Толе би (1663 — 1756)

У каждого народа есть люди, которые воплощают самые лучшие его черты: мудрость, достоинство, справедливость, и сколько бы веков ни проходило, память о них хранится. Таким был Толе би. Уважение, которым он окружен на протяжении многих веков, свидетельствует о том, что это была личность замечательная.

Содержание

  1. Детство и юность
  2. Толе би и эпоха джунгарского нашествия
  3. Толе би о единстве казахского народа
  4. Курултай в Ордабасы
  5. Толе би — духовный лидер народа. Изречения 

Детство и юность

Достоверных исторических фактов о нем немного. Считается, что родился он в 1663 году в урочище Жайсан, сегодня это — Жамбылская область. Толе происходил из дулатовского рода жаныс. Все  его предки  были простыми крестьянами — шаруа, «чернью» так что своему возвышению он обязан только себе. Впрочем, он с детства видел перед собой пример своего отца, Алибека, который среди родственников славился своим красноречием.

Мальчик тянулся к знаниям, слушал старые предания.  По воле отца Толе с пяти лет ездил по степи вначале с отцом, а затем в роли «приставного воспитанника» при опытных биях. Есть сведения, что его учителем был мулла из Бухары, одного из главных научных и духовных центров Средней Азии. А еще он много часов просиживал в библиотеках при ташкентских мечетях Каракамыс и Акбурхан.

С девяти лет мальчик принимал пробное участие в судебном разбирательстве и в вынесении судебных решений. В 15 лет Толе становится на самостоятельный путь судьи-бия.  Мудрые старцы дали ему свое “бата” — благословление. Биев в степи никто не назначал — их признавали люди.  Совсем молодой, Толе би уже был уважаем земляками

Толе би и эпоха джунгарского нашествия

Время Толе би (конец 17- начало 18 века) было трагичным. В 1681 году джунгары перешли реку Чу и до середины 18 века в степи не будет покоя от воинственных соседей. Но оно было и великим по числу замечательных людей, живших тогда. Это время великих батыров — Богенбая, Кабанбая, великих биев- Казыбека, Айтеке. Толе би был современником хана Тауке (1680-1718гг.),  последнего правителя единого Казахского ханства. Тауке успел создать в начале 18 века свод законов «Жеты Жаргы», в разработке которых принимали участие великие казахские бии, и среди них — Толе би. Хан Тауке ценил Толе би. Пишут, что в то время он был главным бием (улы би) всех жузов.

После смерти Тауке, во главе казахов оказались люди слабые, не имеющие авторитета. Тем более важна была роль биев. Толе би вместе с другими мудрецами стал духовным лидером народа. В это время набеги джунгар стали особенно жестокими, и Толе би показывал пример мужества.

Говорят, он участвовал в сражениях, но в самой известной легенде говорится не о его воинских подвигах. Когда приближались враги, и все вокруг спешно сворачивали свои юрты, чтоб бежать, Толе би не спешил покинуть свое место. И когда его спросили, почему он медлит, Толе би указал на гнездо ласточки под крышей. «В этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов». С тех пор его стали называть Карлыгаш-би.

Толе би о единстве казахского народа

Толе би рано понял свое предназначение. По записям видного исследователя Н. Торекулова, Анет-баба, наставник молодого Толе просил молодого Толе бия кратко сформулировать свое жизненное кредо и Толе би ответил: «Одинокий становится жертвой одиночества, народ если он един духовно и сплочен, то бессилен любой враг перед ним».

Толе би понимал, что в битвах с джунгарами очень важно, чтоб казахи были едины. «Много было красноречивых и таких, которые мнили себя вождями», — говорил Толе -, а не смогли собрать воедино казахов, вот почему страдают они от внешнего насилия, чуждаются друг друга, терпят поражение даже от немногочисленных врагов. Если народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений».

Курултай в Ордабасы

В 1726 году, на исходе весны, на южном склоне Каратау, на возвышенности Ордабасы, собрались на великий сбор лучшие представители всех трех казахских жузов – ханы и бии, султаны и батыры. По рассказам очевидцев, передававшимся из уст в уста, из поколения в поколение Толе би обратился к предводителям с таким словом: «Народ лишился покоя и охвачен унынием, и, глядя на него, омрачается моя душа. Кто услышит этот заунывный плач развеянного по степи униженного народа?! В это скорбное время, когда обрушился остов юрты и всюду раздаются тяжкие стоны, найдется ли смельчак, способный зажечь светоч единства?  На весах ныне лежит судьба народа, общая судьба, общая доля.  Сообща вернее найдем мы путь к миру, назначим верховного сардара. И соберем все силы в единый кулак и докажем, что все вместе мы – народ. Таков мой совет… К разуму взываю, братья!»

Результатом этого собрания было формирование военного союза казахского, каракалпакского, кыргызского и узбекского народов против джунгарских завоевателей. Толе би, создав вместе с Кабанбай-батыром, Богенбай-батыром и Жанибек-батыром единый народный фронт, возглавил освободительную войну.

Толе би — духовный лидер народа. Изречения

Много сохранилось свидетельств мудрости великого бия, которая проявлялась в тех судебных разбирательствах, что он вел. Самым тяжелым грехом, за который нельзя оправдать, Толе би считал предательство. Его приговор к одному из предателей стал эталоном в решении подобных спорных дел:

Благо, когда родится сын у отца,
Благо, когда он пойдёт по стопам отца.
Но если сын продажный сам не смоет
Позор гнуснейший со своего лица –
Прогнать его!

Вот еще цитаты из Толе би: «Не гони вола на гору — устанешь. Не обращая внимания на невежду — намаешься. Не ври другу — потеряешь к себе доверие, не говори тайну своему врагу — он погубит тебя. Не пускай кобыле жеребца простой породы, любуясь косматой его гривой: не родится конь, на котором ты смог бы пойти в поход. Не хватай за ворот хорошего человека из-за дурного, но близкого тебе, ибо сузится круг твоих друзей».

К его званию «Тобе бия» Старшего жуза порою прибавляли титул «батыра» — героя-воина. В одно время, более десяти лет, фактически правил он Ташкентом. Толе би говорил о себе: «Горе народное, которое недоступно хану, я ощущал издалека, и конфликты крупные приводил к миру». Толе би был старшим среди великих биев по возрасту, по рангу жузов и по опытности. О нем говорили: «Среди биев Толе би, среди ханов Есимхан достигли вершины славной власти».

За Толе бием закрепились слова, сказанные им о себе своим детям: «Меня сотворили, чтобы я служил народу».

Блестящий оратор, он в своих речах воспитывал людей, указывал народу новые перспективы. Так, он призывал кочевников заняться земледелием, учиться у южных соседей.

Толе би был сторонником сближения с Россией, он считал, что вхождение в состав большого и сильного государства будет полезно для его сородичей, правда, ему хотелось, чтоб   казахи получали все права свободных подданных Российской империи: торговали, получали образование.

Умер Толе би на девяносто третьем году жизни. Его похоронили в Ташкенте и на месте захоронения поставили мавзолей. К нему и поныне приезжают люди со всех концов света, чтобы поклонится славному предку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *