Суздаль, Боголюбово, Владимир. 50 фотографий с пояснениями

В июне 2023 года мы отправились на двухдневную экскурсию в старинные города Владимирской области:  Суздаль, Боголюбово, Владимир. В Суздале посетили кремль, видели старинные храмы и монастыри в окружении живописных русских пейзажей. Назавтра заехали в Боголюбово, совершили прогулку к храму Покрова на Нерли. Во Владимире были у Золотых ворот, осмотрели каменную резьбу Дмитриевского собора, а в Успенском соборе видели фрески Андрея Рублева. Была прекрасная погода, я сделала много фотографий. Постараюсь рассказать о том, что них изображено.

Содержание

    1. Кидекша, церковь Бориса и Глеба
    2. Суздаль: кремль, храмы, монастыри
    3. Боголюбово: монастырь, храм Покрова на Нерли
    4. Владимир. Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы 

Кидекша, церковь Бориса и Глеба

Для начала мы отправились в Кидекшу, это село в 4 км от Суздаля. Там, в долине Каменки, неподалеку от ее впадения в более широкую Нерль устроил свою загородную резиденцию Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха.

Еще ребенком Юрий стал князем Ростовским, хотя всю жизнь мечтал о киевском престоле, не раз пытался его завоевать. Но, так как это ему явно не светило, начал обустраивать городки в далекой провинции. Так, в 1125 году Юрий Долгорукий перенёс столицу своих владений из Ростова в город Суздаль и начал строительство. Говорят, Кидекша в его времена была укрепленным городом, откуда князь контролировал торговые караваны, плывшие по Каменке и дальше. Но дошла до нас только церковь Бориса и Глеба, построенная в 1152 году.

Считается, что это первый белокаменный храм в северо-восточной Руси. Надо сказать, традиция строить из белого камня, которая зародилась здесь, надолго стала характерной для владимиро-суздальской архитектуры. И Москва потом тоже будет белокаменная вплоть до XV века, когда снова стали строить из кирпича. Конечно, церковь Бориса и Глеба не раз перестраивали, но посмотрите на эту мощную каменную кладку. Так строили во времена Юрия.

Немного о Борисе и Глебе, первых русских святых. Они были младшими сыновьями Владимира, того, что Красно Солнышко, он же Креститель Руси. У Владимира было много детей, но в обход старших он хотел передать княжение в Киеве любимому сыну Борису, рожденному в христианском браке. Однако борьба за киевский стол была жестокой. Святополк, то ли сын, то ли племянник Владимира считал, что ради княжения в столице все средства хороши. Он решил убить братьев. Их предупреждали, предлагали поддержку, но они не захотели участвовать в братоубийственной борьбе.  Святополк, которого потом прозвали Окаянным, устранил соперников. По преданию, они встретились как раз в Кидекше, поэтому Юрий и поставил здесь храм в их честь. Впрочем, известно, что убили братьев порознь. Вообще же историки до сих спорят о том что же тогда случилось и кто кого убил. Но известно, что культ Бориса и Глеба ввёл Ярослав Мудрый в противовес бесконечным междуусобицам.

Видели мы рядом церковь святого Стефана и колокольню, немного наклоненную. Их построили в XVIII веке. Красивые. Но для суздальцев это уже новодел. Им XIII век подавай.

Кидекша

А я по дороге к автобусу сфотографировала этот домишко.

Неказистый, а какие наличники красивые! 

Суздаль: кремль, храмы, монастыри

Считают, что Суздаль был основан в 1024 году, так что в городе готовятся к 1000-летию. Город тоже стоит на речке Каменке. Когда-то она была судоходной, по ней везли товары. Сегодня река маленькая, но очень живописная.

Суздаль Каменка

В Суздале на 9,5 квадратных километрах сохранилось 305 памятников архитектуры, из них 4 ансамбля всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Частично мы их видели из окна автобуса во время обзорной экскурсии, после которой отправились в Суздальский кремль. Каменных стен там нет и никогда не было. Преградой для врага должны служить речка Каменка и земляной вал. Он местами довольно высокий. И с него открывается чудесный вид.

Суздаль

В Суздале 33 храма, 5 монастырей, 16 колоколен. Даже чтоб просто посмотреть на них, одного дня мало. Пытаюсь разобраться, что же мы видели, когда гуляли по валу. Слева —  пятиглавая Входо-Иерусалимская, а рядом — Пятницкая церковь. Нам рассказывали, что в северо-восточной Руси обычно рядом строили 2 церкви — зимнюю и летнюю. В нарядной церкви Входа Господня в Иерусалим, построенной в XVIII веке служили летом. Тогда же рядом была построена зимняя церковь Параскевы Пятницы. А крайняя справа —  Воскресенская, мы их потом увидим ближе. Прямо у крепостного вала — Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе. 

 

 

Выглядит новехонькой, но пишут, что упоминалась Успенская церковь еще в жалованной грамоте царя Ивана III в конце 1495 г. как дворовая церковь княжьей усадьбы. Тогда она была деревянной, а после пожара 1560 ее восстановили уже как каменную. В те времена пожары случались часто, после очередного, в 1719, ее перестроили снова. Возможно, тогда она и приобрела облик, характерный для распространенного тогда нарышкинского барокко, где сочетались европейские и русские традиции. Самая характерная его черта — соединение красного кирпича и белого камня. В 30-е годы церковь хотели разобрать на кирпичи — отстояли. Потом несколько раз реставрировали. И вот вышла такая красавица.

А знаете ли вы, что в «Женитьбе Бальзаминова» героиня Ноны Мордюковой пила чай как раз на валу Суздальского кремля, что, наверное, не очень удобно, зато какой фон!

Суздаль — постоянный источник вдохновения для кинорежиссеров. Там снималось множество фильмов. Среди них — «Метель», «Царская невеста», «Андрей Рублев», «Братья Карамазовы», «Чародеи», «Мой ласковый и нежный зверь», «Мертвые души» и др.

Главная достопримечательность Суздальского кремля — Собор Рождества Богородицы, построенный в XIII веке. Монголы его потом частично разрушили, но при Василии III поврежденный верх разобрали и надстроили пятиглавый храм с синими в золотых звездах куполами, как и положено церквям, посвященным Богородице.

Но местами видна древняя кладка XIII века. В Суздаль приглашали западных мастеров, оттуда пояса из арочек с колоннами, которые придают владимиро-суздальским храмам особое очарование. Обратите внимание, на колокольне часы, но там не цифры, а буквы. Интересно, как они объясняли, который час?

Неподалеку — деревянная Никольская церковь, построенная в XVIII веке, она была сюда перенесена в 60-е годы XX как произведение русского деревянного зодчества. Между прочим, в фильме «Метель» именно в ней обвенчали бедную Машу неизвестно с кем.

Режиссеров понять можно: эти храмы среди зеленых просторов так и просятся на пленку. Вот, например, чем не кадр из древнерусской жизни?

Трудно найти другое место, где старинные храмы так прекрасно вписывались бы в среднерусские пейзажи, как в Суздале. А природу здесь берегут не меньше, чем памятники архитектуры.  Гуляя по валу за рекой мы видели как раз одну из  таких достопримечательностей СуздаляИльинский луг. В старых книгах он назывался Андреевский, потому что прежде принадлежал Андреевскому монастырю.

Когда-то там велись покосы, а теперь это тщательно охраняемое пространство, заказник, где запрещена любая деятельность. Можно только аккуратно пройти по экологической тропе и пофотографировать. Ильинский — самый большой из 11 лугов в Суздале, их общая площадь — 148,8 га, а Ильинского — 40,8 гектара.

Над Каменкой, над Ильинским лугом возвышается храм святого Ильи. Сначала он был деревянный, а в 1744 году построили каменный. Горку, на которой он стоит называют Ивановской. Говорят, в дохристианские времена именно здесь праздновали Ивана Купалу. Потом, чтоб народ отвлечь, построили церковь Иоанна Богослова. Теперь ее нет.

Суздаль Ильинская церквь

После прогулки ноги гудели, и мы решили прокатиться в карете, они вереницей стояли рядом с кремлем. Наша была вот такая.

Наш возница успевал управлять лошадью, рассказывать о достопримечательностях и отвечать на вопросы. Я поняла, что суздальцы — народ предприимчивый,  сказались старые купеческие гены. 10 тысяч жителей обслуживают 1 700 000 туристов в год, причем не только летом. На новогодние праздники и масленицу здесь туристический бум.

Большинство жителей стараются включиться в туристический бизнес, а чем еще заниматься? Девочки-подростки нарядили пони единорогами и тоже ждут желающих прокатиться.

А кареты и повозки на улицах города встречаются рядом с современными автомобилями.

Строиться в Суздале очень дорого, ведь, помимо всего прочего, сначала нужна экспертиза археологов. А еще к частным домам строгие требования: они должны сочетаться с соседними, не выбиваться из общего облика города. Надо сказать, домики в городе очень симпатичные и ухоженные. Естественно, многие стараются открывать гостевые дома, чтоб тоже зарабатывать, ведь другой работы здесь почти нет.

Вот этот гостевой домик я сняла из автобуса, а потом нашла в интернете очень хороший отзыв о нем. Там бюджетно, комфортно, все выдержано в русском стиле, да еще есть всякие домашние животные на радость детям и взрослым.

У нашего провожатого — конюшня, гостевой дом. Говорит, это дает ему возможность путешествовать самому.

По пути мы проезжали Входо-Иерусалимскую и Пятницкую церковь, которые видели с крепостного вала. На первой шли реставрационные работы. Подкрашивают его бежевой краской. Ох, как бы не испортили, белокаменная она куда красивее!

Суздаль Пятницкая церковь

Наш гид рассказал, что ее реставрирует на свои средства крупный предприниматель, у него в окрестностях есть и охотничьи угодья. А золото на куполах какое-то особо прочное — «космическое».

Доехали мы до Александровского монастыря. Предание говорит, что он был основан в 1240 году самим Александром Невским. Мы как-то его с Новгородом связываем, а родился князь в Переславле-Залесском, сегодня это Ярославская область. И был, среди прочего, Великим князем Владимирским, так что он местный.

Этот женский монастырь, предназначенный «для приюта вдов и сирот»,  пострадавших от монгольского нашествия, был богат и почитаем. Но в 1610 его сожгли поляки, позднее снова восстановили, а в XVIII веке обитель упразднила Екатерина II. В 2006 году там был открыт мужской монастырь. Святые ворота (на фото) сохранились с XVII-XVIII веков.

Надо сказать, Суздаль с XIV века был крупным центром православия, тогда в нем одновременно работали 15 монастырей. Сегодня их 5: кроме Александровского —  Свято-Васильевский, Спасо-Евфимиевский, Покровский, Ризоположенский.  К сожалению, ни в одном побывать не удалось, но мне попался хороший пост о Спасо-Евфимиевском монастыре.  Вот ссылка: https://dzen.ru/a/Y4Xj1zVXey60ivkA

Видели со стороны Покровский монастырь, он меня особенно интересовал. Туда отправляли «жен, неугодных государству». Монахинями здесь были первая жена Василия III Соломония Сабурова, Ксения Годунова, вдова Василия Шуйского и первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Монастырь был очень богатым, на него щедро жертвовали. В XVII веке Покровскому монастырю принадлежали 7,5 тысяч крепостных, все строения были каменные. Но место все же печальное.

Сегодня в монастыре живут 150 монахинь. С 1992 года он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несколько столетий Суздаль жил за счет торговли, на средства купцов открывались приюты, школы. Один из них — Василий Максимович Блохин (1789 – 1845), не только основал богадельню, потратив на нее огромные средства, но и положил отдельный капитал, проценты с которого шли на приданое бедным девицам. Сегодня в здании богадельни —  художественно-реставрационное училище.

Вообще же в городе, кроме храмов и монастырей много интересных жилых зданий, среди которых более 200 признано памятниками архитектуры.

Наше путешествие закончилось на Торговой площади. Говорят, она была здесь, возле кремля, еще в XII веке, а в XIX по примеру Петербурга, построили торговые ряды.

В день нашего приезда здесь кипела работа: умельцы с помощью топора делали деревянные скульптуры.

Суздаль Воскресенская церковь

А на заднем плане —  Церковь Воскресения на торгу или Воскресенская. Мы ее видели с кремлевского вала. Эта летняя церковь была построена в 1720 году после очередного пожара. Кстати, с XIX века в центре города  разрешали строить только каменные храмы. С XVII в. здесь хранилась чудотворная Казанская-Суздальская икона Божией Матери. В 1920 она бесследно исчезла.

Так как мы жили в центре, то, оставив в отеле вещи, вышли погулять по вечернему Суздалю. Сфотографировали торговые ряды, закат.

Суздаль

И только потом я увидела на фото в отдалении Лазаревскую церковь и рядом колокольню Антипиевской. Церковь Святого Лазаря впервые упоминается в XV веке в грамоте Иоанна III, датированной 1495 годом. Тогда она была деревянная. В 1667 году построили каменную на деньги горожан. Это был первый пятиглавый храм города, там службы шли летом, а в пару ей в 1745 построили зимнюю — Антипиевскую. Ее колокольня, как хотели заказчики XVIII века, расписана разными красками.

Лазаревская церковь была белая. А при реставрации 2021 года решили, наверное, разукрасить и ее, чтоб они с соседней колокольней больше друг другу подходили. Кто-то одобряет, а другие возмущаются, что сделали расписной пряник. Вот два варианта из интернета.  Выбирайте, что вам больше нравится.

Суздаль Лазареская церковь

Мои открытия не закончились. Оказывается, я сняла еще и Кресто-Никольскую церковь. Церковь была построена в XVIII веке в память о прекращении эпидемии чумы. Ее много перестраивали, поэтому каждая сторона выглядит по-своему. Та, с которой я ее увидела, напоминает скорее нарядный особнячок, так что я и не поняла сразу, что это храм.

Суздаль Кресто-Никольсквая церковь

Такой уж город Суздаль: куда ни наведешь камеру — везде старинные церкви.

Боголюбово: монастырь, храм Покрова на Нерли

На следующий день мы отправились в Боголюбово, расположенное в 2 км от Владимира. Город основал в 1158 году князь Андрей Боголюбский.

Боголюбово

Его отец, Юрий Долгорукий, всю жизнь боролся за Киевский престол. Говорят, он хотел, чтоб после его смерти княжить в Киеве стал Андрей, но тот вдруг заявил, что хочет вернуться в Ростово-Суздальскую землю, где вырос. Юрий был так разгневан, что отказался благословить сына. Тогда Андрей тайно покинул Киев, захватив с собой очень почитаемую на Руси икону Богоматери, привезенную из Константинополя.

Пишут, что, не доезжая до Владимира, кони, которые везли повозку с образом остановились и ни за что не хотели трогаться с места. Решили там ночевать. Набожный князь перед сном много молился и Богоматерь, которая явилась ему во сне, велела на этом месте поставить каменный храм в честь Рождества Богородицы, а ее икону поместить во Владимире. Мы этот образ знаем сегодня как Владимирскую Богоматерь, одну из самых почитаемых русских икон. А в память об этом событии Андрей приказал написать Боголюбскую икону Божьей матери. Это была одна из первых икон, написанных на Руси. Много пришлось испытать этому образу: и пожар, где она уцелела, и обрушение церкви, в результате чего она оказалась под завалом. Народ верил в ее силу. Замечали, что после молитв у Боголюбской иконы эпидемии чумы шли на убыль.

Кроме храма, на этом месте князь основал свою резиденцию. Андрей Юрьевич был, конечно, очень религиозным человеком, но скорее всего, в выборе места руководствовался соображениями политическими. Как и  его отец Юрий, построивший дом не в Суздале, а в Кидекше, он хотел жить за пределами столицы, подальше от народной вольницы, ведь вече было не только в Новгороде. Кроме того, здесь Нерль впадала в Клязьму, та — в Оку, дальше — в Волгу, и это была часть важного пути «из варяг в арабы». Считают, что его дворец выглядел так.

Есть предположение археологов, что для строительства были приглашены зодчие из Италии.  И  прислал их не кто иной как Фридрих Барбаросса. Ну да, они с Боголюбским были современниками, но подтверждений этому нет. От него сохранился лишь фрагмент, но это единственное гражданское строение, дошедшее от домонгольской эпохи. На фото внизу эта часть более темная —  переход из дворца в церковь и лестничная клетка.  Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, примыкавшая ко дворцу, была построена тоже при Андрее. В XVIII веке обветшавший храм разобрали и на его основании построили церковь, которую мы видим и теперь. Внутри храма есть фрески конца XIX века, выполненные художником из Палеха в традициях древнерусской живописи. Образцом служили росписи Успенского собора, сделанные Андреем Рублевым.

Боголюбово

Андрей Боголюбский был талантливым правителем. За годы его княжения (1157-1174) Владимиро-Суздальское княжество стало самым сильным на Руси. Туда переезжали наиболее активные жители, в то время как Киев, раздираемый междоусобицами, постепенно слабел. Но князь был суров, порой жесток. Не шел на поводу у бояр. Они организовали заговор, и в ночь с 28 на 29 июня 1174 года Андрей был убит. Ему нанесли много ударов, но он все же смог сползти по лестнице, которая находилась в той самой сохранившейся части дворца. Нам показали место, где умер Андрей Боголюбский.

После смерти Андрея Юрьевича в его резиденции не осталось жителей. И лишь позднее там стали селиться монахи. Был основан мужской монастырь. О нем сведений немного. Похоже, не обошли его стороной татары. Пишут, что расцвет обители произошел в XIX веке. Тогда был построен большой собор в честь Боголюбской иконы Божией матери.

Это один из самых больших храмов Центральной России который вмещал до 5 тысяч человек. Средства для его постройки дала московская купчиха Анна Герасимовна Алексеева, автор проекта —  Яков Максимович Никифоров

В 90-е годы прошлого века старинная обитель была возрождена. Теперь здесь женский монастырь, где живут 120 монахинь.  С образованием монастыря чудотворная икона XII века Божией Матери «Боголюбская», была передана ему. Но состояние ее настолько быстро стало ухудшаться, что с 2009 года Боголюбская икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. А в церкви Рождества Богородицы Свято-Боголюбского женского монастыря выставлена её копия. 1 июня каждый год бывает крестный ход из Боголюбова во Владимир с этой иконой,  а 1 июля — в обратном направлении. В это время ограничивают движение транспорта.

Но нас ждала, по-моему, самая прекрасная русская церковь. В 1,5 километрах от Боголюбова расположен храм Покрова на Нерли. Как следует из летописи, он был построен по заказу Андрея Боголюбского в память о его сыне, Изяславе Андреевиче, умершем от ран во время похода в Волжскую Булгарию.

Когда нам сказали, что это расстояние мы пройдем пешком, я удивилась, почему нельзя подъехать. А потом подумала, что эта прогулка — сама по себе событие. Сначала идем по лугу среди цветов и трав. Кстати, этот луг тоже имеет название — Боголюбовский и занимает 170 га. И вот далеко впереди возникает храм.

Храм Покрова на Нерли

Подходя ближе, начинаем различать архитектурные детали.

Храм Покрова на Нерли

И вот он во всей красе отражается в Нерли вместе с деревьями и облаками. Если говорить о соединении красоты архитектуры и природы — Храму Покрова на Нерли нет равных.

Храм Покрова на Нерли

Говорят, здесь очень красиво, когда в половодье заливает луга и церковь возвышается над водой, «как лебедь».  Тогда экскурсантов подвозят на лодке. Холм, на котором стоит храм — искусственного происхождения. В основе его — четырёхметровые стены, засыпанные землёй.

Построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, праздника, который появился и на Руси как раз во времена Андрея Боголюбского. В его основе — византийская легенда о том, как к Константинополю подступили враги. Священники молились о заступничестве, и юродивому, Андрею Константинопольскому ночью было видение:  Богоматерь, окруженная ангелами, шла по воздуху. Как позже писали, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью распростёрла над всем стоящим народом». Город был спасен.

Интересно, что Покров в Византии как праздник не известен, а  на Руси прижился. Очень верил Андрей Боголюбский в то, что Богоматерь покровительствует России.

Владимир. Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы

Есть две версии основания города. По одной он был основан в 990 князем Владимиром Святославичем, при котором была крещена Русь. Но еще пишут, что в 1108 году крепость на Клязьме построил Владимир — Мономах, внук Ярослава Мудрого. Я немного читала сейчас о русской истории XI -XII веков, и думаю, это был один из самых замечательных русских князей: талантливый военачальник, очень порядочный человек, который не участвовал в усобицах, битвах за престол и всегда стремился примирить враждующие стороны даже в ущерб себе.

Во Владимире есть целых 2 памятника Владимиру Святославовичу и ни одного — Владимиру Мономаху. Многие жители считают, что это несправедливо. Мономах — очень достойная фигура русской истории. Надеюсь, что ему когда-то воздадут должное.

Владимир — современный город, областной центр. Но, несмотря на войны и разрушения в нем сохранились сооружения, возвращающие нас во времена Андрея Боголюбского.

Сделав Владимир столицей княжества, он занялся его укреплениям. Попасть в город можно было через 7 ворот: Серебряные, Волжские, Золотые, и др.   Сохранились только самые нарядные Золотые ворота. Это был парадный въезд в город. Почему их назвали золотые? Пишут, что створки дубовых дверей были обиты позолоченной медью и сверкали на солнце.  Татары пытались штурмовать ворота, но взять их не смогли. Ворвались в город через пролом в стене. В 1992 году Золотые ворота были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта Белокаменные памятники Владимира и Суздаля.

Золотые ворота Владимир

С XII века до наших дней во Владимире сохранились два великолепных собора: Успенский и Дмитриевский. В 1158–1160 по заказу Андрея Боголюбского был возведен Успенский собор, главный храм Владимиро-Суздальского княжества. 

Владимир Успенский собор

Именно там в 1160 году поместили Владимирскую Богоматерь. А в 1395 году москвичи попросили на время дать им эту икону. Дело в том, что на Москву шел Тамерлан, и надеялись, что покровительница Руси защитит город. Был совершен крестный ход, и вскоре стало известно, что Тамерлан повернул свои войска. Насчет дальнейшей судьбы Владимирской Богоматери не совсем ясно, может, ее на время и возвращали во Владимир, но скорее всего, она так и осталась в Москве. А с 1480 года официально была установлена в Успенском соборе Московского Кремля. Ох уж эти москвичи!

Но вернемся во Владимир. Конечно, Успенский собор не раз горел. Первый пожар случился уже в 1185 году, потом его перестраивал младший брат Андрея — Всеволод Большое Гнездо. Частично собор был разрушен при взятии города татарами, и все же перед нами живое послание из русского средневековья, нарядный, как все владимирские храмы, в то же время, величественный и мужественный.

Владимир Успенский собор

Это был самый грандиозный храм на Руси, он превзошел Киевскую Софию, а когда позднее Иван III будет строить в Московском Кремле свой Успенский собор, за образец возьмет именно его.

В 1767 году Екатерина II, посетив собор, выделила на его украшение 14 тысяч рублей. В основном эти деньги пошли на иконостас в стиле барокко. Вот его фрагмент.

Владимир Иконостас Успенского собора

Старый иконостас продали крестьянам села Васильевского Шуйского уезда. А, между прочим, создавали его московские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, которые работали во Владимире в 1408 году. Я где-то читала, что мастеров послали во Владимир расписывать собор, чтоб его жители не очень обижались  за Владимирскую Богоматерь. После революции иконы Андрея Рублева и Даниила Черного забрали в Москву, отреставрировали. Сегодня часть находится в Третьяковской галерее, часть — в Русском музее.

Но в Успенском соборе сохранилась часть фресок Андрея Рублева. Кстати, это единственные документально подтвержденные фрески, созданные великим мастером.

Рублев А Апостолы

На сводах собора, столбах мы видим части композиции «Страшный суд». В средние века нередко на стенах церквей изображали этот сюжет в назидание грешникам. Там и черти, и пламя. А у Рублева — свет и гармония.  Для него Страшный суд —  пришествие в мир Христа. И поэтому не страшно, а радостно. Вот сидят апостолы — Матфей, Марк, Лука, Иоанн, за ними ангелы. Они готовы к встрече со Спасителем.

Рублев Апостолы

Сам Иисус указывает одной рукой путь вверх, а другой — вниз, в ад, но это не жест сурового судьи, он мягкий, словно примиряющий. Сколько веры в добро и справедливость должен был иметь монах Андрей Рублев в жестоком XV веке, чтоб написать такой не страшный «Страшный суд»!

В Успенском соборе венчали на царство владимирских князей. Он же стал местом их погребения. Здесь похоронены Андрей Боголюбский, его младший брат — Всеволод Юрьевич, известный в истории как Всеволод Большое Гнездо, так как имел 12 детей.

Он правил Владимирским княжеством с 1154 по 1212 годы, и этот период был золотым веком Владимиро-Суздальской Руси. Всеволод был успешен в войнах, но где нужно, был хорошим дипломатом. В отличие от старшего брата Всеволод сумел подчинить себе бояр. В это время центральная власть окончательно переместилась из Киева во Владимир.

Всеволод Юрьевич восстанавливал после пожара Успенский собор, а еще при нем был построен один из красивейших русских соборов — Дмитриевский.

Владимир Дмитриевский соор

Христианское имя Всеволода было Дмитрий, так что храм был посвящен его святому покровителю Дмитрию Солунскому. Кстати, решив строить собор, он поехал в Грецию, в Солунь (Салоники) и привез оттуда реликвии: доску от гроба святого и его сорочку. А, когда Москва возвысилась, доску из Владимира тоже забрали.

Этот образ Дмитрия Солунского написан по заказу Всеволода. Говорят, похож на него, хотя разве так делали в средние века? Сегодня он в Третьяковской галерее

Белокаменные соборы владимиро-суздальской земли вообще очень красивы. Лаконизм, прекрасные пропорции, нарядные пояски из арок и колонок, а Дмитриевский к тому же  богато украшен 566 резными камнями.

Кто тут только ни изображен: на трех фасадах присутствует царь Давид. Казалось бы, что владимирскому князю до иудейского царя? Но в средние века это был популярный персонаж, он ведь был избран богом, а все цари считали себя богоизбранными. Александр Македонский был известен в средневековье по повести «Александрия». Герой возносится на небо, сидя в корзине, привязанной к грифонам. А чтоб у грифонов был стимул, держит двух львят. Грифоны стараются их схватить и летят вверх.

И про Геракла на Руси в XII веке знали. Считают, что на фасаде собора изображены 2 его подвига: битва с Лернейской гидрой и Немейским львом. А еще все фасады покрыты растительным орнаментом и изображениями зверей. Говорят, птицы — символ семьи, львы — государства.

Я немало путешествовала по городам России, но, пожалуй, нигде за два дня я не встретила столько всего прекрасного. Если вы хотите увидеть замечательные произведения  рук человека, которые идеально сочетаются с творениями природы, поезжайте во Владимир и Суздаль. То, что там сохранилось, лишь малая часть из того, что было создано в этих местах , а потом гибло в войнах и пожарах, а еще при перестройках и неумелой реставрации. Но все равно вас будут переполнять эмоции.

Суздаль, Боголюбово, Владимир. 50 фотографий с пояснениями: 4 комментария

  1. Сколько труда вложено в создание этой БОЖЕСТВЕННОЙ красоты, этого величия ! И десятилетия ещё будут стоять ХРАМЫ ! И главное : современные люди всё больше и больше проникаются душой , восхищаются и верить начинают в Бога ! И СПАСИБО энтузиастам, умеющим показать, рассказать и преподнести всем нам РОССИЙСКИЕ сокровища!

    Вам, Наталья Всеволодовна, спасибо! Огромное!

  2. Прочитал и посмотрел с удовольствием, многое вспомнил, а что-то узнал впервые!

  3. У нас уже образовался «Клуб путешествий с Натальей Тележинской». И где мы уже только не путешествовали вместе — от пирамид Египта, Рима и Парижа до многих уголков нашего края и наших микрорайонов ! И всегда это одинаково интересно, увлекательно и значительно. На этот раз — путешествие к самым истокам Русского государства. Прекрасные фотографии, прекрасные пояснения. Это. конечно, не пояснения, а полноценное и талантливое , как и всегда, повествование! Спасибо, Наталья Всеволодовна за нашу возможность путешествовать с Вами!

  4. Удивительно живой и талантливый рассказ с художественными фотографиями! В нём восхищение красотой, уважение к нашей истории и культуре, эрудиция и любовь к России, к нашей планете. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *