Кинофотоклуб «Радуга» возник в первые годы существования Степногорска и объединил любителей художественной фотографии, искусства хотя и молодого, но требующего таланта, мастерства и большого терпения. Старожилы помнят, какие потрясающие работы каждый год показывали наши фотохудожники на выставках в ДК. С тех пор мы запомнили фамилии Г. Шевченко, А. Юдакова, Ю. Грабчука, Н. Водолазова и других. Фотографии степногорцев пользовались успехом в области, а потом и на всесоюзных выставках. В 1970 году, степногорская экспозиция заняла третье место в Москве на ВДНХ. Пройдет еще несколько лет, и произведения степногорских мастеров признают во Франции и Германии, Португалии и Канаде, Гонконге и Сингапуре.
Геннадий Валентинович Шевченко приехал в Степногорск по распределению после Томского ТУСУРа. Еще в студенческие годы он организовал в общежитии фотокружок, и на новом месте вокруг Шевченко стали собираться фотолюбители. Среди первых были Г. Конев, В. Пальчунов, Ф. Пасечник и др. Поначалу встречались на квартире, потом — в подвале дома возле музыкальной школы. Там было так холодно, что приходилось подогревать проявитель, чтобы шли химические процессы. Но молодые, неунывающие, они не жаловались. Однажды в подвальчик зашел секретарь горкома партии, поинтересовался, чем занимаются, посмотрел работы.
Назавтра позвонили из групкома-125 и сообщили, что фотолюбители могут переезжать в общежитие 2-57. Там было тепло, светло, привезли два грузовика столов и стульев, дали небольшие деньги на реактивы и оборудование. В общем, только твори! Так, с конца 60-х годов люди с фотоаппаратами стали обязательной частью степногорской жизни.
В 1968 году, когда они начинали, культурная жизнь Степногорска только зарождалась, и молодых энтузиастов заметили. После того, как они сняли свой первый фильм «Город в степи», в фотоклуб однажды нагрянул сам директор ЦГХК С. А. Смирнов. Попросил показать фильм, одобрил и пригласил Г. В. Шевченко зайти к нему в кабинет для разговора. Последствия были оглушительными: директор предложил председателю фотоклуба составить заявку на необходимое оборудование и реактивы. Причем, посоветовал не экономить. А еще сказал, что даст задание архитекторам разработать проект специального здания для фотоклуба.
Я спросила Геннадия Валентиновича, должны ли были члены клуба фотографировать какие-то знаковые мероприятия. Он ответил: это было бы сложно, потому что у всех была основная работа. К тому же, крупные предприятия стали вводить в штат должность фотографа. Эти работники и занимались съемкой на режимных предприятиях. Но вот знаменитое фото митинга во время пуска ГМЗ сделал Геннадий Шевченко.
В объектив фотографов попадало немало интересных моментов из истории города и предприятий. Я их нередко использовала, когда писала об истории Степногорска и его предприятий. Помните, например, как много к нам в 70-80 годы приезжало звезд театра и кино? Вот, например, фото Кирилла Лаврова на выставке нашего фотоклуба.
Но наиболее интересной для членов фотоклуба частью их деятельности было создание художественных фото. Сегодня, в эпоху цифровой фотографии, трудно представить себе, каким сложным был путь от снятого на пленку лица или пейзажа до фотошедевра. Порой фотографу нужно просидеть несколько часов в темноте при свете красного фонаря, чтоб, например, уменьшить количество тонов всего до двух — черного и белого, создав фотогравюру.
Я когда-то немного читала о художественной фотографии и помню, как назывался такой прием — изогелия. А есть еще псевдосоляризация, где изображение соединяет фрагменты как негатива, так и позитива, снимок отливает серебром. А вот еще аббревиатура ФДП — фильтрация деталей проявлением. Происходит увеличение резкости за счет «голодного проявления».
Не буду больше умничать, тем более, что дальше чтения популярной литературы не продвинулась. Просто с помощью этих примеров хочется показать, какое это сложное искусство — художественная фотография. В архиве фотоклуба я нашла 2 фото Г. В. Шевченко. Мы не знаем, как выглядели юноша и девушка, которые ему позировали, их образы обобщены, перед нами символ юности. Ну а на втором фото — удача, которая порой выпадает фотографу — снять необычное природное явление.
Уже в 1968 году на 2 этаже кинотеатра «Юность» фотоклуб организовал первую выставку, и она имела успех. Я спросила о звездах первых лет. Геннадий Валентинович назвал, например, Вадима Андреевича Касимовцева, Николая Дмитриевича Колтышева, Геннадия Федоровича Шумкова, Фадея Ивановича Пасечника.
Фадей Иванович увлекался цветной фотографией. Сегодня ими труднее удивить, чем черно-белыми. Ведь элементарный мобильник сделает цветное фото без большого труда.
А в 70-е, чтоб передать цвет, надо было много часов сидеть в темноте и экспериментировать с цветофильтрами. Моя мама немного занимались цветными фото, и я помню, какое это было кропотливое занятие. Геннадий Валентинович рассказывал, что однажды для получения качественного снимка Фадей Иванович сделал 72 пробы. Дочери прислали мне папку с его художественными фото. Кстати, судя по всему, это было фото зимних берез. Он потом в области за него приз получил.
Юрий Васильевич Грабчук имел диплом бытового фотографа, а еще — талант, умение почувствовать и передать настроение пейзажа.
Кто-то сегодня посочувствует фотографам 70-х: в какое отсталое время они жили. То ли дело сегодня: нажал кнопку на телефоне — и снимок готов. Но я очень люблю старые черно-белые фото. Глядя на них, думаю, что это было высокое искусство а большая часть того, что делают сегодня — ширпотреб.
На заседаниях клуба велось очень обстоятельное обсуждение работ, фотографии для участия в выставках отбирали очень строго. Авторы были рады, если из 20 фотографий одобряли 2 или 3 снимка. Так любители росли, становясь профессионалами.
Некоторые поступали учиться. Николай Алексеевич Водолазов закончил Всесоюзный заочный институт киноискусства. Среди его достижений — работа «Пацаны», которая заняла первое место на фотовыставке в Париже.
Искусство портрета — высший пилотаж в фотографии. Среди старых фото мы нашли несколько работ В. Космакова. Это не просто лица — души.
В начале 70-х из армии пришел Александр Петрович Юдаков, и отныне многие любители фотографии, приходя на выставки, будут искать именно его работы. А все начиналось в 1962 году, когда при школе поселка Заводской Владимир Матвеевич Пантелеев организовал фотокружок. Кстати, личность Пантелеева для истории города имеет немалое значение. Штатный фотограф СУСа, именно он делал первые снимки строящихся предприятий. Ну а для Саши Юдакова он стал первым учителем, открывшим ему мир фотографии.
Александр Петрович Юдаков будет участником городских, республиканских, международных выставок. В 1987 году он получил приз Центрального телевидения за фотографию «Девушка с домброй». Эта работа успешно экспонировалась и на международном фотосалоне в Сингапуре. А. П. Юдаков занимался и черно-белой, и цветной фотографией, снимал видео. С августа 1991 года на местном телевидении стали выходить передачи созданной им студии «Радуга».
Владимир Сухарев поделился фотографиями зимнего Степногорска В. Космакова и А. Юдакова.
Я все время пишу о фотографах, но в клубе были и кинолюбители. Фильмы снимали Валерий Анатольевич Волков, Виктор Григорьевич Баранов. К сожалению, они до нас не дошли. А, между тем, эти видеосюжеты показывали в кинотеатрах, и они имели успех. Вспоминаю фильм «Голубые города». Это тоже работа наших кинолюбителей.
В 1981 году кинофотоклуб «Радуга» получил звание Народного. Он был популярен в городе. А когда у клуба появится свое помещение площадью 400 квадратных метров с демонстрационными залами, фото-и кино лабораториями, туда будут стремиться прийти даже те, кто не умел фотографировать: уж очень там интересно было.
Творческие люди, фотоклубовцы и отдыхали интересно. Они устраивали не только выставки, но и капустники, где одни сочиняли сценарии, другие делали смешные фотомонтажи, третьи — подбирали музыку. Попасть на такой вечер было престижно.
На новые предприятия приезжали молодые специалисты. Когда открылся «Прогресс», количество членов клуба приблизилось к сотне. Для молодежи в фотоклубе создали курсы, которые вели мэтры: В. Шевченко, Н. Водолазов и другие. фотокружки в дворовых клубах. Сергей Рожков вел занятия в обществе инвалидов, Анатолий Кириченко — в детском доме. А еще были выезды на пленэр в Боровое.
Геннадий Рудковский ходил в фотоклуб с 1979 по 1988. Он вспоминает, что фотоделу их учил Анатолий Петрович Воронов. Ветеран войны, фронтовой разведчик, Анатолий Петрович работал в ЦГХК, а после выхода на пенсию в 1987 году, смог много времени уделять искусству фотографии и работе с молодежью. Он водил своих учеников на пленэр, организовывал поездки в Боровое, давал теорию и практические задания. Кстати, члены фотоклуба имели удостоверения.
Владимир Белоусов тоже принадлежал к младшему поколению фотолюбителей. Он был самым молодым Лауреатом Республиканского конкурса «Труд и отдых покорителей Целины». Владимир с благодарностью вспоминает Юрия Васильевича Грабчука, который убедил его принять участие в конкурсе. Тогда за работу «Натюрморт» фотограф из Степногорска был удостоен диплома первой степени. Владимир прислал мне свое фото «Парус в степи», и я его сразу вспомнила — известная фотография.
Слева — фото 1987 года. Владимир написал, что тогда несколько молодых фотолюбителей организовали группу «Автограф». Они устроили свою выставку в «Айгуле», и она имела успех. Экспонировались их работы и в Целинограде, где были удостоены призов от облсовпрофа, Союза художников. Но существовала группа недолго.
После отъезда из города Г. В. Шевченко, клуб возглавляли А. П. Юдаков, А. Н. Кириченко. Анатолий Николаевич Кириченко свой путь в фотолюбительстве начинал в дворовом клубе 3 микрорайона, куда его послали вести кружок. Так что учил детей и учился сам. В фотоклуб пришел уже когда построили новое здание. Вспоминает, что в годы перестройки у наших фотографов появилась возможность посылать свои работы в другие города и страны: в Минск, Петропавловск-Камчатский, отправляли работы в Аргентину, Сингапур. Случалось, забирали на конкурсах все призы.
На ВДНХ в Москве был Дом народного творчества. Туда фотоклубы со всего СССР присылали свои работы. Их были многие тысячи. Отбирали несколько сотен и потом возили по разным городам страны. Анатолий Николаевич вспоминает, что однажды среди тех, избранных была и его работа «Горянка».
На последней Всесоюзной фотовыставке в Москве в 1991 году были представлены работы А. Кочкарева, В. Леонтьева, Ю. Божедомова, А. Юдакова и других.
После развала страны были попытки сохранить союз самодеятельных фотографов. Уже в 90-е в Москве Баскаков и Евтеев стали собирать работы фотоклубов СНГ. Степногорцы тоже были участниками этого сообщества. Было и «казахстанское кольцо». Клубы Казахстана пересылали друг другу коллекции своих фотографий, оценивали работы, а в декабре в Алматы проводилось подведение итогов. В клуб, признанный лучшим, съезжались фотолюбители со всей республики для обмена опытом.
Но в это время прекратилось финансирование. А как раз тогда все стали переходить на цифру. Нужны были другие фотоаппараты, компьютеры. Фотолюбителей становилось все меньше… Сегодня фотоклуб размещается в нескольких комнатках ДК «Горняк.» Там стоит очень старенький компьютер, что-то из техники приносят свое.
В последнее время фотолюбители много занимались оцифровкой старых пленок, и я нередко обращалась к ним в поисках исторических фото. Смотришь старые фотографии и вспоминаешь события давних лет: День пионерии, День бегуна, парад ветеранов.
«Радуга» продолжает организацию выставок — тематических, персональных. Фотоклубовцы разъехались по всему миру, но не теряют связи. Из Германии шлет свои работы Виктор Вольдемарович Эрлих. Мне понравился его натюрморт на вставке в ДК.
Владимир Викторович Кропачев сейчас живет в Алматы, я порой захожу на его страничку в ОК, любуюсь пейзажами. Выставка его фотографий тоже проходила в «Горняке». А в библиотеке мы представляли работы Владимира Телышева — степные пейзажи, цветы.
Геннадий Валентинович Шевченко, по-моему, уже обошел пешком всю Москву в поисках интересной натуры.
Так что бывших фотографов не бывает. Почему-то сохранилось мало групповых фото членов фотоклуба. Все не до того было. Вот одно из немногих, которое я смогла найти.
Слева направо: Упырь Владимир Иванович, Шурыгин Сергей Германович, Козырев Олег Иванович, Кириченко Анатолий Николаевич, Дальман Виктор Эрвинович, Леонтьев Виталий…, Кочкарев Андрей Борисович, Юдаков Александр Петрович, Грабчук Юрий Васильевич, Водолазов Николай Алексеевич, Маркин Федор.., Рожков Сергей.., Эрлих Виктор Вольдемарович, Божедомов Юрий Никифорович.
Если вы захотите дополнить мой рассказ, пишите пожалуйста в комментариях.
Спасибо за воспоминания! Свой портрет увидела — автор Владимир Космаков. И фамилию своего отца — Колтышев Н. Д. И даже не предполагала, что Шевченко Г. В. был первым…
Ирина, зравствуйте, какой замечательный портрет! Вы там такая одухотворенная! А нет ли у вас работ вашего отца?
В 70-е годы существовало много кинофоклубов. В Клубе «Октябрь»- я в нем занимался . В нашей 1 школе (шефы купили нам кинокамеру Красногорск). Снимали на кинокамеру жизнь школы, КНС , школьные вечера, последний звонок и выпускной первая съемка выпускного вечера была в 1972 г. Снимал я . Наш выпуск 1973 года снимал младший Каримов и т.д.
С 1973 по 1976 гг ходил в г. Степногорск в фотоклуб, сначала в общежитии во 2 мкр, затем в новое здание на окраине, тогда 4-го мкр, в пристройке-цоколе пятиэтажки. Новый кино-фото клуб в Степногорске очень был замечательный: и условия для фото-кино лабораторий, и демонстрационный зал. Знаком с Шефом — Шевченко Г.В. Фото Гордеева со Сфинксом в оз. Боровое увидел на выставке на ВДНХ в Москве в конце 70-х и сразу вспомнил знакомые, дорогие душе места. До сих пор дома красуются фото из Степногорского фотоклуба. Очень жалею, что Степногорск остался за пределами России.