днями. Особенно любимых песен было две. Одна какая-то вовсе бульварная про девушку в белых туфельках, которую соблазнили и покинули. А вторая — «Сиреневый туман». Когда она стала очень популярна в 80-е годы в исполнении Владимира Маркина, и, вроде считалось, что он ее автор, я удивлялась: мы ее знали в середине 60-х. Теперь, правда, читаю, что это песня народная.

Выпускной почему-то запомнился не вальсом, а «Леткой-енькой», которую мы, построившись паровозиком, до изнеможения танцевали в школьном спортзале часа в 4 ночи.

И напоследок еще несколько старых и современных фото Майли-Сая. Вот площадь, она казалась такой большой… Что значит детство! Похоже, в городе не осталось пирамидальных тополей,  а смотрите, как с ними красиво!

Майлу-Суу

Возле памятника Ленину ставили трибуну.

Мали-Сай 50-е годы

Эти фотографии сделаны несколько лет назад. Город сильно изменился. Но кинотеатр «Октябрь» легко узнать. В здании  бывшего управления комбината медучилище, а Дворец культуры облицевали плиткой.

Майли-Сай

Кроме фотографий из наших семейных альбомов я использовала фото, которое мне подарил Григорий Иванович Голод, когда-то он был врачом в Майли-Сае, а в наше последнее лагерное лето врачом в пионерлагере.  А Женя Оркина, его будущая жена, старшей пионервожатой. Моя подруга и одноклассница Татьяна Урубкова (Папушина) не только очень подробно поснимала виды Майли-Сая, но и подписала фото, иначе я ничего бы не узнала. Спасибо им.

Майли-Сай, 60-е годы в песнях, воспоминаниях, фотографиях: 8 комментариев

  1. Здорово! Все эти песни были и мы их пели или любили слушать

  2. Спасибо большое! Получила удовольствие от просмотра. Мне показалось очень интересно то, что мы с Вами жили в одних и тех же городах : с начала в Майли-Сае, где я тоже родилась и жила до 1973 года ( училась в первой школе), затем — Степногорск. Удивительное совпадение.

  3. Да, тогда многие майлисайцы переехали в Степногорск: там предприятие закрывалось, а здесь открывалось новое

  4. Добрый вечер, Наталья, огромное спасибо за память. Живу на Урале, прошлое уходит все дальше, но сегодня из Степногорска прислали этот адрес, и всколыхнулись самые добрые воспоминания. Мама когда-то говорила перед нашим отъездом из Майли-Сая: «Ловите счастливые минуты, такой сказки больше не будет нигде». Как она была права! Сегодня мне кажется, что у нас было самое счастливое детство. Спасибо.

  5. Здравствуй, Наталья! Тебе пишет твоя землячка Наталья Луста. Очень понравилась твоя заметка Майли-Сай в 60е годы «в песнях»! Я прошла те же вехи жизни в маленьком городке, что и ты: музыкальную школу, посещение спортзала и стадиона, учебу во второй школе. Также состоялась встреча с Эдитой Пьехой и Броневицким у озера в профилактории на Кугае — сохранился автограф. С удовольствием посмотрела фотографии, узнала много знакомых лиц. Спасибо, Наталья, за талант, за память, за интересный материал, отлично выстроенную композицию, за любовь к малой родине — Майли — Сае, которую я с тобой разделяю. Действительно, это был не город, а сказка:
    «Город, тебя наша юность
    Городом счастья зовёт» (из моей песни).

  6. Здравствуй, Наташа, очень рада тебе. Я помню песню, которую ты сочинила о Майли-Сае и как вы ее пели. Интересно, никакая запись не сохранилась? Можно было бы клип сделать. У меня еще есть ролик со старыми фото на музыку «Город детства» и пост «Так начинался Майли-Сай». Но начала писать о Майли-Сае как раз с этой заметки о песнях 60-х годов

  7. Наташа, большое спасибо за эти щемящие воспоминания. Я училась в одном классе с Игорем и когда-то присутствовала на вечеринке, которую ваша мама устраивала в вашем гостеприимном доме. Хорошо помню её, и как весело было тогда. А потом мы начали разъезжаться. Я уехала после седьмого класса, и пусть самые осознанные и значительные события — выбор дальнейшего пути, выпускной — произошли уже в другой школе, наши учителя задали такие высокие стандарты, что мы потом следовали им всю оставшуюся жизнь.
    Мы с мужем, тоже выпускником школы #2, проработали в Атомной промышленности до выхода на пенсию и уже взрослыми прочитали историю нашего городка заново и оценили его вклад в становление такой важной отрасли. Наш город детства остался в трогательных и волнующих воспоминаниях.

  8. Здравствуй, Ира, да, я тебя помню. Очень рада, что ты откликнулась. У меня о Майли-Сае есть еще публикации. Можно посмотреть, пройдя по ссылкам: http://natalya-telezhinskaya.ru/2020/07/01/майли-сай-город-нашего-детства/
    http://natalya-telezhinskaya.ru/2020/02/08/майли-сай-60-е-годы-в-песнях-воспоминани/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *