Михаил Юрьевич Лермонтов — классик русской литературы, великий поэт. Мы изучаем его биографию в школе, заучиваем стихи, пишем сочинения о Печорине или Демоне. Обыденные скучные школьные задания. А кому не хочется необычного, таинственного? Между тем, именно жизнь и поэзия Лермонтова дают нам возможность вступить в мир тайны. Загадочна его личность, потому что он никого не подпускал близко, скрываясь за маской иронии. О нем говорили как о человеке злом, неуживчивом, но откуда тогда в его стихах столько высокой духовности, тоски по идеалу? У Лермонтова много прекрасных любовных строк, но он так берег свои сердечные тайны, что зачастую мы можем только предполагать, кто их адресат. А сколько вопросов возникает, когда читаешь его стихи, поэмы, прозу! Чем поэта в 15 лет привлек образ Демона настолько, что он возвращался в нему всю жизнь? Что притягивает в Печорине, несмотря на его эгоизм? Я попытаюсь дать свою версию ответов на эти вопросы.
Нажав на строку содержания, вы перейдете на соответствующую главу.
Содержание
- Детство и юность. Родители. Бабушка. Ранние стихи. «Мой демон»
- Университет. Екатерина Сушкова. «Нищий». Смерть отца. «Ангел»
- Варенька Лопухина. «Она не гордой красотою». Переезд Лермонтова в Петербург
- «На смерть поэта». Стихи 1837 — 39 годов
- Поэма «Демон»
- «Образ Демона у Лермонтова и Врубеля» Презентация
- «Печально я гляжу на наше поколенье». Печорин — чем он отталкивает и притягивает
- Стихи 1840 года. Дуэль с Барандтом. Ссылка на Кавказ
- Стихотворения «Пророк» у Лермонтова и Пушкина
- Стихотворение «Сон». Дуэль и смерть Лермонтова
- Лермонтов глазами современников и литературных критиков
- 10 интересных фактов о Лермонтове
Детство и юность. Ранние стихи. «Мой демон». «Смерть»
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в Москве. Он почти не знал родителей. Мать, Марья Михайловна умерла от чахотки, когда ее сыну было всего 3 года. Ее мать, Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, бабушка Лермонтова, в ранней смерти дочери винила ее мужа, Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта. Он с самого начался представлялся ей неподходящей партией: небогат, неродовит, в то время как ее родственники — Арсеньевы, Столыпины относились к сливкам общества.
После смерти дочери Елизавета Алексеевна добилась, чтоб зять уехал из поместья Тарханы, где они жили, а внук до 16 лет остался жить с ней. Только при этом условии Михаил будет ее наследником. Юрий Петрович подчинился, и с сыном они виделись лишь урывками.
Мишель рос, окружённый любовью бабушки, и ни в чем, не знал отказа. Он был болезненным ребенком, и в доме жил врач, который занимался его здоровьем. Для мальчика нанимали гувернеров — француза, потом — англичанина.
Он свободно читал на этих языках, хорошо рисовал, легко подбирал рифмы. Но пишут, что уже с детства, рядом с самыми симпатичными проявлениями души чувствительной и нежной, обнаруживались в нем резкие черты злобы, прямо демонической.
Получив хорошее домашнее, образование, он в 1828 году поступил в 4-ый класс престижного Благородного пансиона при Московском университете. Учился хорошо. Мы мало знаем о подробностях его жизни тех лет. Но именно в это время Лермонтов начал писать стихи. В 15 лет в его поэзии впервые появился образ очень важный для его творчества. Лермонтов напишет первую редакцию поэмы «Демон» Всего их будет 8. Сюжет первой версии отличался от поздних вариантов. Действие происходило в Испании. Демон влюбился в монахиню, а потом погубил ее назло ангелу. В том же году он напишет стихотворение «Мой демон», там есть строки:
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь.
В общем-то Демон зла не делает. Это довольно типичный образ романтического разочарованного героя. Через год он переделывает стихотворение, появляется такая строфа:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Демон притягателен, потому что может открыть такие совершенные миры, которые недостижимы на земле. Поэт словно прикоснулся к этим мирам, и теперь пытается рассказать о них. Он вновь и вновь возвращается к образу Демона, но пока слов не хватает.
Лермонтов жил здесь и сейчас, был человеком непростым, но было в нем что-то тайное, недоступное, необъяснимое. Вот еще одно странное стихотворение. Он написал его в 16 лет и назвал «Смерть». Сегодня мы нередко читаем свидетельства людей, переживших клиническую смерть. То, о чем писал юный Лермонтов, очень похоже на эти описания.
Мне было все так ясно и понятно,
И ни о чем себя не вопрошал я,
Как будто бы вернулся я туда,
Где долго жил и все известно мне…
Он был счастлив, но потом в воздухе перед ним раскрылась книга, где было сказано, что он должен снова вернуться не землю. Этот жребий ему был в тягость:
Как? Мне лететь опять на эту землю.
Чтоб увидать ряды тех зол, которым
Причиной были детские ошибки?
Увижу я страдания людей
И тайных мук ничтожные причины,
И к счастию людей увижу средства,
И невозможно будет научить их…
Снова речь идет о некоей приоткрытой истине, которую он не может передать людям.
Университет. Екатерина Сушкова. «Нищий». Смерть отца. «Ангел»
В 1830 году Лермонтов оставил учебу в Благородном пансионе, который преобразовали в гимназию с возможностью телесных наказаний. Лето провел в подмосковном Середниково, поместье Столыпиных.
Тогда он пережил первую влюбленность. Ее звали Катя Сушкова. Ему было 15, Ей 17. Живая, обаятельная, черноглазая барышня семнадцати лет, она чувствовала себя взрослой, он для нее был мальчишкой. Ее забавляла его влюбленность, девушка называла его своим пажом, смеялась над его аппетитом. Мишель обижался почти до слез, ему хотелось быть взрослым.
Отголосок юношеской обиды звучит в стихотворении «Нищий». Его история такова: однажды компания молодежи отправилась в Троице-Сергиеву Лавру. Подали милостыню нищему на паперти, он их поблагодарил, сказав, что они – добрые господа, а недавно шалуны вместо денег положили ему в чашку камни.
У врат обители святой
Стоял, просящий подаянья,
Бедняк иссохший¸ чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Кусок лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою.
Позднее он напишет: «Я однажды украл у одной девушки, которой было 17 лет, и потому безнадежно любимой мною, бисерный синий шнурок. Они теперь у меня хранится. Как я был глуп!».
Осенью 1830 года Лермонтов поступил на нравственно-политическое отделение Московского университета. Говорят, был высокомерен со студентами, дерзок с преподавателями. Лекций не слушал, читал книги, среди них — стихи Байрона в подлиннике. Лермонтов боготворил этого поэта, строил свою жизнь по Байрону.
«Есть сходство в жизни моей с жизнью Байрона: его матери в Шотландии предсказали, что он будет великий человек, будет два раза женат. Про меня старуха на Кавказе предсказала то же самое моей бабушке. Дай Бог, чтоб и надо мной сбылось».
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
А в реальной жизни приближались экзамены, на которые Лермонтов не явился вовсе. Так закончилась его учеба в университете. Впрочем, в его жизни в эти годы случились события, требующие большого душевного напряжения. После переезда в Москву Лермонтов часто виделся с отцом, и эти встречи после вынужденной разлуки обоим доставляли радость.
В 1830 году ему исполнилось 16 лет, именно до этого возраста, по условиям бабушки Елизаветы Алексеевны, внук должен оставаться под ее опекой. Юрий Петрович напомнил ей об этом. Михаил должен был сделать выбор. Пишут, он хотел бы переехать к отцу, но бабушка обиделась, назвала неблагодарным. Остался с ней. А в следующем 1931 году Ю. П. Лермонтов умер от чахотки.
Зная о своей болезни, он написал сыну: «Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне, за нежное твоё ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишён был утешения жить вместе с тобою.» А Лермонтов напишет:
«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть.»
Значит, эту боль он носил в себе. И никакой любовью, и щедротою бабушки нельзя заменить потерянных в раннем возрасте родителей. В том же 1831 году он напишет стихотворение, которым очень дорожил, и одно из немногих юношеских хотел вставить в свой сборник. В автобиографических заметках есть такие слова: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если бы теперь услыхал я ее, она произвела бы на меня прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». В этом зерно его стихотворения, которое он первоначально называл «Песня ангела».
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи порой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов. Но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием дивным полна;
И звуков небес заменить не могли
Им скучные песни земли.
Может, вся его поэзия — попытка вспомнить ту песню ангела?
Варенька Лопухина
В том же 1931 году он познакомился с В Лопухиной, потом ей будут посвящены самые прекрасные его стихи. Из воспоминаний друга детства Лермонтова Шан-Гирея: «Будучи студентом, Лермонтов был страстно влюблен в молоденькую и умную, милую, как день, Варвару Александровну Лопухину: это была натура пылкая, поэтическая и в высшей степени симпатическая. Как теперь помню ее ясный взгляд, светлую улыбку. Ей было 15-16 лет, мы же были дети и сильно дразнили ее: у неё на лбу чернелось маленькое родимое пятно, и мы всегда при ней повторяли: «У Вареньки родинка, Варенька уродинка». А она, добрейшее создание, никогда не сердилась». Это стихотворение о ней.
Она не гордой красотою
Пленяет юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее — не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако, все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты,
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней.
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Лестно ли было прочитать девушке «почти стыдясь любви своей»? Наверное, её светлая душа притягивает Лермонтова, но слишком разные они были.
Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов решил перевестись из Московского университета в Петербургский. А когда не получилось, поступил в элитную школу гвардейских подпрапорщиков, учился там 2 года, затем был направлен в Лейб-гвардии Гусарский полк. Служил в Царском Селе, не пропускал балов в Петербурге. Слыл человеком умным, хотя и злым.
Писал ли он Вареньке в Москву? Писем Лермонтова к ней не сохранилось . Но вот ее сестре, Марии Александровне, писал, и, стесняясь спросить прямо, намекал на что-то, и она отвечала, что поняла его намек, что Варенька спокойна, скорее весела, но никуда не ездит, проводит однообразные дни, оберегающие ее от искушений. Наверное, петербургская жизнь отдалила его от московских привязанностей, в свете говорили о его романе с Екатериной Сушковой.
В 1835 году Варвара Александровна вышла замуж за Бахметьева, тамбовского помещика, на 17 лет ее старше. Шан-Гирей вспоминает: «Мы играли в шахматы, когда человек подал письмо. Мишель начал читать его, но вдруг изменился в лице и побледнел. Я хотел спросить, что такое. Он подал мне письмо и сказал: «Вот новость. Прочти». И вышел. Это было известие о замужестве Лопухиной».
И вот тогда-то он испытал боль потери, в которой, впрочем, сам виноват. Тоска по этой неосуществленной любви будет не раз звучать в его стихах. Считается, что к Лопухиной обращены строчки из поэмы «Валерик».
Я к вам пишу, случайно, право.
Не знаю, как и для чего.
Я потерял уж это право
И что скажу вам? Ничего.
Что помню вас, но, Боже правый,
Вы это знаете давно
И вам, конечно, все равно…
…Безумно ждать любви заочной
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог.
Эти стихи, одна из вершин Лермонтовкой поэзии, были написаны на Кавказе в 1840 году. В 1838 году проездом за границу Варвара Александровна была в Петербурге с мужем и маленькой дочерью. Бледная, худая, и тени не было от прежней Вареньки, только глаза были такие же ласковые и добрые. Это была их последняя встреча. Быть может, под ее впечатлением возникает новое посвящение к «Демону». Переписчик сначала ставит инициалы В. А. Б., но Лермонтов несколько раз перечеркивает «Б» и пишет «Л».
Я кончил — и в груди невольное сомненье!
Займет ли вновь тебя знакомый звук,
Стихов неведомых задумчивое пенье,
Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?
«На смерть поэта». Стихи 1837 — 39 годов
Надо сказать, особенно много стихов Лермонтов написал в 14, 15, 16 лет. Большинство из них подражательно, слабо, он их потом и не включал в сборник. Были, конечно, исключения: уже упоминавшийся «Ангел». Или вот еще — из ранних: в 18 лет Лермонтов впервые увидел море, на берегу Финского залива и написал стихотворение, которое мы знаем с детства: «Белеет парус одинокий». Но в большинстве случаев, стихи 19 -20-летнего поэта еще незрелы. А потом их становится все меньше: 1834 годом не датировано ни одно стихотворение, в 1835 — всего одно, правда, он закончил «Маскарад». В 1836 году — три стихотворения и повесть «Княгиня Лиговская». Читая произведения молодого Лермонтова, часто ловишь себя на мысли, что он не находит слов, что душа его словно не осознала себя, не отстоялась, что не хватает ей ясности, чистоты.
А затем приходит 1837 год. Дуэль Пушкина и Дантеса. Пушкина не стало 29 января, а 30 января в списках начинают ходить стихи «На смерть поэта». Через неделю к Лермонтову приедет его родственник, камер-юнкер двора, он стал дурно говорить о Пушкине. После этого появились последние 16 строк стихотворения: «А вы, надменные потомки…». Лермонтов один из немногих выступил в поддержку поэта.
Мы знаем, что именно с этого времени начались гонения на Лермонтова. Царь был разгневан. Поэта арестовали, неизвестно, какие бы были последствия, если бы не заступничество друзей, не хлопоты бабушки. В итоге Лермонтова в том же чине перевели в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, где он, впрочем, прослужил всего год и в 1838 году снова вернулся в Петербург.
Но мы не задумываемся, что как раз со стихотворения «На смерть поэта» начался великий Лермонтов. Все наши любимые стихи написаны между 1937 и 1841 годами. Они звучат так легко и стройно, словно родились на одном дыхании, словно это потоки света, которые льются с высоты. Вот только некоторые: 1837 год:
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
1839 — «Молитва»:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
В 1839 — 40 годах была написана поэма «Мцыри».
Поэма «Демон»
Тогда же была завершена 8-я редакция поэмы «Демон». Стихи, даже содержание поэмы за 10 лет с 1829 года сильно изменились. В разных редакциях ее действие разворачивалось то в Испании, то на берегу моря. После года службы на Кавказе Лермонтов решительно перенес действие поэмы в эту страну, которую с детства любил, ведь впервые бабушка привезла внука лечиться на Кавказские минеральные воды, когда ему было 6 лет. Описания гор завораживают:
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел — и горный зверь, и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали…
На фоне этого величественного пейзажа мы видим Демона. Надо сказать, за 10 лет его образ менялся, но оставалась неизменной во всех вариантах поэмы строка: «Печальный Демон, дух изгнанья». О чем его печаль? О том мире, который он потерял:
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья.
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый.
И эта печаль не дает нам однозначно относить его к отрицательным героям, хотя он явно носитель зла, которому, впрочем, люди так легко поддаются.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.
Демона ничто не могло поразить в этом мире, пока он не увидел Тамару:
И Демон видел… На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!..
Надо сказать, в ранних редакциях Демоном владеют гордыня, злоба, ревность к ангелу. В известной нам редакции Демон любит, и любовь переворачивает его жизнь. Слова, которые он говорит Тамаре не могут оставить равнодушными.
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой,
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей,
Клянусь блаженством и страданьем,
Клянусь любовию моей:
Я отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;
Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Демон печальный вызывал сочувствие, но Демон, влюбленный восхищал и покорял. М. И. Соломирская, танцуя с Лермонтовым на придворном балу, сказала: «Знаете ли, Лермонтов, я вашим Демоном увлекаюсь… Его клятвы обаятельны до восторга… Мне кажется, я могла бы полюбить такое могучее, властное и гордое существо, веря от души, что в любви, как в злобе, он был бы действительно неизменен и велик».
Говоря о поэме, всегда пишут о Демоне, оставляя Тамаре роль жертвы. Но образ Тамары гораздо сложнее. Едва пережив смерть жениха, она слышит ночью слова, которые завораживают ее своей красотой.
Нет, жребий смертного творенья,
Поверь мне, ангел мой земной,
Не стоит одного мгновенья
Твоей печали дорогой!
И дальше — волшебная песня о заоблачной стране, где нет печали, где плавают «Хоры стройные светил». В этой песне много нежности и любви. Тамара очарована красотой песни, и, хотя она не видела певца, он является ей во сне:
Пришлец туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он об ней жалел.
То не был ангел-небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик — о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..
Впрочем, восхищение таинственным гостем все же уступает место страху. Тамара пытается спастись в монастыре, но и молитва не защищает ее от очарования чудных песен.
В часы торжественного пенья,
Знакомая, среди моленья,
Ей часто слышалася речь.
Под сводом сумрачного храма
Знакомый образ иногда
Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама;
Сиял он тихо, как звезда;
Манил и звал он… но — куда?
Может быть, поверь Тамара песням незнакомца, они спаслись бы оба. Но страх перед неизвестным оказался сильнее. Демон говорит ей о своем одиночестве, а она в ответ: «Зачем мне знать твои печали?» Заклятие спало. Она уже не очарована красотой нездешних песен. Тамара просто женщина, которая хочет клятв, обещаний. Может поэтому единственный поцелуй оказывается гибельным для нее?
Лермонтова спрашивали: с кого написан «Демон»? И он отвечал: «С самого себя. Поверьте, я много хуже своего Демона». Это не была бравада. Быть Демоном больно. Лермонтов знал это, ведь и он был «духом изгнанья» и тоже тосковал по чудным песням. Песни ангела? Песни Демона? Откуда пришли те звуки, которые мечтал выразить Лермонтов?
Демон у Лермонтова и Врубеля. Презентация
В русской культуре был еще один гений, он создал образ Демона в живописи. Это Михаил Александрович Врубель. Есть много совпадений в жизни поэта и художника. Врубель родился в 1856 году, как раз в тот год был впервые издан «Демон» Лермонтова. Оба в 3 года лишились матерей. Современник вспоминает, что в 1885 году М. А. Врубель задумал написать картину на тему: «По небу полуночи ангел летел». И в этом же году он начнет работу над «Демоном».
Все знавшие художника говорили, что на протяжении всей жизни он любил Лермонтова и особенно «Демона». Он определял его так: «Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый». К этому образу он, как и Лермонтов, обращался на протяжении всей жизни. В 1890 году он напишет своего самого знаменитого«Демона сидящего». В 1891 году Михаил Врубель создал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова. Весной и летом 1900 он пишет «Демона летящего». Следующие 2 года работает над «Демоном поверженным».
Вот еще высказывание Врубеля об этом образе: «Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», дьявол — «клеветник», а «Демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».
Это прекрасное определение, но не сыграл ли этот образ роковую роль в жизни обоих творцов? Лермонтов погиб в 26 лет. У Врубеля начало развиваться психическое заболевание, которое стало особенно заметно во время работы над картиной «Демон поверженный». Он умер в 1910 году в клинике для душевнобольных. Вы можете посмотреть и скачать презентацию об образе Демона у Лермонтова и Врубеля. Пройдите по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/10TRk9S2W8Ua5u7LjsUVm_6PciLmJ0buq/edit?usp=sharing&ouid=115023533348382665675&rtpof=true&sd=true
«Печально я гляжу на наше поколенье». Печорин — чем он отталкивает и притягивает
Конечно, образ Демона можно рассматривать и безо всякой мистики. Таких разочарованных, уставших от людской глупости и пошлости вокруг было много в ту николаевскую эпоху. Очень уж все вокруг было серо и бездарно после разгрома декабристов. Молодые люди не видели перспектив. Не зря Лермонтов писал: «Печально я гляжу на наше поколенье»
Богаты мы, едва не с колыбели
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы…
…И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный.
Когда огонь кипит в крови.
«Мы» — это целое поколение людей, которым некуда девать свои силы. Они от скуки играют со смертью, ломают чужие жизни. «Он сеял зло без наслажденья». Таков герой его времени, таков Печорин. «Первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбудить к себе чувство любви, преданности, страха — это ли не первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-то причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права…».
Как это цинично! Но почему Печорин нас все же привлекает? Обаяние сильной личности? А, может, та печаль, которая всегда была в его глазах, даже тогда, когда он смеялся? И эта печаль не от каких-то житейских обстоятельств. Ни Печорин, ни Лермонтов на жизнь никогда не жаловались. От трудностей не бежали, на Кавказе в самое пекло лезли, а Лермонтов еще и стихи писал.
Душа пуста. И нечем ее заполнить. И печаль от этого. А, между тем, «образ совершенства» где- то маячил, мучил, и любви хотелось, и подвига: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил. Я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощал их чувства, их нежность, их радости и страдания, и никогда не мог насытиться» Это Печорин.
А вот Лермонтов: «Я похож на человека, который хотел отведать все блюда, сытым не наелся, а только получил несварение желудка и вдобавок разразился стихами».
Зачем Печорин влюбил в себя княжну Мери, зачем погубил Бэлу? Просто от скуки? От желания подчинить себе чужую душу? Или была надежда оживить душу свою?
Дуэль с Барандтом. Ссылка на Кавказ
Лермонтов начинает все более заметно заявлять о себе в литературе. В 1837 году напечатано его «Бородино» в 1838 — «Песня про купца Калашникова», «Дума». Его «Демона» переписывает и читает весь Петербург. Заинтересовались поэмой и при дворе. Правда, опубликован «Демон» будет лишь в 1856 году в Германии.
В 1840 году выходит его единственный прижизненный сборник стихов, куда автор включил он включил 26 стихов и две поэмы — «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова», печатается «Герой нашего времени».
Лермонтов продолжает появляться в свете, хотя общество его раздражает. В самом начале 1840 года под впечатлением бала в Дворянском собрании Лермонтов резко пишет о высшем обществе, он мечтает об иной жизни:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски….
…И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Чувства горечи и разочарования усиливаются. И это уже не романтическое юношеское отрицание, а горечь взрослого человека.
И скучно, и грустно! — и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья… что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят — все лучшие годы!
16 февраля на балу сын французского посла Эрнст де Барандт вызвал Лермонтова на дуэль. Причина не ясна. По одним сведениям, конфликт вышел из-за Пушкина, по другим — из-за женщины. Любопытно, поэты не разу не виделись — и это странно: столько общих знакомых! Но сколько раз их пути скрещивались заочно! Два лучших поэта погибли один за другим, и в России потом долго не было поэтов равных им.
Интересно, что в двух дуэлях даже пистолеты использовались одни и те же. Правда, пушкинские пистолеты фигурировали в первой дуэли Лермонтова — с Барандтом. Эта дуэль закончилась без крови. Барандт промахнулся, Лермонтов выстрелил в воздух, но через два года нашлись другие пистолеты.
Дуэли в России были запрещены, поэтому Лермонтова арестовали, и в апреле снова отправили на Кавказ, но теперь уже не в гвардию, а в пехотный полк. 18 июня он пребывает в крепость Грозную, участвует в стычках с горцами, в частности, при реке Валерик. Этому сражению посвящена его маленькая поэма «Валерик», где война показана безо всякого романтического ореола. А вокруг стоят величественные горы:
Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там, вдали, грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы — и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
Галуб прервал мое мечтанье,
Ударив по плечу; он был
Кунак мой; я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: «Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми».
«А сколько их дралось примерно
Сегодня?» — «Тысяч до семи».
Зимой 1841 года поэт приезжал в отпуск в Петербург, тогда поэт Одоевский подарил ему тетрадь для стихов с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную». За те 3 месяца, что ему осталось жить, Лермонтов вписал туда 13 стихотворений. Среди них «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Выхожу один я на дорогу…», «Морская царевна», «Пророк».
Стихотворения «Пророк» у Лермонтова и Пушкина
Последнее произведение Лермонтова называется «Пророк». Напомню, что стихотворение с таким же названием было и у «Пушкина». Оно звучало так:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
Перстами, легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон,
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подземный ход,
И дольней розы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый
И жало мудрыя змеи
В уста отверстые мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп, в пустыне лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей.
И, обходя глаза и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Лермонтовской «Пророк» — словно продолжение пушкинского.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья —
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи.
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорная вся земная,
И звезды слушают меня,
Лучами весело играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь боязливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите, вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами.
Смотрите ж, дети, на него,
Как он угрюм, и худ, и бледен,
Смотрите. Как он наг и беден,
Как презирают все его».
Почему-то кажется, что стихотворение не закончено. Впрочем, в судьбе пророков всегда бывает и третья часть. Их пророчества будут признаны всеми, но только тогда, когда их уже не будет на земле.
Стихотворение «Сон». Дуэль и смерть Лермонтова
Лермонтов словно видел свою смерть дважды: один раз в дуэли Печорина и Грушницкого, а второй — в стихотворении «Сон», написанном в мае — июне 1841.
В полдневный жар, в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я.
Глубокая в боку дымилась рана,
По капле кровь сочилась моя.
Лежал один я, на песке долины,
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня, но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, украшенных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает, чем была погружена.—
И снилась ей долина Дагестана,
Знакомый труп лежал в долине той.
В его груди, дымясь, чернела рана.
И кровь лилась хладеющей струей.
13 июля 1841 года в доме Верзилиных в Пятигорске Николай Мартынов, приятель Лермонтова, с которым они были знакомы еще по Школе гвардейских подпрапорщиков вызвал поэта на дуэль. О ее причине спорят до сих пор.
Дуэль состоялась 27 (15-го по старому стилю) июля 1841г. Свидетели вспоминали, что Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:
— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.
Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему: «Стреляйте же, или мы вас разведём!». Мартынов выстрелил. Поэт упал.
Интересно, что, когда секундант Мартынова князь Васильчиков давал показания, он сказал буквально словами Лермонтова из стихотворения «Сон»: «В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь. Пуля пробила сердце и легкие.» Когда читаешь показания, взятые по свежим следам у участников дуэли, поражаешься с одной стороны их противоречивости, а с другой — с каким безразличием приняли эту смерть окружающие. Доктора отказались ехать к месту дуэли, потому что шел дождь. Телегу найти не могли.
Каждый из участников почему-то утверждает, что это он сидел возле тела, пока остальные ездили в Пятигорск. А, скорее всего, все они уехали, а он лежал один под проливным дождем. И священник не желал его хоронить по церковному обряду, т. к. погибшие на дуэли приравнивались к самоубийцам. Один в жизни — один в смерти.
Многие из знавших его, решили, что он сам виноват в своей гибели, что пагубная привычка издеваться надо всеми, сделала закономерным его печальный финал. Царь Николай I тот и вовсе сказал: «Туда ему и дорога». В его царствование даже упоминать о поэте не разрешалось
И только его бабушка, Елизавета Алексеевна, когда ей, наконец, решились сообщить о смерти Мишеньки, так долго плакала, что уже не могла поднять век. Она жила еще 4 года, но ничего не видела.
Лермонтов глазами современников и литературных критиков
За неполные 27 лет, что прожил Лермонтов, его знали сотни людей. Кто-то считал, что у него ровный, веселый, живой характер. Другие утверждали, что он имел характер «тяжелый и несходчивый». Были свидетельства его доброты, хотя другие считали его едким и злым человеком. Товарищи по службе видели в нем кто смелого офицера, кто нерадивого служаку. Для многих он был обычным гусаром, участником пирушек, заводилой проказ, сочинителем стишков довольно вольного содержания.
С литературной братией знакомства Лермонтов почти не водил. Белинский, встретясь с ним и поговорив, решил, что это — редкий пошляк, отговаривал знакомых иметь с ним дело. Впрочем, посетив Лермонтова во время его сидения под арестом, Белинский был поражен его искренностью. Но это был один из редких случаев, когда Лермонтов подпускал кого-то к себе близко.
После смерти Лермонтова почти забыли. А когда, по прошествии времени, стали его вспоминать, одни видели в нем демона — разрушителя и в жизни, и в стихах, человека, одержимого гордыней. Другие же говорили о светлой, задушевной, теплой вере, о том, что он пришел в этот мир как вестник высоких миров.
У Лермонтова есть странная строчка: «Из пламени и света рожденное слово». Ему сразу указали на ее грамматическую неправильность. Надо говорить «из пламени». Он пытался исправить, не вышло. Махнул рукой, сказав, что и так сойдет. А она и по смыслу странная. Почему надо разделять свет и пламя, разве они не связаны, разве свет не порождение пламени? А, может как раз в этом его суть.
В жизни Лермонтова, в его поэзии столкнулись две стихии: подземное пламя и небесный свет? И уникальность его произведений в том, что они стали ареной битвы высокого и низкого: пламени ада и тоски по раю?
Божественный Пушкин мог свободно парить в небе поэзии, это не стоило ему никакого труда. Взлет же Лермонтова захватывает и потрясает, потому что огромная сила тянет его вниз, и какими же могучими должны быть крылья, чтоб преодолеть эту силу и взлететь?
Даниил Андреев в своей книге «Роза мира» будет писать о Лермонтове как о вестнике, о том, что в своей поэме «Демон» Лермонтов попытался выразить какой-то глубочайший опыт души, приобретенный ею после встречи с некой грозной и могущественной иерархией.
А Мережковский в своей статье «Лермонтов — поэт сверхчеловечества» приводит легенду, которою упоминал Данте в «Божественной комедии».
Произошла в небе война. Михаил и ангелы, сражались против дракона И повержен был дракон. Ангелам, сделавший свой выбор, больше не надо было рождаться, т.к. ничто не может изменить их участи.
Ангелам, колебавшимся предстояло рождаться еще и еще, чтобы они могли сделать во времени свой выбор, не сделанный в вечности. Эти ангелы — души людей рождающихся. От них скрыто завесой их прошлое. Но редким душам удается приоткрыть угол той страшной завесы. Одна из таких душ — Лермонтов.
В самом деле, велик соблазн понять, что означала эта судьба, какой урок можно извлечь из нее. Можно гадать, толковать, но однозначный ответ получить не удастся никому. Есть только один непреложный факт — томик стихов Лермонтова, пленительных, щемящих, завораживающих.
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья,
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламени и света
Рожденное слово.
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав его я,
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
К нему я навстречу.
10 интересных фактов о Лермонтове
- Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта, утверждал, что его род восходит к средневековому поэту и предсказателю Томасу Лермонту. По преданию, он получил свой дар от лесных фей.
- Имение Кропотовка Ю. П. Лермонтова находилось возле поместья Тарханы, где жила Мария Михайловна Арсеньева со своей матерью. Так что будущие родители Лермонтова были соседями.
- Мария Михайловна отличалась слабым здоровьем, потому мать настояла, чтоб она рожала в Москве.
- Почему-то при рождении Михаила акушерка сказала, что он не умрет своей смертью
- Ему было 6 месяцев, когда он вместе с родителями вернулся в Тарханы, поместье Пензенской губернии, где жил до 14 лет.
- Название села происходит от слова «тарханить», Местные крестьяне скупали ходовые товары и продавали их (тарханили) на ярмарках.
- Хозяйка поместья — Елизавета Алексеевна Арсеньева происходила из богатой и влиятельной семьи Столыпиных. Премьер — министр России начала 20 века П. А. Столыпин — приходился Лермонтову троюродным братом.
- В поместье было большое хозяйство, 3 фруктовых сада. поэтому все продукты были свои. А самым любимым лакомством мальчика было мороженое.
- Бабушка после ранней смерти дочери одна воспитывала внука и старалась развивать в нем всякие способности Он хорошо рисовал и лепил. Заниматься музыкой не любил, хотя умел играть на скрипке, фортепиано и флейте. С учителями изучал немецкий и французский язык. Знал латынь. Позднее выучил английский.
- Лермонтов был силен. Он легко завязывал в узел шомпола. Хорошо фехтовал. В умении ездить верхом имел мало соперников. На Кавказе он освоил джигитовку: с легкостью исполнял на лошадях различные акробатические трюки. А однажды, благодаря мастерской езде ушел от погони горцев.
